Лучший педагог года

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников

Нина Волгина
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он построен на познании мира, он хочет его познавать. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и нужнее тех, что получены репродуктивным путем.

Публикация «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах

Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Во второй младшей группе малыши с удовольствием обследовали песок и глину, познавали их свойства; плескались в воде, открывая ее тайны. В младшем возрасте были проведены следующие опыты: волшебное превращение снега в воду, а воду в разноцветные льдинки, пробовали делать пену и пускать мыльные пузыри, отправляли в плавание корабли и подводные лодки.

В среднем возрасте опыты усложняются. В этом возрасте дети способны найти ответы на более трудные вопросы. “Волшебная вода” (смешивание подкрашенной воды) и получение разнообразных “волшебных” цветов и оттенков. “Подушка из пены” (какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены, а какие нет). “Все увидим, все узнаем”, рассматривание предметов через увеличительное стекло. “Звонкие бутылочки”, проводили испытания со звуком и много других опытов интересных для детей пятого года жизни.

Круг явлений, предметов с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Проводя опыты, дети старшего возраста знакомятся с новыми понятиями, например – “вещество”, делают сами выводы, что у каждого вещества много разных свойств. Эти свойства можно обнаружить, наблюдать, если вооружиться вниманием и терпением. “В поисках крахмала”, “Вода хамелеон”.

В подготовительной группе дети уже исследовали живую природу. Живая природа – это самый интересный объект для познания подрастающих дошколят.

В работу были включены такие интересные темы: “Определение возраста рыб”, “Как кошка языком чистит себе шерсть”, “Как маскируются животные?”. Даже проводили опыты на себе, которые позволили узнать много нового о человеке. Например, “Откуда у человека берутся слезы?”, “Послушайте стук сердца”, “Для чего нужен человеку язык?”, “Модель дыхания”, ”Как работают твои глаза”, “Укротитель воды или атмосферное давление”.

Детям интересно узнавать что-то новое о своем организме. Они с удовольствием принимают участие в опытах, экспериментах, проводят исследования и сами пытаются сделать выводы, ответить на возникшие вопросы. Например, при рассмотрении строения глаза, попытались ответить на вопрос: как зрачок меняет свой размер в зависимости от освещения. В результате воспитанники сами сделали вывод: на зрение очень влияет освещение, поэтому важно, особенно при чтении, следить за ним, чтобы оно было не ярким и не тусклым, а умеренным, тем самым проявишь заботу о своем зрении.

Материалом для совершенствования таких необходимых качеств как наблюдательность, прилежание, аккуратность, мы избрали ту отрасль знаний, которая не предполагает особой подготовки взрослого. А значит, помочь малышу может любой, вне зависимости от образования и рода занятий. Затрат на приобретение необходимого оборудования почти никаких.

Исследовательское обучение, может присутствовать и в форме какого – то специального действия, например, специальных занятий, а может быть представлено, как естественное продолжение обычной, традиционной для детского сада деятельности. Темы исследований можно подобрать заранее педагогам или вместе с детьми. Но лучше, если дети сами проявят интерес к чему-то или к кому-то.

Опыт №1 «В поисках крахмала»

Материал: 5% йод, пипетка, крахмал, одноразовые стаканчики, 10% раствор аскорбиновой кислоты.

Но для первого опыта нам еще потребуется тарелка с продуктами. Я не стала ее включать в общий список, поскольку продукты, в которых вы будете с крохой искать крахмал, могут быть самыми разнообразными. Мы взяли муку, пшеничную крупу, овсяные хлопья, кусочек хлеба, свежий огурец, лимон, редис.

Теперь приготовим раствор йода. Для этого наливаем в стаканчик воду и капаем пипеткой несколько капель йода, хорошо размешиваем. Работу с пипеткой вы вполне можете доверить своему малышу. Так ваши опыты будут развивать не только любознательность малыша к познанию окружающего мира, но и мелкую моторику.

Зачем делать раствор, если можно капать готовый спиртовой йод? При использовании готового йода, крахмал окрасится в черный цвет из-за высокой концентрации йода. Соответственно, наглядность будет потеряна: различать насыщенно коричневый и черный цвет может быть проблематично. При низкой концентрации йода в растворе, капли йода будут выглядеть слегка желтоватыми, а места с крахмалом – сине-фиолетовыми.

Итак, выкладываем на тарелку наши продукты и капаем на них раствором йода с помощью пипетки. Наблюдаем и обсуждаем, что окрасилось в синий цвет. Хлеб, мука, пшеничная крупа и овсяные хлопья окрасились, а фрукты и овощи нет. Делаем вывод, что в этих овощах и фруктах крахмала нет.

Опыт № 2 «Модель дыхания»

Можно выполнять самостоятельно

Без воздуха нет жизни. Любое живое существо нуждается в кислороде. Лёгкие получают кислород из воздуха, им насыщается кровь. Ты всё время вдыхаешь воздух, а выдыхаешь углекислый газ. Давай узнаем, как работают лёгкие живых организмов.

1. Аккуратно отрезаем ножницами половину бутылки. Опускаем шарик внутрь и натягиваем края на горлышко.

2. Надеваем пакет на обрезанный конец бутылки, закрепляем его скотчем.

3. Вырезаем из картона небольшую полоску. Скотчем крепим её к полиэтилену. Тянем за картонную петлю — шарик надувается. Надавливаем на полиэтилен — и шарик сжимается.

Когда ты тянешь за петлю, воздух поступает в шарик, чтобы заполнить пространство в бутылке. Если давить на пакет, то воздух из шарика выходит, и шарик сжимается.

Опыт №3 «Вода хамелеон»

Выполнять только с родителями

Хамелеон может менять свою окраску в зависимости от окружающей среды. Наверняка ты видел, как окрашивается вода, если добавить в неё краску. Однако, оказывается, это можно сделать и без добавления краски! Не веришь? Тогда выполни следующий опыт, чтобы убедиться в этом!

1. В первый стакан наливаем 4 столовые ложки тёплой воды, всыпаем аскорбиновую кислоту. Размешиваем порошок до его полного растворения.

2. Во второй стакан наливаем 1 чайную ложку полученной жидкости.

3. Туда же добавляем 1 чайную ложку раствора йода.

4. В этот же стакан наливаем 4 столовые ложки тёплой воды. Перемешиваем.

5. В третий стакан насыпаем половину чайной ложки крахмала и наливаем 1 столовую ложку перекиси водорода.

6. Туда же добавляем 4 столовые ложки тёплой воды и перемешиваем.

7. Содержимое второго и третьего стаканов переливаем в четвёртый. Перемешиваем. Смотрим результат.

При соединении с аскорбиновой кислотой йод обесцвечивается, а при добавлении крахмала синеет. Когда в опыте раствор йода попал в смесь крахмала и аскорбиновой кислоты, жидкость некоторое время оставалась бесцветной. Крахмал пытался окрасить йод в синий цвет, а аскорбиновая кислота — обесцветить. Как мы убедились, в этой борьбе победил крахмал, и жидкость стала синей!

Опыт №4 «Как работают твои глаза»

Приборы и материалы: Стаканчик из-под йогурта, черная гуашь, жидкость для мытья посуды, кнопка, круглая резинка, калька, маленькая свечка, линейка.

Ход работы:

Мы сделали простую камеру.

1. Покрасили внутреннюю часть стаканчика из-под

йогурта черной гуашью.

2. Когда краска высохла, кнопкой проколи в донышке

стаканчика маленькую дырочку. Затем аккуратно вытащи кнопку.

3. На край стаканчика наложи кусок кальки и закрепи ее резинкой. Это экран видоискателя нашей камеры.

4. Зажгли небольшую свечу в затемнённой комнате. Затем взяли стаканчик и, направив его донышком на свечу с расстояния примерно 50 см, посмотрели на экран. Что мы увидели?

Делаем вывод

Часть света от пламени проходит через дырочку и падает на экран из кальки. Лучи света идут по прямой линии. Когда они проходят через отверстие, лучи от верхней части пламени попадают на нижнюю часть экрана, а лучи от нижней части пламени - в верхнюю его часть.

Поэтому изображение получается перевёрнутыми вверх ногами.

Опыт№5 «Укротитель воды или атмосферное давление»

Опыт показывает, что вода не выливается из колбы благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне сосуда и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды.

Суть опыта: Вода не выливается из колбы благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне сосуда и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды. То есть, когда столб воды пытается опуститься вниз, в емкости образуется среда с пониженным давлением, которая и удерживает жидкость.

Материал: емкости с водой, краски акриловые, листы бумаги

Этапы эксперимента :

Наливаем в сосуды воду.

Для красоты добавляем акриловые краски в воду.

Кладем на каждый сосуд сверху по листу бумаги.

Придерживая лист бумаги рукой, переворачиваем сосуды.

Наполненную жидкостью колбу накрываем бумажным листом, плотно прижимаем рукой, переворачиваем и какое-то время держим в таком положении. В это время вода смачивает поверхность бумаги, и она «приклеивается» к стенкам колбы за счет сил поверхностного натяжения. Затем медленно убираем руку и наблюдаем заявленный результат.

Между дном (которое теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. Столб воды стремится вниз под действием силы тяжести, увеличивая объем этого самого пространства. При постоянной температуре давление в нем падает, то есть по отношению к атмосферному – становится меньшим. И чем меньше это самое давление, тем больший столб жидкости может оно удержать. Теоретически, до 10 м. Итак, сумма давления воздуха и воды на бумагу изнутри получается несколько меньше, чем атмосферное давление снаружи. На этом и держится.

Но это не вечно. Через некоторое время испарение воды увеличит давление воздуха и оно сравняется с атмосферным. Так же на скорость отрыва влияет прочность, пластичность и смачиваемость бумаги, температура воды, кривизна поверхности сосуда.

Публикации по теме:

Природа в познавательном и эстетическом развитии детей Природа… что это? Природа - это все, что нас окружает с самого рождения, она бывает живая и неживая. Хотим ли мы, нравится ли нам, но день.

Доклад «Роль логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников» На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность.

Консультация для педагогов «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» Эксперимент- метод проверки выдвинутой идеи, гипотезы, разработанных новшеств. Экспериментирование может использоваться в различных видах.

Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей Опыт работы по теме «Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста». Воспитатель.

Опыт «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок».

Роль кумулятивных сказок в развитии речи дошкольников. Сказка входит в жизнь человека от его рождения и остаётся с ним на всю жизнь. Именно со сказки начинается знакомство малыша со всем окружающим.

Роль театрализованной деятельности в развитии младших дошкольников (игры-драматизации)Роль театрализованной деятельности в развитии младших дошкольников (игры-драматизации) МБДОУ №61 г. Железногорск Воспитатель группы №2 «Гномики» Зульфия Сайфуловна Сабитова Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает,.

Роль театральной деятельности в развитии дошкольников. Инсценировка русской народной сказки «Три медведя»  (фотоотчет)Роль театральной деятельности в развитии дошкольников. Инсценировка русской народной сказки «Три медведя»  (фотоотчет) Театральная деятельность играет большую роль в развитии дошкольников - происходит развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, речевого.

Роль творческой игры в эмоциональном развитии дошкольников РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Савинкина Е. П. МБДОУ «ДСКВ№120» г. Братск Одной из самых серьезных социальных проблем,.

Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников».Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников». Цель: Формировать у детей интерес к книге как источнику знаний. Задачи: -развивать познавательный интерес; -формировать у детей умение воспринимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 19:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД