Получи документы

Рекомендации по созданию мини-музея в детском саду

Соловей Наталья Михайловна
Рекомендации по созданию мини-музея в детском саду

Рекомендации по созданию мини - музея в детском саду

Музей-учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

В любом городе есть музеи разной направленности, в мире их насчитывается несколько десятков тысяч. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге считается одним из самых больших музеев в мире. Самый маленький музей, находящийся в Литве, умещается в дупле дуба.

Публикация «Рекомендации по созданию мини-музея в детском саду» размещена в разделах

Изначально, причины создания мини-музеев в дошкольных учреждениях заключались в том, что многие дошкольные учреждения располагались вдали от музеев, что затрудняло возможность культурного просвещения детей, кроме того, обилие музейной среды быстро утомляло ребенка, и ожидаемый педагогический эффект достигался частично. По словам профессора педагогики Е. И. Тихеевой, гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.

В настоящее время о создании и использовании мини-музеев в ДОУ можно говорить как об отдельном направлении дошкольной музейной педагогики.

Мини-музей помогает решить широкий круг проблем, связанных с образованием детей и работой с семьей.

Цели и задачи мини-музея:

- реализация комплексных и дополнительных образовательных программ;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

-воспитание у дошкольников основ музейной культуры;

-расширение кругозора, открытие возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности;

- сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями;

Мини-музеи в дошкольном учреждении часто играют роль помещения для психологической разгрузки детей и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

Принципы создания мини-музея:

• Принцип интеграции

Мини-музей создается с учетом содержания образовательных программ дошкольного учреждения. Работая в данном направлении, педагоги сотрудничают друг с другом, а так же с родителями и детьми

• Принципы деятельности и интерактивности

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут действовать с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.

• Принцип научности

Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

• Принцип природосообразности

При организации мини-музеев необходимо учитывать психо-физиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

• Принцип культуросообразности

Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям, основам национальной и региональной культуры.

• Принцип гуманизации

В мини-музее должны быть созданы условия для раскрытия индивидуальности ребенка, всестороннего развития и творческой деятельности.

• Принципы динамичности и вариативности

Наполнение мини-музея периодически должно обновляться. Если мини-музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.

• Принцип разнообразия

Экспонаты мини-музея должны быть разнообразными и привлекательными для детей.

• Принцип экологичности

Все используемые предметы и материалы должны быть экологически чистыми и безопасными.

• Принцип безопасности

Атрибуты музея не должны нести угрозу жизни и здоровью детей. Стенды, полочки расположены в доступном месте на уровне глаз ребенка.

• Принципы глобализма и регионализма

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников с глобальными проблемами природы и культуры, способствовать реализации регионального компонента, формировать чувство патриотизма.

• Принцип креативности

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

• Принцип непрерывности

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т. п.

• Принцип партнерства

В мини-музее детского сада просматривается результат совместного труда взрослых и детей.

Выделенный комплекс принципов организации мини-музеев может быть дополнен другими принципами, сформулированными педагогами дошкольного учреждения.

Этапы создания мини-музея

Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения. В любом случае удобно разбить организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.

Подготовительный этап[/i]

1. Выбор темы мини-музея

Возможны несколько путей определения темы:

- Создание мини-музея планируется заранее, с учетом образовательной программы дошкольного учреждения. Преобладающим будет мнение педагогов, которые советуются с детьми и родителями.

- Тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом.

- Тема определяется спонтанно. В этом случае большую роль играет инициатива ребенка (например: ребенок приносит из дома какой-либо предмет, заинтересовавший детей, после чего в группе появляется мини-музей)

2. Определение путей создания мини-музея

Когда тема мини-музея выбрана, обсуждаются варианты его оформления и пути сбора экспонатов:(подбирается литература, экспонаты или материалы, из которых они будут изготовлены, фотографии, аудиозаписи и пр.)

3. Выбор места для мини-музея

Существуют дошкольные учреждения, в которых отведены специальные помещения для размещения мини-музеев. В иных случаях всегда можно найти уголок для экспонатов мини-музея.

Групповая комната отлично подходит для мини-музея, так как воспитатель постоянно имеет возможность использовать экспонаты музея на занятиях, в играх, они всегда доступны для детей, а мини-музей удобно дополнять новыми материалами. Экспонаты группового мини-музея могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках и на настенных полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке. Мини-музей природы рационально расположить возле уголка природы, а мини-музей гжели или хохломы – рядом с творческой зоной.

Размещение мини-музея в приемной тоже очень удобно. Такое расположение дает возможность наладить общение детей и родителей по теме, увеличить степень заинтересованности и участия родителей в работе над мини-музеем. Важно, чтобы полки для экспонатов были закреплены на уровне глаз ребенка.

При оформлении мини-музеев в дополнительных помещениях, важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся. Рядом с физкультурным залом можно выделить уголок для мини-музея мячей или другого спортивного оборудования. Театральная студия может быть дополнена музеем театральных кукол или костюмов.

Расположение мини-музея возможно в холле или на лестничном марше. При таком размещении рассматривать экспозиции смогут все родители, а также дети других групп и педагоги.

Некоторые учебные заведения практикуют расположение мини-музеев на прилегающей территории. На базе открытого музея хорошо проводить фольклорные праздники, посиделки с детьми и родителями, народные игры.

Практический этап

Главная задача этого этапа — совместная реализация идей первого этапа, т. е. создание мини-музеев (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т. п., совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

Оформление мини-музея может быть самым различным в зависимости от состояния материальной базы дошкольного учреждения, фантазии педагогов, родителей и прочих факторов. Мини-музей не желательно обременять экспонатами, а содержание музея постараться сделать понятным и привлекательным для детей данного возраста. В мини-музее может быть представлена какая-нибудь коллекция или история одного предмета, но основная задача мини-музея — показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Для лучшего восприятия целесообразно располагать атрибуты музея в различных плоскостях.

Особо удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея.

Учитывая данные рекомендации при создании в дошкольном учреждении мини-музея, вы сможете организовать свою деятельность грамотно и продуктивно, а воспитательно-образовательный процесс станет для детей и родителей увлекательным и интересным.

Литература:

Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В., Мини-музей в детском саду. - М. : Линка-пресс, 2008

Юхневич М., Ю., Я поведу тебя в музей. - М,: изд-во РИК, 2001

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей «Филокартия в детском саду»Рекомендации для родителей «Филокартия в детском саду» В начале весны во всех дошкольных учреждениях проходят мероприятия связанные международным женским днем. Тематическое планирование недели.

Фотоотчет. Создание мини-музея «Займище» в детском садуФотоотчет. Создание мини-музея «Займище» в детском саду нтересной формой знакомства детей с родной культурой в дошкольном учреждении является создание мини-музеев. В любом возрасте дети задают.

Фотоотчет по созданию мини-музея «Декоративные сумочки»Фотоотчет по созданию мини-музея «Декоративные сумочки» Цель мини-музея «Декоративные сумочки» изучить историю возникновения сумки, знакомство с материалами и оборудованием, используемым для производства.

Фотоотчёт «Посещение мини-музея чувашской культуры в детском саду»Фотоотчёт «Посещение мини-музея чувашской культуры в детском саду» Фотоотчёт. Посещение мини-музея чувашской культуры в детском саду. В рамках Недели Чувашской культуры дети старшей группы «Ягодка» вместе.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта (карта мыслей или ассоциаций).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по созданию мини-музея в детском саду
Опубликовано: 30 января 2024 в 07:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД