Лучший педагог года

Консультация «Ритм и здоровье»

Алевтина Бурматова
Консультация «Ритм и здоровье»

Ритм является одной из первооснов жизни, он присутствует в живой и неживой природе. Мы его слышим и видим в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева… Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, временем, здоровьем. С древних времен человек понимал значимость ритма для своего развития и здоровья. На четком ритме построено устное народное творчество: потешки, пестушки, колыбельные песни, считалки, заклички, прибаутки. Ритмические элементы прослеживаются в народных песнях и танцах, декоративно-прикладном творчестве (виды росписи, вышитые узоры на одежде, декоративные элементы резьбы по дереву для украшения жилища).

Публикация «Консультация „Ритм и здоровье“» размещена в разделах

Для современной жизни характерно ускорение ее темпа и аритмичность жизненных процессов, что создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер его развития. Нарушение чувства ритма не так безобидны, как нам кажется и исправить их значительно труднее, чем выработать.

Дети чаще стали говорить в ускоренном темпе, проглатывая звуки и слоги. Это отрицательно отражается на внятности, чёткости речи, особенно при произнесении длинных слов или фраз. Поэтому взрослым необходимо научить детей говорить в умеренном темпе, при котором слова будут звучать особенно отчётливо и понятно.

У детей с нарушениями речи также наблюдаются недостатки в восприятии ритма, это проявляется в затруднениях при воспроизведении слов из трех и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует ее, в результате этого, дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В школе такие дети чаще всего попадают в число неуспевающих учеников. В дальнейшем, слабое развитие слуховых и моторных способностей неблагоприятно отражаются на физическом и интеллектуальном развитии ребенка, ограничивая его общение со сверстниками. Поэтому работу над ритмом надо начинать как можно раньше.

В современной системе образования одним из главных целевых ориентиров является гармонизация отношений ребенка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой. Включение в образовательную деятельность детского сада работы над ритмом обеспечивает ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития. Ритм – это чередование определенных элементов или явлений. Признаком ритма является проявление акцента, т. е. выделение или усиление какого-либо компонента (сильной доли) (в музыке и речи – это звук, слог, слово, в танце – это движение, а в искусстве – это цвет, форма и величина). Таким образом, среди задач музыкального, физического, речевого, интеллектуального развития актуальным становится развитие чувства ритма дошкольников.

Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно – временных отношений. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Развитие чувства ритма входит с состав многих здоровьесберегающих технологий. В процессе НОД используются речевые и пальчиковые игры, игровой массаж и самомассаж, динамические паузы, элементы психогимнастики, ритмики, двигательные и оздоровительные упражнения, музыкотерапия, ритмодекламации.

Мощным вспомогательным средством для эффективной совместной работы специалистов: учителя - логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физическому развитию являются логоритмические упражнения, которые оказывают благотворное влияние на здоровье ребенка. В процессе использования здоровьесберегающих технологий в организме детей происходит перестройка различных систем: сердечно – сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной. Таким образом, работа над ритмом, как составляющим звеном разных здоровьесберегающих технологий, охватывает все образовательные области.

В рамках образовательной области «Речевое развитие» работа над ритмом начинается с развития слухового внимания и восприятия, узнавания, дифференциации звуков. На первоначальном этапе необходимо работать с неречевыми звуками, используя такие игры, как «Скажи, что звучит», «Угадай, где звук», «Угадай, какая игрушка звучала», «Тише-громче», «Найди одинаковые по звуку», «Что сначала, что потом», «Повтори за мной», «Чудесные коробочки», «Секретики».

В дальнейшем, необходимо учить детей различать речевые звуки: «Узнай по голосу», «Далеко – близко», «Высоко – низко», «Большие и маленькие», «Звуковое лото»

А далее, можно переходить непосредственно к работе над ритмами. Начинать работу нужно с воспроизведения простых ритмов, постепенно переходя к более сложным. Чтобы ребёнку легче было воспроизводить заданный ритм нужно использовать зрительную опору (различные звуко-ритмические схемы). Учить детей отстукивать или отхлопывать ритм, сопровождая показом на схеме. Затем предложить ребенку найти схему услышанного ритма. Зрительную опору можно изображать в виде точек, палочек или рисунков, которые первоначально равноударны по силе (Игра «Ритмы»). Постепенно дети сами научатся воспроизводить не только простой ритм на слух, но и освоят более сложные ритмические схемы (Игра «Светофор»).

Если ребёнок не воспринимает ритм и допускает ошибки, то взрослый, выполняя хлопки и удары вместе с ним, сопряжённо сможет ему помочь их преодолеть. Для этого необходимо взрослому брать руки ребёнка в свои ладони и управлять различными движениями. Также чувство ритма у детей можно формировать через тактильные ощущения, выполняя лёгкие нажатия, сжимания или постукивания различных частей тела ребёнка. В младенчестве всё это отрабатывается в пестушках, потешках: «Маленькие ножки бежали по дорожке, а большие ноги шли по дороге», «Сова летит – лунь плывёт», «По кочкам, по кочкам», «Шла купаться черепаха и кусала всех от страха» и другие. В более старшем возрасте, детям вводится понятие «ударение», выделяя сильный удар, стук или хлопок. На ритмических схемах один из элементов изображается крупнее, означая более сильный звук. Эти интонационные схемы могут выглядеть в виде кружочков, а могут представлять собой и предметные рисунки (чередование крупных и мелких изображений). Далее хлопки и удары соединяются с речевым материалом. Движения сопровождаются с проговариванием закрытых и открытых слогов или звукоподражаний.

Затем работа над ритмом продолжается непосредственно в самой речи. Все движения сопровождаются проговариванием слогов или коротких слов. Предметы, составляющие ритмическую схему, можно соотносить с лексической темой недели (грибы, цветы, ягоды, животные, птицы и т. п.). Ритмическая игра «Большие и маленькие»

В результате, отработанные ритмы дети начинают слышать в словах. Им становится легко делить слова на слоги и выделять ударный слог. А в школе, нахождение ударного слога поможет им найти проверочное слово, и они без труда смогут правильно написать нужную букву в безударном слоге (Игра «Кораблики»).

Интерес для детей представляет ритмическая игра «Зоопарк», в которой нужно прохлопать названия животных.

В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть важнейшее значение чувства ритма для здоровья и общего развития человека. От взрослых, воспитывающих детей, зависит их дальнейшее благополучие. Ритм – это базовая структура, которая формируется с рождения. На основе ритма развиваются все физиологические и психические процессы в организме. Поэтому работа над ритмом должна стать основополагающим направлением не только в работе учителей - логопедов и музыкальных руководителей, но и всех педагогов, а также и родителей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по математике «Ритм»Конспект занятия по математике «Ритм» Программные задачи:Продолжать закреплять понятия "Времена года","Части суток",последовательность их друг за другом;учить чередовать цвета.

Консультация для родителей «Безопасность и здоровье детей в наших руках»Консультация для родителей «Безопасность и здоровье детей в наших руках» Самое ценное в жизни - это наши дети. Каждый из нас желает видеть своего ребёнка здоровым и невредимым. Часто опасности подстерегают наших.

Консультация для родителей и педагогов «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»Консультация для родителей и педагогов «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!» Консультация для родителей и педагогов:ЗДОРОВЬЕ ВПОРЯДКЕ – СПАСИБО ЗАРЯДКЕ!Первый шаг к занятиям спортом – утренняя гигиеническая гимнастика.

Консультация для родителей «Ребёнок и его здоровье»Консультация для родителей «Ребёнок и его здоровье» Сегодня уделяется большое внимание здоровью детей, тем технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.

Консультация для родителей «Здоровье ребенка в детском саду» ]Здоровье в детском саду Детский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение.

Консультация для родителей «Здоровье ребёнка в наших руках»Консультация для родителей «Здоровье ребёнка в наших руках» Здоровье - самое главное для каждого из нас. Основной фундамент здоровья закладывается в дошкольном детстве. Именно в детстве происходит.

Консультация для родительского собрания «Здоровье детей в наших руках» Консультация для родительского собрания «Здоровье детей в наших руках» Все мы знаем о таких ситуациях, когда специалистам детского сада.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Консультация «Здоровье ребенка — в ваших руках»Консультация «Здоровье ребенка — в ваших руках» Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, формирование у детей знаний о своем здоровье, умений и навыков по его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Ритм и здоровье»
Опубликовано: 20 сентября 2023 в 11:02
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД