МААМ-картинки

Самообразование «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

людмила яновская
Самообразование «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Самообразование. «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

 

Источники способностей

и дарований детей

- на кончиках пальцев.

- От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

питают источник

творческой мысли".

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Самообразование „Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель: Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детейчерез использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи самообразования :

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для  изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приё мов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки,самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Этапы проработки материала:

1. Информационно-аналитический.

Изучение литературы по  теме:

- Янушко Е. А.  Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.

- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

-Журналы«Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие».

- Материалы Интернет сайтов maam.ru; https://festival.1september.ru

2. Практический. Использование различных форм работы с детьми.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа.

Методы и приё мы работы:

• Самомассаж кистей рук;

• Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины) ;

• Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация.

Пальчиковая гимнастика.  (2мл)

При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.

Как можно рисовать пальчиками?

Игры-манипуляции

«Ладушки-ладушки»«Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Для создания у детей  положительного психоэмоционального настроения применяютсяупражнения«Пальчики здороваются»«С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».

- Игры с пуговицами («Застегни карманчик»«ПОСЕЛИ ПУГОВИЦЫ В ДОМИК»);

- Игры – шнуровки («Вышей цветок»«Зашнуруй ботинок») ;

- Игры с прищепками («Иголочки для ежика»«Постираем платочки») ;

- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн»«Месим тесто»«Волшебные пески») ;

- Игры с фасолью (найдем мишку, потерялся зайчик);

- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью) ;

- Аппликация (сначала просто рвать, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги) ;

- Лепка (лепка из пластилина ; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .

- Игры на манке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

- Игры с водой способствуют развитию тактильно

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыковсамообслуживания : застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

В группе была создана необходимая предметно - развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно. Я постаралась создать окружающую среду детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в то же время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь я создала все условия для игровой деятельности. Для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические "Шнуровки", " Пазлы", "Застежки", "Волшебные бусины" и многое другое).

В течение года наполняемость полки обновляется, цели и задачи игры усложняются.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики физкультминутки на занятиях и утреннюю гимнастику играет положительную роль на развитие речи детей. Создание картотеки пальчиковых игр с лексическими темами, которые использую на занятиях и в режимных моментах.

Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. При обучении детей самомассажу использую массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястьям). После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания, выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом.

Шнуровки отлично развивают мелкую моторику, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок

Мозаика. Игры-мозаики являются еще одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих особенностей ребенка. Для детей младшего школьного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детейпостарше можно использовать  мелкие фишки.

Использовала нетрадиционную технику рисования на рисе, манке (игра «Золушка», перебирали крупу, Большое значение на развитие мелкой моторики имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования я использовала книжки раскраски.

В работе с родителями проводила анкетирование родителей по теме "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". Итоги этого анкетированиятаковы: большинство родителей знают, что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать. Проводила беседу с родителями "Как можно развивать моторику рук" и консультацию "Мои пальчики расскажут ". Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома». Были предложены несложные игры, например, с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, мозаика, массаж кистей рук с помощью различных предметов (карандашей, шишек и д. р.). Так же был проведен мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики "Ежик".

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. По моим наблюдениям улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движения. Выполняя пальчиком различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма, поэтому я не хочу останавливаться на достигнутом, а буду продолжать использовать дальше разные методы и приемы в работе с развитием моторики рук.

Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.  «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вниз»«вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «У оленя дом большой»,«Мы построим новый дом»«Моя семья» и т. д. ;

Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие  как:

- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

3. Предоставление отчета о работе.

Форма отчетности:

-В течении года я сделала консультацию для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»«Почему так важно рисовать ребенку?» Консультация для  родителей:«Рисуем ладошками».

- Составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

- Организовала папку-передвижку «Игры, способствующие развитию мелкий моторики».

Подсказки родителям брошюры игры «Игры с предметами домашнего обихода».

Какой предполагается  результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики,самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную (перемещение тела, ходьба).

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с са-мого раннего.

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: - сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; - познакомить родителей.

Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» Введение «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования»Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования» Уважаемые коллеги и гости моей странички! Хочется поделится опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Проект «Ладушки-ладошки» Приложение 4 Проект «Ладушки-ладошки» Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Паспорт проекта Цель: развитие.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками» Проект: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками. Место проведения: первая.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями.

Самообразование на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Самообразование на 2014- 2015 уч. год воспитателя первой квалификационной категории Федоровой Е. А. Тема: «Развитие мелкой моторики рук.

Самообразование: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Самообразование воспитателя СОШ п. Верхнеказымский Шелудковой Натальи Александровны Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 мая 2018 в 14:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем людмила яновская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД