Папки-передвижки

Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства

Татьяна Семченко
Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства

Семченко Татьяна Сергеевна, воспитатель

БДОУ г. Омска «Детский сад №366»

Реализация духовно – нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства

«Человек по натуре своей – художник.

Он всюду так или иначе,

стремится вносить в свою жизнь красоту…»

А. М. Горький

«Давайте детям больше и больше

созерцания общего, человеческого, мирового;

но преимущественно старайтесь знакомить

их с этими через родные и национальные явления»

Публикация «Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах

В. Г. Белинский

Народное декоративно-прикладное искусство, будучи одним из средств этетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и искусстве. Народное искусство по содержанию национальное и способно активно воздействовать на духовное развитие человека. [2]

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинаются развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. В этом возрасте подготавливается почва для нравственного роста и любви к окружающему. Природа родного края – неиссякаемый источник для творчества. Близость детям творчества народа обусловлена тем, что его образы связаны с укладом окружающего мира, родной природой. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря, степи – это целый мир переживаний. Народное искусство живёт наблюдением природы, окружающей жизни. В своей практике мы обращаем большое внимание детей на окружающую красоту природы. Заостряем внимание дошкольника на красоте деталей, например на цвет и изящную форму листьев деревьев, травинок, цветов, разнообразие снежинок,зимние узоры на окнах. Накопленные впечатления дети реализуют в своих рисунках, росписях тарелок, узорах на глиняных фигурках.

Ребёнок нуждается в ярких образах, звуках, красках. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество - соединяют в себе всю мудрость и красоту языка. [1] Всё это мы ежедневно внедряем в своей деятельности. Чтение, инсценировка сказок с использованием дымковской, филимоновой, каргопольской, богородской игрушки. В создании сказочной атмосферы используем народные песни, мелодии.

Мелодии, ритмы, движения, песня пляска – выражает характер и широту души русской. В музыкальные минутки шалости включаем подборку заводных русских народных песн.

Лепка, резьба, вышивание, роспись и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которым владеет народ. В утренние и вечерние часы в индивидуальной работе дети закрепляют знания о народной игрушки, полученные на занятиях. Каждый вид народного творчества развивает духовно ребёнка. Важно, чтобы воспитатели сами были проникнуты уважением к народности. [2]

Произведения народного искусства всегда яркие по цвету, просты по форме, по замыслу приближенны к жизни, поэтому легко воспринимаются детьми. В своей практике используем наглядные материалы – плакаты с узорами, игрушками, жёстовскими подносами, показываем видео о народных промыслах в рамках недельных выставок по тому или иному народному промыслу.

В области народного искусства есть много красивого, простого, что с успехом можно использовать в работе с дошкольниками. Эта деятельность воспитывает у детей трудолюбие, развивает умения, навыки, знакомит с разнообразием художественного материала. В своей работе мы используем такой материал для поделок, как древесная кора, листья, яичная скорлупа, крупы глина, ветки, шишки и другие природные материалы.

Важно преподнести разнообразие народного творчества и заинтересовать дошкольника. Так у нас постоянно действует выставка «Мир красоты», где рядом с игрушками, декоративной посудой располагаются книги, иллюстрации, подборка народных мелодий, фото мастериц занятые за народными промыслами поможет познакомить детей с богатством и разнообразием творчества народных художников. Необходимо чтобы предметы русского народного творчества внедрялись в быт. [1] В группе использована отделка детской мебели элементами народного творчества, жёстовские подносы служат для размещения наглядного материала, композиции с дымковской игрушкой украшают полочки. Внедряя народное творчество в быт детей кукольная мебель, постельные принадлежности, бельё, игрушечная посуда силами воспитателей и родителей украшена элементами народной росписи. Обращая внимание ребёнка на элементы оформления вещей, мы приобщает дошкольника к прекрасному, зарождая искру божью, искру творчества, которая спрятана у каждого в душе.

Стимулом для самостоятельных игр «Музей», «Театр» «Магазин игрушек», «Прогулка в парке» могут послужить атрибуты костюмов: кокошники, юбки, расписные вёдра коромысла, зонтики, шкатулки и т. д. Самое главное – ребенок приобретает навыки самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Например, если в игровой ситуации возникла необходимость в дополнительном атрибуте, наши ребята сделают его сами: нарисуют, лепят, вырезают. [1] Чтобы привлечь детей к подобным занятиям, мы сами вместе с детьми вступаем в игру, лепим, рисуем, вырезаем, создавая красивые предметы. Почти у каждого ребёнка появляется желание сделать так же. Работами детей украшаем группу, оформляем выставку для родителей в приёмной или для всего детского сада, участвуем в выставках за пределами дошкольного учреждения. Так постепенно у детей формируется положительное отношение к подобному виду деятельности, желание делать красивые вещи.

Необходимо привлекать родителей к тому, что делает дошкольное учреждение по ознакомлению детей с прикладным народным искусством. Информацию об этом родители получают на собраниях, в беседах и консультациях, через наглядные материалы, размещённые в «уголке родителей», на сайте детского сада или на страничке группы в социальной сети.

Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало. По этому поводу В. А. Сухомлинский писал: «Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного». [1]

Литература:

1. Н. Б. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М. : Просвещение, 1990г.

2. А. П. Усова. Русское народное творчество детскому саду. - М. : Просвещение, 2001г.

3. Народное искусство в воспитании детей. – М. : Российское педагогическое агенство. - 1997г.

4. Журнал «Юный художник» - №8,1991г, №10,1993 год.

Публикации по теме:

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСлайд № 2Современная социально-психологическая ситуация,.

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Грачева О. Ф., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин, Белгородская область МИНИ-МУЗЕЙ КАК.

Особенности духовно-нравственного воспитания Духовно-нравственное воспитание – одна из важных составляющих воспитания ребенка. Педагог, формируя индивидуальное нравственное сознание.

Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников Потурнакова Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №11 Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников. Министерство образования.

Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6–7 лет) Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6-7 лет) Название: "Кто на свете всех милее?" Дидактическая.

Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного развития детей» Видео ль проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное искусство. Задачи проекта:.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитанияСказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 30 декабря 2015 в 11:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД