Юлия Боргоякова
Речевые игры «Лето»
«Что бывает летом?»
Цель: закрепить понятие о летних явлениях, активизация
словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением
различных времен года.
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением
различных сезонных явлений (дети купаются в речке, идет
снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т.
д.). Дети по очереди выбирает картинки, на которых
изображены только летние явления и сами называют их.
Пример. Солнышко ярко светит. Дети купаются в речке. На
лугу растут цветы. На опушке поспела земляника. Мальчик
Публикация «Речевые игры „Лето“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Лето
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
с сачком ловит бабочку. Дети катаются на велосипедах и
самокатах и т. д
«Один - много»
Цель: учить образовывать существительные
множественного числа
Оборудование: мяч
Ход: : Педагог называет существительное в единственном
числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок
называет существительное во множественном числе и
возвращает мяч:
дождь - дожди гроза - грозы
радуга - радуги молния - молнии
река - реки мяч - мячи
ягода - ягоды гриб - грибы
фрукт - фрукты овощ - овощи
«Назови ласково» (с существительными по теме)
Цель: учить образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет какое-нибудь слово по теме и
бросает мяч каждому ребенку по очереди. Тот называет его
ласково и возвращает мяч взрослому:
солнце - солнышко ягода - ягодка
гриб - грибок мяч - мячик
ведро — ведерко дождь - дождик
река - речка
«Два зайца»
Цель: учить образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами в дательном
падеже.
Оборудование: Игрушки (большой и маленький заяц,
большие и маленькие муляжи лесных и садовых дворов.
Ход. Покажите детям большого и маленького зайца и
скажите, что зайцам надо помочь поделить их находки.
Большой и маленький зайцы нашли в лесу чернику и
голубику, а в саду — клубнику и малину. А теперь они
понесут свою добычу домой. Большой ежик сильный — он
понесет много ягод, а маленькому ежику мы дадим такие
же плоды, но поменьше.
Дети распределяют между ежами лесные и садовые дары и
называют их.
Большому зайцу — крупную малину, маленькому зайчику
— маленькую малинку.
Большому зайцу — крупную клубнику, маленькому
зайчику — маленькую клубничку.
Большому зайцу — крупную чернику, маленькому зайчику
— маленькую черниченку.
Большому зайцу — крупную голубику, маленькому зайчику
— маленькую голубиченку.
«Ягодный кустик» (лото)
Цель: расширить словарь по теме «Лето. Ягоды», научить
правильно, употреблять существительные в родительном
падеже.
Оборудование: кусты малины, ежевики, черники, клубники,
голубики, черешни наклеенные на одну большую карточку,
и маленькие карточки с изображением ягод.
Ход. Перед детьми лежит большая карточка. Рядом
сложены в стопку маленькие. Каждый ребенок берет одну
маленькую карточку и определяет, ягодка с какого куста у
него оказалась: «Это ягодка черники, с черничного куста» и
т. п. Затем ищут куст на большой карточке и накладывают
на него маленькую.
«Кто больше?» (или «Подбери слово»)
Цель: учить согласовывать существительные с
прилагательными и глаголами.
Оборудование: мяч
Ход. Предложить детям встать в круг, поиграть с мячом и
закончить фразу.
Лето (какое) - …. жаркое, солнечное, радужное, теплое,
урожайное…
Дождь (какой) -…теплый, редкий, грибной…
Небо (какое) – синее, голубое, теплое, ясное, безоблачное…
Цветы (что делают) – желтеют, краснеют, цветут,
благоухают…
Бабочки (что делают) – летают, порхают, сидят, кружат…