МААМ-картинки

Роль фольклора в гендерном воспитании дошкольников

Татьяна Цветкова
Роль фольклора в гендерном воспитании дошкольников

Консультация для воспитателей

«Роль фольклора в гендерном воспитании дошкольников»

Почему же мы говорим о гендерном, а не полоролевом воспитании? В чем разница?

До недавнего времени в дошкольной педагогике не разделяли понятия: гендерное и полоролевое воспитание. Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с трех лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для женщин и мужчин. Именно в период раннего детства, независимо от места их проживания формируется гендерная устойчивость : дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики становятся мужчинами.

Публикация «Роль фольклора в гендерном воспитании дошкольников» размещена в разделах

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей : в современном обществе произошли социальные изменения, которые привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения: биологического аспекта слова «пол».

Гендерное воспитание в педагогике рассматривается как важное направление воспитания, способствующее полноценному развитию личности девочек и мальчиков, освоению ими психологических черт женственности, мужественности, половых (гендерных) ролей. «Бесполость» воспитания приводит к тому, немало молодых людей вступая в брак, в дальнейшем, не способны построить нормальные семейные отношения со своими спутниками жизни.

Формы и методы работы с детьми в ДОУ рассчитаны на возрастные и психологические особенности детей. И в условиях введения ФГОС очень актуальны.

Большую роль в воспитании играет предметная среда. В настоящее время в массовой практике детских садов отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. «Красивости» кукольной жизни радуют глаз в сравнении с техническими игрушками, конструкторами или наборами для игр, направленных на тренировку, меткости и ловкости. Материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Игрушки для девочек помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться.

Игрушки и игры мальчиков побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу интеллектуальных способностей.

Когда на занятии воспитатель обращается к детям с вопросом, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу. Мальчики не торопятся с ответом. Речь у них развита хуже, они вынуждены тратить больше времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.

При обучении важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, основанных, прежде всего, на слуховом восприятии. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии

Особое место в жизни детей, занимает фольклор - как один из источников народной педагогики. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости и сопровождает его всю жизнь. Наша задача - заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей различать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Детский фольклор воспитатели используют в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Народные произведения, богатые своим внутренним фольклорным текстом, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности.

С фольклорными произведениями ребёнок знакомиться с самого рождения. Это: колыбельные песни, пестушки, потешки, пословицы, поговорки, сказки, народные игры. Всё начинается с колыбельных песен.

Главным воспитателем человека в детстве была мама, и воспитание она начинала с колыбельной песни. Пение ласковых песен маленьким детям - это неразрывная связь матери и ребёнка. Засыпая под пение матери, ребёнок постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая, он начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни. Колыбельная песня первая влияла на будущее восприятие человеком мира, возбуждала в ребё нке первую мысль: ведь в них звучали первые представления о назначении мужчины и женщины, о взрослом мире женщин и мужчин, об их семейных ролях. В колыбельных песнях прослеживается вся любовь матери, готовой жертвовать даже собственной жизнью для ребёнка. Склонность к материнству всасывается девочкой с молоком матери. Достоинство колыбельных песен состоит в её простоте, запоминающимся текстом, и обязательно воспитательным моментом.

С самого раннего возраста девочки играют в куклы, нянчат их, наказывают и дают наставления, слышанные от матерей. Эта любовь к детям появляется в раннем возрасте, развивается и проходит через всю жизнь и отражается в народном творчестве. В русском фольклоре характерным является соединение колыбельных песен с пестушками, потешками и прибаутками.

Пестушки (от слова «пестовать» - нянчить, воспитывать, носить на руках) – короткие рифмованные стихотворные приговоры матерей, нянюшек, ухаживающих за младенцем. Они вызывают положительные, радостные, бодрые эмоции. Когда ребёнок просыпается, его гладят и приговаривают:

Потягушеньки - нарастушеньки,

Роток - говорунюшки.

Руки - хватунюшки.

Ноги - ходунюшки».

Когда ребёнок начинает делать первые шаги, важно использовать «потешки», которые связаны с движениями: игры с пальчиками, ручками, покачиванием головкой, игры, связанные с кормлением, успокоением ребёнка и т. д. Важно чувствовать теплоту маминых рук, её нежные прикосновения.

Большую роль в жанре устного народного творчества играют пословицы и поговорки – краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения. Это суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме: своеобразный моральный кодекс, свод правил. Главное - они посвящены тому, как и чему учить и воспитывать : «Чти отца и мать, не придётся тебе горевать», «Без матери и солнце не греет», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Русский человек без родни не живёт».

Один из жанров устного народного творчества, помогающим в воспитании у дошкольников фольклором являются – сказки, доставшихся нам в наследство. Русские народные сказки - сильное средство воспитания любви к ближнему : матери, отцу, супругу, сыну, дочери. Благодаря сказке, дети познают окружающий мир, овладевают разнообразным фольклорным репертуаром. Терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается.

Силой, смелостью, служением родной земле мальчик, мужчина может заслужить любовь и уважение людей.

Уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме.

Любовь к детям и забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи и родины.

Сказка заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Сказки внушают ребёнку уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Ребенок должен пережить ситуацию, вжиться в нее, понять. В жизни ребенка в ознакомлении с народными произведениями возрастает функция слова. Методика ознакомления детей с русской сказкой учитывает эту линию активного познания, и задача воспитателя не только учитывать ее, но и развивать. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников, правильно подбирать сказки, с учётом возрастных особенностей детей.

Ещё одно из средств гендерного воспитания - народные игры. Дети не могут жить без игры, поэтому детство называют возрастом игры. Игра доставляет радость и содержит набор педагогических приёмов, способствуя развитию маленького человека. Через игру реализовываются задачи физического и психического развития. У ребёнка развивается фантазия, логика, образность, интуиция. Через игру дети приобщаются к несложным трудовым действиям.

Необходимо пересмотреть и вопросы, связанные с интересами и потребностями девочек и мальчиков. Так, мальчики очень любят дружеские потасовки, что часто не является проявлением агрессии, а создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в таких потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Важно взаимодействие девочек и мальчиков. По данным современной психологии, игровое общение детей имеет ярко выраженные гендерные предпочтения (выбор партнера собственного пола). До двух лет они еще малозаметны, но уже к трем годам сначала у девочек, а потом у мальчиков проявляется явное тяготение к игре со сверстниками своего пола. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекает, прежде всего, внешность и эмоциональная отзывчивость. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится менее зависимым от матери. Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности.

Таким образом, фольклор, как эмоционально-образное средство воспитания, поддерживает интерес к национальным традициям, вызывает у детей радость и удовольствие, желание узнавать что-то новое. Следует как можно чаще дарить детям такую радость. Ведь восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает его лучше, направляет его на добрые поступки. Либо только прекрасное побуждает доброе.

Публикации по теме:

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Актуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детейАктуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детей Существуют различные разработки, методики, позволяющие развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Единственная цель раннего.

Консультация для родителей и педагогов «Роль патриотической песни в воспитании дошкольников» Консультация для родителей и педагогов "Роль патриотической песни в воспитании дошкольников" Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль фольклора в гендерном воспитании дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 10:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД