Получи документы

Роль игры в развитии математических способностей ребенка

Евгения Чернова
Роль игры в развитии математических способностей ребенка

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский

Разрабатывая вопросы развития у детей математических знаний, классики-педагоги особое внимание уделяли применению их на практике. В этом плане интересна мысль К. Д. Ушинского: «При первоначальном обучении счету, - писал он, - … также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу».

Публикация «Роль игры в развитии математических способностей ребенка» размещена в разделах

При этом К. Д. Ушинский подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал.

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра важнейшая специфическая деятельность ребенка.

Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя ребенок может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать способности подчас не догадываясь об этом.

Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного руководства воспитателя.

Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности детей, вызывает у детей живой интерес и помогает усвоить программный материал.

Дидактические игры математического содержания — наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания в виде занимательного математического материала. Игры интересны детям, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к поставленной задаче, невозможен без активной работы мысли.

Дети дошкольного возраста и особенно детей, испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например, игры : «Магазин», «У нас в гостях матрешки», «Школа» и т.  д. в этих играх они «играют» определенные роли. Роль увлекает их, а увлеченные игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают программные задачи. Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с наиболее трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности. При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и воспитывающую роль.

Сама по себе дидактическая игра — это сложное, многогранное явление.

Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала. Игры не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные игры : «Найди недостающую фигуру», «Чем отличается?», «Отгадай число» и др. для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. 1

Огромную роль в развитии математических способностей  и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.

Самое первое, с чего, как правило, начинают, обучая ребенка счету, это просто ставят задачу запомнить цифры и научиться считать от одного до десяти. Малыши обычно легко с этим справляются, особенно если занятия проводятся в игровой форме. В ход идут детские обучающие книги, веселые арифметические стишки и прочее-прочее. Однако, запомнив цифры и даже научившись считать до десяти, часто не приходит осознания не только «количества», но и других простых математических понятий. Чтобы связать одно с другим, необходим особый подход. Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле. Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера.

 Они помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше - меньше», «на сколько больше - меньше», «длиннее- короче», а также множество других абстрактных понятий. Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на подсчете (количество палочек, и на размере (длина палочки, и на цвете, в результате процесс идет быстрее и эффективнее.

Для самых маленьких ребятишек идеально подойдут блоки Дьенеша, в частности их серия «Для самых маленьких». Она включает наборы из картинок и геометрических фигур. Яркие картинки изображают простые объекты, включающие элементарные геометрические фигуры – цветок из кругов, кораблик из квадратов, прямоугольников и треугольников, дом из квадратов и треугольников».

 В наборе с картинками идут те же, но объемные фигурки, совпадающие по цвету с изображенными на картинке. Ребенок выкладывает нужные фигурки на рисунок, делая его объемным.

 Для деток постарше, после того, как они научаться различать основные фигуры, подойдет пособие, включающее логические блоки Дьенеша. Их в наборе сорок восемь – блоки в виде фигур всех основных геометрических форм, но разного цвета, размера и толщины, причем такие, что каждая фигурка уникальна, без повторов.

 Игровые задания для занятий с блоками основаны на разделении по свойствам. Кроме того, из блоков можно составлять сложные геометрические фигуры, это поможет ребенку понять, что звезда, например, включает треугольники, а прямоугольник можно составить из двух квадратов. К блокам Дьенеша, как и к палочкам Кюизенера предлагаются альбомы для игр-занятий с аналогичным принципом.

 Независимо от возраста ребенка, проводя занятия, нужно ориентироваться только на малыша. Если игра с альбомом неинтересна, не нужно настаивать, многие ребятишки с удовольствием сами раскладывают палочки, сортируют их по разным признакам.

 Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера, недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков или «забора Кюизенера» из палочек.

 Идеальный вариант, с которого нужно, по меньшей мере, начать – поиграть вместе с малышом, причем не как учителю с учеником, а на равных. Когда ребенок усвоит направление игр, он и самостоятельно с удовольствием будет заниматься блоками, а позднее и палочками.

Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Если в процессе обучения ребенок выполняет задание взрослого, то и в игре он решает свою собственную задачу. В игре же раз ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. В каждой игре ребенок опирается на приобретенный опыт и этим делает новый шаг в своем развитии. 2

«Всему свое время!» - так говорят мудрые люди. Вот и для развития способностей к точным наукам есть свое время. Главное – не упустить его. К возрасту 6 лет интеллектуальный уровень малыша уже достаточно сформирован, до завершения процесса остается не так много времени. Ведь 7 летний ребенок уже имеет на 90 % развитый интеллект.

Публикации по теме:

Иcпользование логических заданий в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста С каждым годом математика находит все более широкое и разнообразное применение в областях человеческой деятельности. Как указывает академик.

Консультация: «Роль родителей в развитии художественно — творческих способностей детей.» Роль родителей в развитии художественно - творческих способностей детей. Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников.

Мастер-класс «Роль песочной терапии в развитии у детей с ОНР элементарных математических представлений» Воспитатель: Попова Нина Владимировна Дата проведения: 27 марта 2014года Место проведения: МБДОУ№10 «Золотая рыбка» ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МАСТЕР.

Проект «Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка» ВведениеСреди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка раннего возраста» Предпосылкой к успеху развитие речи у детей является создание благоприятных условий в детском саду и дома. Окружающие взрослые - главный.

Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей (из опыта работы) Выдающиеся зарубежные ученые и отечественные педагоги в области дошкольной педагогики справедливо считают, что сенсорное воспитание является.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей.

Роль развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Роль развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников. [/b] Дети от природы любознательны и полны желания учиться.

Тема: «Роль театра в развитии творческих способностей ребенка» У детей данного возраста слабо развит интерес к театрализованной деятельности и к творчеству в целом. Если в развитии творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в развитии математических способностей ребенка
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 10:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД