Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Ирина Хряпкина
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Творческие способности, как и интеллектуальные, относятся к группе познавательных способностей. Только основная нагрузка ложится на разные познавательные процессы. В интеллектуальном познании ведущую роль играет мышление, а в творческом – воображение. Поэтому творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее – во второй половине дошкольного детства.

Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты.

Способности к творчеству редко формируются сами по себе. Их развитие нуждается в стимулировании. Развитие творческих способностей дошкольников возможно по двум направлениям:

• Усложнение действий в использовании средств для воплощения замыслов

• Расширение набора средств для решения конкретной задачи

В качестве примера рассмотрим, как дети используют ведерко. Кроме прямого назначения, оно может служить формой для «куличиков», верхней частью построенной башни, головным убором, стульчиком, опорой для моста и др. Но к этой вариативности дети приходят с развитием творческого начала.

Аналогично и с поиском новых средств для воплощения своих задумок. Нельзя нарисовать контур – дошкольник выложит его с помощью палочек; нет палочек – выстроит кубики по периметру; отсутствуют кубики – протянет скакалку или ремешок… Если же отсутствуют мало-мальски подходящие средства, старший дошкольник будет действовать в воображаемых обстоятельствах.

Всякий раз поиск подходящих средств и возможностей их использования является своеобразным мозговым штурмом для творческого мышления дошкольника. Опыт подтверждает, что самые оригинальные идеи приходят после перебора более привычных вариантов. Взрослым важно помнить этот факт и поощрять активность ребенка в генерировании новых идей.

Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.

Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек.

Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.

Творческий талант в театрализованной деятельности

Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.

1. Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.

2. Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.

3. Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.

4. Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.

5. Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали, чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.

6. Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.

С каждым годом идеи и действия дошкольника совершенствуются и усложняются. Творческие способности развиваются в тесной связке с воображением. Малышу и без внешнего подталкивания интересно открывать новые горизонты своих достижений. А если его дополнительно аккуратно направлять на поиски нестандартных решений, результаты приобретут оригинальность.

Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности должна реализовываться поэтапно.

Подготовительный этап

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста : предметно-пространственная среда и подготовка методического обеспечения. Создание условий должно предусматривать оснащение предметно-развивающей среды в группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Необходимо оформить «Уголок театра», где могут быть представлены костюмы и маски знакомых сказочных персонажей (центр ряженья, атрибуты для осуществления игр-драматизаций, где могут быть представлены различные виды театра : бибабо, пальчиковый театр, теневой, ложковой театр и т. д. Центр уединения, где ребенок может побыть один, поиграть, прорепетировать у зеркала.

Основной этап

Цель: развитие и поддержка интереса у детей к театру, создание творческого настроения от инсценировки сказки; повышение интереса дошкольников к разнообразным типам творческой деятельности; воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым.

Содержание театрализованных занятий должно включать в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним; игры-драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

На данном этапе необходимо реализовывать перспективный план работы по развитию творческих способностей. На первых занятиях происходит знакомство детей с театральными куклами, дети учатся следить за развитием действий в кукольном спектакле. На основном этапе проходит знакомство детей с театральным видом искусства, его устройством, с профессиями людей, работающих в нем, через экскурсии, посещение спектаклей, видеофильмов, презентаций, организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Поход в театр». С целью освоения выразительных средств передачи образа: речь, мимика, движения, ритмопластика, можно использовать игровые упражнения «Кислый лимон», «Обиделись», «Маленький комар» и упражнения на развитие пантомимы : «Идет медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», применять упражнения и этюды с героями и элементами сюжета сказок. Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи необходимо подобрать тексты на активизацию словаря. Детям понравится, если на занятия будут приходить куклы театра бибабо, воспитатель должен «оживать» куклы, показывая, как это делают в кукольных спектаклях. Дошкольники будут с большим удовольствием вступать с куклами в беседу, отгадывать загадки, описывать предметы, которые куклы предложат рассмотреть.

Для развития у старших дошкольников актерского мастерства можно использовать дидактические игры из «Азбуки настроения». С дошкольниками вспоминаются основные эмоции (веселье, грусть, страх); учат их различать и изображать эмоции с помощью выразительных средств. На занятиях с дошкольниками необходимо использовать игры-драматизации, где учитываются индивидуальные особенностями и возможности детей. Особое внимание необходимо уделять анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах и явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев.

Заключительный этап

Цель: стимулирование творческой активности родителей через участие в творческой деятельности, установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах творческого воспитания детей.

На данном этапе предлагается создать творческую мастерскую «Клуб Ок», где могут принять участие родители и педагоги при организации и проведении совместной творческой театральной деятельности старших дошкольников. Цель мастерской – интерактивное сотрудничество педагогов, детей и их родителей; создание кукол-клубков из бросового материала по тематике «Сказочные герои». Одним из важных направлений данной деятельности является вовлечение родителей в творческий процесс, сделать своими единомышленниками, активными участниками. Родители воспитанников могут и должны принимать участие при подборе материалов для оформления, создания игрушек, кукол для театральных представлений.

Таким образом, через совместную продуктивную деятельность можно добиться взаимодействия педагогов ДОО и семьи, чтобы взаимодействие стало полноценным, продуктивным, увлекательным, проходящим в атмосфере творчества, тепла, внимания, неравнодушного отношения к детям и друг другу.

Литература:

1. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2021. – №2.

2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : Сфера, 2021.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 30 апреля 2024 в 15:01
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД