Папки-передвижки

Роль традиций мордовского народа в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях

Неля Самылкина
Роль традиций мордовского народа в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях

г. о. Саранск

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. А самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о красоте, доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданстве и патриотизме. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности. И поэтому на современном этапе актуальным направлением в воспитании детей является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Так как именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие, в основе которого лежит приобщение личности к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человечком от природы родного края, в деталях быта, нравах, обычаях людей. Воспитание ребенка не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры.

Публикация «Роль традиций мордовского народа в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах

Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт ориентировано на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвано помочь семье и вместе с семьей приобщать ребенка к богатствам языка, к культуре и духовным ценностям народа, осознавать веками складываемые и ныне сохраняющие свои ценности, устои жизни.

Мордовия является одним из субъектов Российской Федерации, в котором в течение многих веков проживают в мире и согласии русские, мордва, татары, представители других национальностей.

В Республике Мордовия проводится большая работа по изучению и пропаганде исторического наследия мордовского, русского, татарского и других народов, населяющих республику.

Муниципальные дошкольные образовательные учреждения городского округа Саранск ведут работу по формированию у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям мордовского народа. В наших детских садах очень многое делается для развития мордовских языков (мокша, эрзя, решается проблема сохранения языка коренной национальности – мордовского, так как молодое население нашей республики стало терять родной язык, не говорить на нем между собой, со своими детьми.

Приобщая детей к традициям мордовской культуры, педагоги решают важные образовательно-воспитательные задачи : воспитание любви, бережного отношения, уважения интереса к своей малой родине.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Приобщение к мордовской культуре должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности, осуществляться в повседневной жизни, захватывать все виды образовательных областей, которые находятся во взаимосвязи.

Основной вид деятельности– игра. Педагоги используют и дидактические игры, и сюжетно-ролевые игры, и народные подвижные. В этих играх дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах по группе, о сказочных персонажах, об окружающем мире. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Детям можно предложить игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек». Так же можно использовать дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас».

Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда можно использовать игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках целесообразно проводить индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.

Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

Приобщение к истории, культуре, традициям мордовского народа происходит и в режимные моменты, на экскурсиях, во время прогулок, наблюдений.

Необходимо сказать о значении народных подвижных игр. Народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию. Они ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о временах года, проводится игра «Ловне» («Снежинка», представления о животных играем в игры «Верьгизнесэ» («В волка», «Тувотнень панема» («Изгнание свиней», представление о предметах быта в игре «Чашкесэ», («В горшочки», «Базарсо» и др.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками и зазывалками на родном языке. Воспитатели создают картотеки народных подвижных игр.

Большое значение в этнокультуре имеет знакомство с мордовским искусством. Мордовское искусство представляет яркое, самобытное явление нашей современности, творчество мордвы выделяет свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Благодаря восприятию прекрасного в искусстве, человек открывает прекрасное в себе.

Педагоги раскрывают перед дошкольниками красоту национального костюма, знакомят с мордовским узором, с отдельными элементами мордовского орнамента, его семантикой, предлагают создать свой дизайнерский наряд с использованием национального колорита, оформить салфетку по мотивам мордовской вышивки и т. п. С большим удовольствием дети играют в народные игрушки мордовских умельцев (деревянные игрушки с. Подлесной Тавлы; глиняные свистульки)и создают свои игрушки и поделки. При применении такой формы обучения воспитанники лучше усваивают мордовский язык. Это способствует и развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.

Не надо забывать и об устной народном тврчестве. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появляется устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между трудом и бытом мордовских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи. Педагоги создают библиотечки художественной литературы, которую используют для обучения детей. Основной источник художественной литературы является хрестоматия к программе «Валдоня» (Святлячок, а также книги «Серебряное озеро» Ф. Атянина, «Сказание Богов» Н. Мокшина, «Мордовские народные сказки» и др. и детские мордовские журналы «Чилисема» и «Якстерь тяштеня».

Интересны фольклорные праздники, фестивали патриотической песни «С чего начинается Родина?», мордовской песни «Тяштене», конкурсы «Бабань парь», «Дружные соседи», на которых дети исполняют народные танцы песни на родном языке. Такие праздники помогают ознакомить детей с мордовским музыкальным искусством, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику. Совместно с музыкальным руководителем педагоги знакомят детей с музыкальными произведениями композиторов Кирюкова Л. П., Кошелевой Н. В., Г. Сураевой-Королевой, Л. Воинова. и др.

Одна из задач педагога – создание развивающей среды по обозначенной теме. В каждой группе ДОУ имеется национальный уголок, в котором представлены: символика Мордовии, книги о республике, иллюстративный материал для ознакомления детей с краем; куклы в национальных костюмах, фонотека с мордовскими песнями, оформлены альбомы, папки передвижки «Мордовия моя, «Мой город Саранск», «Красная книга Мордовии», «Знаменитые люди Мордовии» и т. п. ; дидактические игры (такие как «Одень куклу Алдуню», «Угадай сказку» по мотивам мордовских народных сказкам, «Составь узор» с целью ознакомления с мордовским орнаментом, «Скажи по-мордовски», лото «Животные Мордовии» и др).

Во многих садах функционируют мини-музеи национальных культур, педагогические коллективы стремятся воссоздать обстановку мордовской избы, в которых наглядно продемонстрированы традиционные национальные костюмы (мордовский, русский и татарский, предметы старинного мордовского быта (посуда, прялка, глиняная посуда, инструменты). У детей велик интерес к народной культуре. Они имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения, им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке Алдуню, самим растолочь в ступке зерно.

Педагоги поддерживают связь с учреждениями культуры городского и республиканского значения, заключают договора сотрудничества с общеобразовательными школами, районными библиотеками. Проводятся выездные экскурсии детей старших и подготовительных групп в музей мордовской народной культуры, краеведческий музей. Экскурсоводы в доступной форме рассказывают об истории народной культуры мокши и эрзя, о прошлом и настоящем нашей республики. Работники библиотек знакомят с новинками мордовской литературы, организовывают выставки книг. Благодаря таким выездным экскурсиям педагоги добиваются положительных результатов в обучении детей мордовскому языку.

Народная педагогика имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи.

Самое главное, целенаправленная работа с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание к другим народам.

Публикации по теме:

Пропаганда и продвижение энергосбережения в дошкольных учреждениях Пояснительная записка Актуальность. Бюджетная сфера является довольно энергоемкой : ежедневно ее объекты потребляют около 40 млн. т. у. т. ,.

Статья «Формирование развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС» Формирование развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Использование игровой технологии в процессе музыкального развития детей раннего возраста в дошкольных учреждениях Дошкольное детство-очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно.

Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе Перед образовательными учреждениями сегодня стоит множество непростых задач. В ситуации обновления Российского государства и общества очевидна.

Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Новые подходы к организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях Документы нормативной правовой базы системы ДО Конвенция ООН о правах ребенка Конституция Российской Федерации.

Обзор образовательных программ дошкольных образовательных учреждений В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей РГПУ имени А. И. Герцена, раздел «Ребёнок открывает для себя.

Проблема трудового воспитания в дошкольных учреждениях В энциклопедии понятие «труд» формулируется как «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление.

Роль детской книги в воспитательно — образовательном процессе Только школа и книга могут определить наше движение вперёд. А. С. Макаренко Роль детской книги в воспитательно – образовательном процессеАвтор.

Выступление на педагогическом совете «Роль взрослого в воспитательно-образовательном процессе» «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль традиций мордовского народа в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях
Опубликовано: 12 декабря 2015 в 13:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД