Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности

Тимошенко Анна
Развитие творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности

Продуктивная деятельность в детском саду является важной частью воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего развития дошкольников.

В данном разделе рассматриваются несколько видов детской активности – рисование, конструирование, лепка и аппликация.

В отличие от сюжетной игры, в которой дети также создают собственные модели окружающего, у продуктивных видов деятельности есть одна характерная особенность – предметно оформленный результат.

Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности» размещена в разделах

Развивающее значение продуктивных видов деятельности заключается в том, что они открывают перед ребенком широкие возможности проявить свою творческую активность и утвердить себя как созидатель. У него развивается способность к целеполаганию и продолжительным волевым усилиям, направленным на достижение результата.

Целью формирования у ребенка продуктивной деятельности, как культурной практики, является развитие творческой инициативы, которая проявляется в способности преобразовывать различные материалы в соответствии с целью-замыслом.

Таким образом, под продуктивными видами деятельности мы будем рассматривать детскую активность, направленную на превращение исходного материала в конкретный продукт.

Содержание для продуктивной деятельности мы задаем через четыре вида работы:

• Работа по образцам;

• Работа с незавершенными продуктами;

• Работа по графическим схемам;

• Работа по словесному описанию цели-условия.

Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать все типы работы, постепенно продвигаясь по обозначенным линиям от более простых к более сложным.

Каждый из типов работы, может быть, развернут с самыми разнообразными материалами. Это вполне традиционные: цветная и белая бумага, картон, природный материал – выступающий в функции объемных модулей, кусочки ткани, кисти, карандаши и пластичные материалы (глина, тесто, пластилин). Все они могут использоваться как в чистом виде, так и во всевозможных сочетаниях.

Особое внимание педагогу надо обращать на создание условий для продуктивной деятельности для каждого ребенка

Во время рисования красками у каждого ребенка должны быть:

• Заготовка листа бумаги;

• Баночки с водой;

• Кисти;

• Краска гуашь (для подготовительной группы возможна Акварель);

• Тканевая салфетка

• Демонстрационный материал при необходимости.

Во время рисования цветными карандашами у каждого ребенка должны быть:

• Заточенные заранее карандаши или восковые мелки

• Лист бумаги

• Кисочек бумаги или спонж для растушевки рисунка (подготовительная группа).

Во время лепки у каждого ребенка должны быть:

• Досточка;

• Стека;

• Пластичный материал (глина, тесто);

• Салфетка для рук;

• Демонстрационный материал при необходимости.

Во время аппликации у каждого ребенка должны быть:

• Баночка;

• Кисть;

• Клей ПВА (для старшего возраста возможно использование клея карандаша);

• Картон;

• Индивидуальная клеёнка;

• Цветная бумага (для младшего возраста раздаточный материал);

• Ножницы (для среднего и старшего возраста);

• Тканевая салфетка.

Конечно, чтоб вовлечь ребенка в нескучных учебный процесс, мы вносим в нашу работу культурно-смысловой контекст.

В качестве таких контекстов можно предложить воспитанникам следующие варианты:

• Изготовление для игры;

• Создание собственной художественной галереи;

• Создание макетов

• Изготовление сувениров;

• Создание книг;

• Изготовление предметов для собственного театра.

Каждый из представленных контекстов наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов представленного занятия.

Особенности организации совместной продуктивной деятельности подразумевают под собой коллективную работу. Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым ( по принципу: «Я тоже хочу делать это») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:

• Организацию общего рабочего пространства;

• Возможность выбора цели из нескольких — по силам и интересам;

• Открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) — его можно устроить, сдвинув обычные столыпарты с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом, должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей учительским столом, а располагается рядом с ними.

Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какойто инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами. Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).

Вопрос относительно частоты использования тех или иных культурносмысловых контекстов решается воспитателем самостоятельно, в зависимости от событий, происходящих в окружающем (сезоны, праздники, памятные даты, прочитываемых в данное время художественных текстов, актуальных детских игровых и познавательных интересов.

Особенности организации самостоятельной деятельности.

Продуктивная деятельность, в соответствии с принятой нами моделью, присутствует в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность.

Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делали вместе со взрослым. Взаимосвязь двух составляющих образовательного процесса в отношении продуктивной деятельности осуществляется главным образом через материалы и образцы, с которыми имеет дело ребенок.

Предметная среда для самостоятельной продуктивной деятельности детей также должна способствовать и творческому движению в работе с выбранным материалом, и стабилизации целей (акцентированию для ребенка момента результативности).

Материалы и образцы, использованные взрослым в совместной деятельности с детьми, должны на некоторое время переходить в их свободное распоряжение, с тем, чтобы они могли при желании продолжить понравившуюся работу. Для этого в помещении группы необходимо выделить определенное место (столик, за которым могут работать двоетрое детей, стеллаж). Срок жизни этих материалов и образцов зависит от того, насколько часто и увлеченно дошкольники в свободное время работают с ними. Если частота обращений к ним невелика, они заменяются новыми после очередного цикла работ, если же дети часто их используют, к ним прибавляется следующая порция материалов.

Практика показала, что к этим материалам и образцам в своей свободной деятельности чаще всего обращаются три категории детей :

• Не успевшие завершить свою работу в период совместной деятельности со взрослым;

• Выступавшие в роли наблюдателей за совместной деятельностью взрослого с детьми и понявшие в ходе наблюдения, что, пожалуй, стоит рискнуть и попробовать;

• Энтузиасты, которым настолько понравилась инициированная взрослым работа, что они по собственному желанию вновь обращаются к ней, воспроизводя или творчески развивая ее.

Дошкольники любят не только творить по собственному замыслу, но и копировать, особенно если задача копирования не навязана им, а свободно выбрана.

Публикации по теме:

Развитие речи и творческих способностей детей в совместной познавательно-продуктивной деятельности Слайд 1. Сергиенко Елена Викторовна - воспитатель группы компенсирующей направленности. С любовью и интересом я занимаюсь ручным трудом с.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности 1СЛАЙД: ТИТ. ЛИСТ 2 СЛАЙД: высказывание В. А. Сухомлинского 3СЛАЙД: ЦЕЛЬЮ ДАННОГО ПРОЕКТА ЯВЛЯЕТСЯ: *Изучить процесс развития творческих.

Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности".

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра Актуальность темы Театр кукол – наиболее распространенная форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии «Истоки творческих способностей и дарований ребёнка на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №3 «Ивушка» городской.

Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования. Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников.

Развитие у детей творческих способностей через использование нетрадиционных техник продуктивной деятельностиРазвитие у детей творческих способностей через использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Согласно ФГОС ДО одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности
Опубликовано: 20 марта 2019 в 20:03
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД