Получи документы

Развитие творческого воображения дошкольника

Татьяна Нуждова
Развитие творческого воображения дошкольника

«Творчество – это не удел только гениев,

создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек воображает,

комбинирует, создает что-либо новое».

Л. С. Выготский

Актуальность проблемы:

-Требования современного общества.

- ФГОС ДО (целевые ориентиры).

- Новообразования возраста.

- Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО является задача

Публикация «Развитие творческого воображения дошкольника» размещена в разделах

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

- Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является развитое воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.

Воображение – достаточно специфичный и сложный психический процесс, поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения.

Философский словарь под редакцией М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина определяет воображение как "способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений" .

Л. С. Выготский считает, что "воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений". Он отмечает, что "привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением".

Рубинштейн отмечает, что воображение "может быть только у человека". Человек, имея полученные ранее знания, а так же свой опыт, может создать себе картину того, чего на самом деле нет, и того, чего он сам в действительности не видел.

По мнению Дубровиной И. В., "воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы".

Суммируя все выше упомянутые определения, можно отметить, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Основные формы активного воображения :

воссоздающее

антиципирующее

творческое

Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Помимо всех указанных видов воображения так же выделяет продуктивное и репродуктивное.

Продуктивное воображение – это воображение, в котором сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.

Репродуктивное воображение – это воображение, задачей которого является воспроизведение реальности в том виде, как она есть.

Теплов Б. М. характеризовал творческое воображение, как "самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д. "

Преобразование материала в любой форме воображения, в том числе и в творческой,

подчиняется определенным законам.

Для воображения характерны следующие процессы и приемы:

- типизация,

- комбинирование,

- акцентирование,

- реконструкция,

- аглютинация,

- гиперболизация,

- уподобление,

- расчленение,

- аналогия.

Воображение - это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого.

Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

• До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент.

• В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

• В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

• В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества.

Т. Рибо выделяет

основные стадии развития воображения ребенка :

1) ребенок может преобразовывать воспринимаемые предметы, т. е. в одном предмете он видит другой;

2) воображение ребенка проявляется в одушевлении игрушек;

3) воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;

4) ребенок комбинирует образы, т. е. начинает формироваться собственно художественное творчество.

Игры и упражнения для развития

творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Игра - упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три (или более) краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист (часть листа) любым образом. На что похож рисунок?

Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогическая концепция «Развитие творческого воображения дошкольников»Педагогическая концепция «Развитие творческого воображения дошкольников» Приоритетным направлением в моей работе является развитие творческогоПриоритетным направлением в моей работе является развитие творческого.

Отчет по плану самообразования за 2014–2015 год «Развитие творческого воображения» Управление образования Альметьевского Муниципального района РТ Отчет по плану самообразования на тему : «Развитие творческого воображения.

Отчет «Развитие творческого воображения в процессе реализации замысла сюжетно-ролевых игр» Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Сюжетно-ролевая.

Педагогический проект «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе игры» Педагогический проект на тему: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе игры» Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в.

Развитие творческого воображения с помощью ручного труда Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Ольга Васильевна Ваньшина. Я работаю воспитателем в структурном подразделении ГБОУ.

Развитие творческого воображения дошкольников посредством нетрадиционных приемов рисования «Ум ребенка – на кончиках его пальцев» И. Сухомлинский Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным,.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической.

Развитие творческого воображения у детей (опыт работы) Развитие творческого воображения у детей (опыт работы) Детство – это время сказок, придуманных историй и вымышленных героев. Именно в этот.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Развитие творческого воображения» Цель: Познакомить детей с игрой «Хорошо - плохо», способствовать осознанию ими объективного существования мира. Формировать умение логически.

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста Консультация для родителей. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. Вот уже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения дошкольника
Опубликовано: 13 сентября 2015 в 08:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД