Галина Парникова
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Следующим проектом был проект, разработанный в рамках другого приоритетного направления воспитательно-образовательной работы ДОУ – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект назвали «С чего начинается Родина?». Проект долгосрочный (младшая – средняя группы, многопроектный, информационный, практико-ориентированный, исследовательско-творческий.
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ (часть II)» размещена в разделах
Работу вела по темам «Я и моё ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, «Мой дом, моя улица», «Мой родной посёлок», «Защитники Отечества». Целью деятельности было формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному посёлку. За это время были реализованы следующие проекты: «Я и моё имя», «Я родился!», «Здравствуйте, это я!» (презентация прошла в форме совместного досуга родителей и детей, посвящённого Дню матери, «Моя мамочка самая-самая…» (презентация прошла в форме выставки детского творчества, праздника, посвященного Международному женскому дню). Интересными формами решения задач были: семейные мини-проекты (презентацию которых родители представляли на общем родительском собрании, оформление альбомов «Один день моей жизни», «Мамины помощники», выпуски фотогазет «Ах, эти летние деньки!», «Мой папа – защитник Отечества!», коммуникативные игры, детские дискотеки, трудовой десант, а также совместное с родителями оформление портфолио каждого ребенка. В последующие годы портфолио (папки достижений) систематически пополнялись и были вручены детям на выпускном балу.
Посредством реализации мероприятий этой проектной деятельности были выполнены задачи - заложен фундамент: по воспитанию у ребёнка любви привязанности к семье, близким людям, детскому саду, дому; по созданию эмоционально-благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок чувствует себя желанным и защищённым; для проявления сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, а также ко всему живому в природе; по созданию предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Родители активно вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Презентации своих проектов они оформляли в виде фотовыставок, выставок альбомов, выставок детско-родительского творчества, газет, мультимедиа презентаций, которые охотно представляли на групповых встречах, семинарах-практикумах, круглых столах, общих родительских собраниях.
Об опыте работы над этими проектами было рассказано на педсовете ДОУ в июне 2010 года, опубликовано на сайте для воспитателей детских садов «Дошколёнок. ру» http://dohcolonoc.ru/, международном образовательном портале "Маам. ru" http://www.maam.ru/.
Анализируя результаты педагогической деятельности за те годы, пришла к выводу, что метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса, а главное, оказывает положительное влияние на развитие ребенка (Динамика достижений воспитанников представлена в приложении к заявлению, с. 3; см. приложение № 5).
Самым интересным периодом проектной деятельности стала работа с детьми в старшей и подготовительной группах (2011 – 2013 годы).
Благодаря методу проектов, лето 2011 года было ярким, насыщенным и незабываемым. Наш проект «Вот оно какое, наше лето…» включал в себя разные тематические недели, которые отражали интересы детей. Они сами определяли, о чем будут говорить, что исследовать, как лучше это сделать, где найти информацию, чья помощь нужна и т. д. То есть, имея опыт разнообразной совместной деятельности, умея согласовывать действия, оказывать друг другу помощь и обращаться за ней к взрослым, дети самостоятельно организовывали проектную деятельность, выбирали способы работы над проектом и искали возможность организовать ее, а также сами старались привлечь своих родителей в решение проблем. Мне приходилось только быть для них помощником в создании условий для самостоятельной творческой деятельности, поддерживать детскую инициативу и активность. Наше партнерское взаимодействие носило личностно-ориентированный характер. Самым удивительным открытием для меня было то, что при правильном подходе к созданию условий для осуществления детских замыслов, каждый ребенок находил в рамках проекта деятельность, представляющую для него интерес, у каждого была масса идей и предложений. Дети с удовольствием рассказывали о своих работах, делали выводы, испытывали чувство гордости за достижения. Считаю, что шагая в ногу со временем, предлагая детям современные и нетрадиционные формы и методы работы, можно смело говорить об актуальности и эффективности проектной деятельности. Дети с огромным удовольствием черпали знания через просмотр мультимедиа презентаций, обучающего видео (мультфильмы, документальное кино, клипы, слушали аудиозаписи песен, рассказов, сказок по теме, аудиоэнциклопедии, решали проблемные ситуации, проигрывали их, проявляли себя в интервьюировании, составлении творческих рассказов, драматизации любимых произведений, составлении коллажей, изготовлении творческих работ, оформлении собственных исследований в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Принимали участие в КВН, викторинах, виртуальных путешествиях, интерактивных играх. Готовили выставки творческих работ, пополняли своими работами предметно-развивающую среду группы и прогулочного участка. За этот летний период детям были интересны следующие темы:
«Счастливое детство моё»
«В гостях у сказки»
«Наша Родина – Россия»
«Моё здоровье в моих руках»
«Три сигнала светофора»
«Моя дружная семья»
«В мире животных»
«Вода – матушка»
«Здравствуй, лес, полон сказок и чудес!»
«Цветочный калейдоскоп»
«Свежий воздух нужен всем!»
«Мой край родной»
«До свидания, лето!»
Результаты проекта были такими:
• Эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребёнка в летний оздоровительный период.
• Удовлетворённость естественными потребностями в движении, развивающееся двигательное творчество.
• Укрепление психофизического здоровья детей, повышение сопротивляемости организма ребенка.
• Активность, инициативность детей в общении.
• Приобретение опыта нравственно-эстетического восприятия окружающего мира, проживания событий, ситуаций.
• Повышение уровня умелости, самостоятельности.
• Наличие интереса к миру природы, любознательность, проявление гуманных и охранительных способов взаимодействия с природным миром.
• Проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности.
• Активное участие родителей в жизни ребёнка, как дома, так и в стенах ДОУ.
Опыт работы в рамках проекта «Вот оно какое, наше лето…» был представлен на установочном педсовете в сентябре 2011 года и размещён на сайте «Детский сад «Семь Гномов» http://vospitatelivsexgorodov.3bb.ru/, где являюсь активным участником форума с октября 2010 года.
Одним из любимейших детьми и родителями был проект «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!», целью которого было формирование представлений о ценности здоровья и необходимости вести здоровый образ жизни. Он был реализован в 2012 году, а в 2014 году опыт работы в рамках этого проекта был представлен на районном совещании заведующих дошкольными образовательными учреждениями «Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности ДОУ через реализацию проектов» и опубликован на международном образовательном портале "Маам. ru" http://www.maam.ru/. Ожидаемые результаты проекта полностью оправдались:
- дети имеют элементарные знания о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни;
- знают о пользе утренней гимнастики, физических упражнений, о важности соблюдения режима дня;
- имеют элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания;
- соблюдают элементарные правила здорового образа жизни;
- повышение профессионального уровня педагогов по здоровьесбережению в ходе проектной деятельности;
- родители активно вовлечены в решение задач воспитательно-образовательного процесса.
Подводя итог своей педагогической деятельности, как воспитателя, могу с уверенностью сказать, что благодаря использованию метода проектов, повысился уровень познавательного интереса у детей. Кроме того, родители стали активными участниками образовательного процесса. Проектная деятельность помогла приобрести умение работать в команде, достигать поставленной цели путем выработки своего плана действий. Технология проектов позволила изменить стиль работы с детьми, построить совершенно новые взаимоотношения с родителями воспитанников. Свои слова благодарности о работе родители оставили в портфолио воспитателя (приложение № 6). Проектная деятельность также способствовала формированию у детей навыков исследовательской деятельности, развитию познавательной активности, творческих способностей, умению планировать, работать в коллективе, иметь активную жизненную позицию, повышению самооценки ребенка, так как, участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Такие качества благоприятно отражаются на успешном обучении детей в школе, что и подтвердилось на практике. Мои выпускники, закончившие в 2014 году обучение в 1 классе, показали хорошие результаты: 87 % детей закончили на «4» и «5». Они активны, любознательны, инициативны. С удовольствием ходят в школу. 100% детей посещают разные кружки различной направленности, секции, дом детского творчества, детскую школу искусств, музыкальную школу.
(продолжение следует)