Лучший педагог года

Сценарий мероприятия «Русская изба»

Вероника Пестова
Сценарий мероприятия «Русская изба»

Цель: Формирование знаний о быте русского человека.

Задачи:

1. Познакомить детей с горницей, с предметами старинного русского быта (печь, половики, посуда, рушники, и т. д., рассказать о ее устройстве;

2. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.

3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Приоритетная область – социализация, формирование патриотических чувств.

Публикация «Сценарий мероприятия „Русская изба“» размещена в разделах

Интегративные области: коммуникация; познание, формирование целостной картины мира; здоровье; музыка.

Предварительная работа: заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.

Оборудование: домовенок Кузя-кукла, иллюстрации с изображением быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар.

Словарь: горница, люлька, доброжелательный, почитание (родителей, сундук, полати, чугун, деревянные ложки.

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Ход мероприятия

Дети стоят полукругом.

Воспитатель русском костюме) начинает словами: «Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли».

Кузя: Здравствуйте, люди добрые! Честной народ заходи в мою горницу

Воспитатель: Подожди, подожди ты, что-то путаешь. В комнату. А что такое горница мы не знаем.

Кузя: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо - печкой. (Приложение № 1). (Все перечисленное сопровождается медленным показом). Заходите, люди добрые, ведь вы ко мне с добром! (дети садятся за столы).

Воспитатель: «Русские — народ доброжелательный». Как вы это понимаете?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил. (Приложение № 2). Ясно, что одному человеку такое большое дело не под силу. А знаете, помогали друг другу не только при постройке избы, но и в других больших делах. Например: сено косить или урожай собирать. (Приложение № 3). И никто, никогда в помощи соседу не отказывал. Потому что знали: сегодня я помогу, а надо будет — соседи мне в помощи не откажут.

Воспитатель: А что это? Ой, да это настоящая люлька-колыбель. (Приложение № 4). В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели. Дети, вы знаете колыбельные песни. Давайте их вспомним.

Дети:

Баю-баю, баю-баю,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи Дуняша сладко.

Воспитатель: Кузя, ты где? Надо же, пригласил нас к себе в гости, а сам исчез. Кузя домовой, а домовые любят пошутить. Ребята, а вам нравится в горнице у Кузи. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем?

Дети: Кузина горница нравится. Она не похожа на наши комнаты.

Воспитатель: Посмотрите, здесь много необычного, незнакомого нам. Я загадаю вам загадки, а вы найдите ответ в горнице. (Приложение № 5).

Новая посудина,

А вся в дырках.

Дети: Сито.

Воспитатель: Для чего нужно сито.

Ребенок: Моя мама муку сеет.

Воспитатель: Великан в углу.

Дети: Печь.

Воспитатель: О ней говорили: «Печь — всему голова». Голова — значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице зима, мороз, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А в старину батарей не было. Что тогда грело?

Дети: Печь.

Воспитатель: Что нужно, чтобы печь грела?

Дети: Дрова.

Воспитатель: Да, печь и накормит, и обогреет.

А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что еще можно сушить на печи?

Дети: Грибы, ягоды, травы.

Воспитатель: А еще, дети, печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться?

Дети: Простудятся.

Воспитатель: Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников — простуда пройдет. Вот почему говорят: «Печь — всему голова». А теперь поиграем в игру, которую играли в старину дети.

Игра «Мешочек».

Дети стоят в кругу.

Правила игры: К верёвке привязывается мешочек с песком, дети стоят в кругу. По мере вращения мешочка, подпрыгивают, стараясь не задеть мешочек.

Воспитатель: Следующая загадка:

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается.

Дети: полотенце.

Воспитатель: Есть ли таков, как Иван Рудаков,

Сел на конь, да и поехал в огонь.

Дети: чугунок.

Воспитатель: На стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам — уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперед него ложку опустит тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Поперек батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по раз-решению.

Самые старшие в семье — дед и бабушка, родители отца и матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое, удобное место за столом, самое теплое место для сна. Где оно?

Дети: На печи.

Воспитатель: Их даже папа с мамой во всем слушались, потому что любили, уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей.

А теперь поиграем.

Игра «Молчанка».

Дети стоят в кругу.

Правила игры:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свеженькой росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Кто рассмеялся или заговорил, выходит в круг и танцует под музыку.

Воспитатель: Еще загадка

Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине – огонь да вода.

Дети: Самовар.

Воспитатель: Ребята, а для чего самовар нужен

Дети: Из самовара чай пьют.

Кузя. А что-то песен у вас не слышно?

Воспитатель. Знаем мы, домовой шуточную песню.

Дети под музыкальное сопровождение исполняют песню «Валенки»

Слова и музыка неизв. автора

Русская народная песня

Валенки да валенки,

Ой, да не подшиты, стареньки.

Нельзя валенки носить,

Не в чем к миленькой ходить.

Припев:

Валенки, валенки,

Эх, не подшиты, стареньки.

Ой ты, Коля — Коля-Николай,

Сиди дома, не гуляй.

Не ходи на тот конец,

Ох, не носи девкам колец.

Припев.

Чем подарочки носить,

Лучше валенки подшить.

Припев.

Суди люди, суди Бог,

Как же я любила:

По морозу босиком

К милому ходила.

Припев:

Валенки, валенки,

Эх, не подшиты, стареньки

Воспитатель: Славно мы, ребята, сегодня повеселились. Много услышали, узнали. Давайте мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давайте по-старинному русскому обычаю сделаем.

В старину, прежде чем сесть за стол, руки обязательно мыли, рушником вытирали, при этом приговаривали: (воспитатель моет руки)

Я вымою рученьки, нежные и белые,

Чтобы личико белело,

Чтобы солнышко хотело:

Меня чаем угостить

И за стол посадить.

Воспитатель: Не забывайте и помните русские обряды и творчество русского народа. А сейчас Кузя приглашай наших гостей к самовару, угоститесь чайком и сладостями полакомитесь!

Список литературы.

- Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарий занятий по комплексному развитию дошкольников (средняя группа). – М. : Вако, 2005. – 160с. – ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем.)

- Мое отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И. В. И др. – М. : Издательство ГНОМиД, 2005. – 232с.

- Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» - 3-е изд., испр. и док. – М. : АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).

- Использование ресурса интернета.

Приложение№2

Приложение№3

Приложение№4

Приложение№5

Публикации по теме:

Фотоотчет «Русский быт. Русская изба»Фотоотчет «Русский быт. Русская изба» Первый день проекта "Страна мастеров" был посвящен русскому быту, мы с ребятами отправились в путешествие в далекое прошлое. Мы познакомились.

Конкурс «Русская изба» (фотоотчёт)Конкурс «Русская изба» (фотоотчёт) В ноябре 2015 года в нашем детском саду проходил конкурс "Русская изба", на конкурс были представлены избы изготовленые из различных материалов.

Конспект «Русская изба» Конспект НОД во второй младшей группе «Русская изба» Программное содержание: Дать представление о русской избе. Обогатить словарь детей.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Макет «Русская изба» Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию.

Мастер-класс «Русская изба»Мастер-класс «Русская изба» Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению макета "Русская изба", которую мы изготовили в рамках проекта.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Мини-музей сделала на основе магнитной доски в виде домика. На картон наклеила магнитную доску,приклеила окна, крышу, трубу. Все детали.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» В моем детском саду есть мини - музей "Русская изба". Здесь собраны предметы старины (ухват, прялка, чугунок, печь, предметы искусства.

Наш мини-музей «Русская изба»Наш мини-музей «Русская изба» оздавая мини музей на базе нашего ДОУ, мы предположили что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей.

Проект мини-музея «Русская изба» Проект мини-музей «Русская изба» Название проекта: Мини - музей «Русская изба» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность.

Уголок группы «Русская изба»Уголок группы «Русская изба» Цель выставки: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мероприятия «Русская изба»
Опубликовано: 23 марта 2016 в 10:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД