Получи документы

Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»

Наталья Козлякова
Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»

Мастер - класс

РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

в старшей группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Цель: закрепить четкое произношение гласных звуков; различать их на слух и по артикуляции.

Формировать умение выделять ударный гласный из слов.

Определять место звука в слове (первый, последний, в середине) и обозначать его на схеме слова, используя условное обозначение – красный круг.

Публикация «Речевой тренинг в старшей группе „Гласные звуки“» размещена в разделах

Дифференцировать гласные звуки [А, О, У, Ы, Э] через нахождение и различение слов с этими звуками.

Упражнять в подборе глаголов-действий к одному существительному.

Закреплять умение составлять предложение по сюжетной картинке из

3-х слов, произносить его с разной интонацией (весело, грустно, сердито).

Формировать пространственную ориентацию, развивать мелкую моторику руки.

Продолжать работу по развитию внимания, памяти, восприятия и мышления.

Материал: картинки, кубики Зайцева Н. А., молоточек, звуковая линейка.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок – нахождение в них заданного звука;

Составление предложений по сюжетным картинкам;

Домашнее задание: подбор слов на заданный звук, игра «Фотографы»;

Чтение художественной литературы: сказка «Приключения Буратино»

Игры с кубиками Зайцева.

Литература, используемая при составлении конспекта:

1. Доронова Т. Н. «Из ДОУ – в школу»; ЛИНКА – ПРЕСС, Москва, 2007г.

2. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве»; «Ювента», Москва, 2003г.

3. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом»; Москва, Мозаика-синтез,2006г.

Ход.

1. Организационный момент.

В. - Вчера вечером ко мне залетел шарик и рассказал, что он видел:

Мама Анечку качает: «А-а-а-а»

Мама тихо напевает: «А-а-а-а…

Баю – баю, спать пора…»

Анечка зевает: «А…».

В. - Ребята, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении?

Д. – Звук А.

В. – Какой это звук? (гласный).

Какие звуки называются гласными? (звуки, которые можно петь и при этом воздух в ротике не встречает никаких преград – это гласные звуки).

Какие гласные звуки вы уже знаете? (А, О, У, Ы, Э).

2. Дидактическое упражнение: «Потянем звук, как ниточку».

Соединить пальцы обеих рук. Будем произносить звук и раздвигать руки в стороны, как будто тянем ниточку. Кто дольше протянет звук, у того ниточка будет длиннее.

Дети произносят звуки по очереди.

3. Дидактическое упражнение: «Поймай хлопками гласный звук».

В. – Я сейчас буду произносить звуки, а вы хлопками поймаете только гласный звук. Начинаем: В,Р,О,Ы,С,Л,Г,Э,П,М,З,Д,У,Р,Н,А.

4. Игра «Догадайтесь».

В. – Я буду произносить звуки не вслух, а про себя. А вы по моим губам отгадайте, какой звук я хочу произнести.

Воспитатель беззвучно артикулирует звуки, а дети отвечают какой звук и как догадались.

Усложнение: А теперь я скажу сразу два звука про себя : [А, У]. Какие звуки я хотела сказать? Какой первый звук? (второй?

- Сядет тот, чье имя начинается с гласного звука.

- В чьем имени звук А находится в середине слова.

- Чье имя заканчивается на гласный звук А.

5. Выделение гласных звуков из слов. Игра «Картинки».

В. – Посмотрите на картинки и назовите только ту картинку, название которой начинается с гласного звука.

– В названиях каких картинок живет звук У? Ы? О? Э?

Усложнение: В названиях каких картинок спрятались два звука А, О? У, А?

– Определите, пожалуйста, где в названии этой картинки (РАК) спрятался звук А

6. Игра «Путешествие» найти слова со звуком О, У, А.

7. Выделение ударных гласных из слов.

Послушайте сказку:

«В некотором царстве жил был волшебник. У него был волшебный молоточек, которым он ударял не по гвоздям, а по гласным звукам. Увидит какое-нибудь слово, ударит по нему, и гласный звук в этом слове звучит сильнее, громче других звуков, станет ударным. Например: ударит молоточек по слову УТРО и оно зазвучит так: УУУТРО.»

В. – Какой звук при этом звучит сильнее, громче других? (У)

В. – Ребята, а вы догадались, что это за молоточек такой, как он называется?

(ударение).

В. –Волшебник вам прислал слова, для того чтобы поставить в них ударение, но они распались. Соберите их и скажите, какой ударный звук?

РОЗА, ЛИСА, МЫЛО, КАША, МЫШИ, КОЗА, МУХА, РЫБА, ШУКА.

8. Игра «Цепочка» - подбор слов-действий к составленным словам.

РОЗА – пахнет, цветет, растет, колется, вянет, радует…

ЛИСА – бегает, хитрит, ворует, ловит, кусается…

МЫЛО – пенится, моет, чистит, стирает, убивает, очищает…

9. Работа по составлению предложений.

В. – Ребята, посмотрите на мольберт: кто изображен на картинке? (ежик).

В. – Что он делает? (несет яблоко).

В. – А теперь, повторите предложение полностью. (Ежик несет яблоко.)

В. – Скажите это предложение весело; грустно (от лица Буратино, Пьеро, Карабаса – Барабаса). Игра «Живое предложение».

10. Штриховка «Яблоко» - подарим их ежику.

11. Итог. Со всеми моими заданиями вы справились и показали отличные знания гласных звуков, поэтому я дарю вам еще одну интересную игру, чтобы вы продолжали учиться дальше.

Публикации по теме:

«Капелька» — авторское логопедическое пособие«Капелька» — авторское логопедическое пособие У детей с тяжелой речевой патологией возникают трудности в обучении грамоте. Это связано с недоразвитием психологической базы речи: внимания,.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 18:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД