Лучший педагог года

Роль дидактической игры в формировании значения слова у старших дошкольников с нарушением речи

Елена Козлова
Роль дидактической игры в формировании значения слова у старших дошкольников с нарушением речи

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания дошкольников. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. В дошкольной педагогике она рассматривается как своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее возможностям и особенностям ребенка. Специальным признаком дидактической игры является сочетание условного игрового плана деятельности детей с её учебной направленностью. Дидактические игры, как правило, ограничены во времени, действия подчинены фиксированным правилам. В рамках дидактической игры цели обучения достигаются через решение игровых задач. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и обеспечивают усвоение программного материала. Известны классификации дидактических игр с учетом того или иного принципа группировки, положенного в его основу. В нашей работе мы будем опираться на классификацию, предложенную А. К. Бондаренко ( в ее основе лежит характер используемого материала: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры). Словесные дидактические игры, по мнению В. К. Воробьевой, способствуют актуализации поиска слов в долговременной памяти и формированию семантических полей значений, что актуально для детей со стертой дизартрией. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.

Публикация «Роль дидактической игры в формировании значения слова у старших дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах

Дидактическая игра имеет определенную структуру,то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Обязательными элементами игры являются : обучающие и воспитательные задачи, игровое действие, игровое правило.

Дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей : пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи и умение выражать правильно свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий.

Е. И. Тихеева рассматривает развитие речи детей в тесной связи с их деятельностью. Она пишет: «С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в мозгу. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол». На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические категории – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Дидактические игры помогают формировать : предметную отнесенность слова (связь наименования с предметом); на ее основе обобщающую функцию слова (отнесенность слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов); понятийно-обобщающую функцию слова (отнесенность слова к классу предметов : мебель, посуда и т. д.).

В. И. Селиверстов при организации дидактических игр для детей с нарушением речи предлагал руководствоваться следующими рекомендациями:

игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 мин);

• проводятся в неторопливом темпе, чтобы ребенок мог понять задание;

• игра должна быть живой, интересной (элемент соревнования, награды);

• добиваться активного речевого участия, использовать двигательную активность;

• развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью.

Проанализировав методическую литературу, мы обнаружили описание ряда игр, направленных на понимание значения слов у детей с речевой патологией (Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, В. И. Селиверстов, Н. В. Серебрякова, Т. А. Ткаченко и др., но они представлены однотипно, не определены этапы работы с учетом речевого дефекта, технологии обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому логопеды и воспитатели испытывают потребность в более полной и конкретной разработке дидактических игр, направленных на понимание значения слов у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Таким образом, дидактической игре принадлежит ведущая роль в активизации имеющегося речевого запаса, в освоении старшими дошкольниками слов в их обобщенных значениях, в развитии видовых и родовых понятий.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в физическом и психическом развитии дошкольников. Дидактическая игра «Найди лишнее» Дидактическая игра на развитие внимания "Найди лишнее" Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать.

Доклад «Роль дидактических игр в развитии и воспитании дошкольников» Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактической игры в формировании значения слова у старших дошкольников с нарушением речи
Опубликовано: 10 мая 2014 в 17:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД