Получи документы

Развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников 3–5 лет с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата

Ирина Дудорова
Развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников 3–5 лет с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата

Я работаю учителем-дефектологом с детьми, имеющими детский церебральный паралич (ДЦП) и нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА).

С каждым годом количество дошкольников, имеющих недостаточно развитую тонкую моторику, увеличивается. И, можно сказать, что одну из групп этих детей, составляют дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Публикация «Развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников 3–5 лет с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

У многих детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:

• скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;

недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.

Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения.

Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.

Под термином тонкая моторика понимаются высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной чёткости и скоординированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка; работа с мелкими предметами и деталями (мозаикой, конструктором, пазлами); при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др.

Для развития мелкой моторики у детей в процессе совместной с ними деятельности я использую следующие упражнения:

• выкладывание контура предмета из разноцветных шнурков, мягкой проволоки;

• нанизывание сначала крупных пуговиц, бусин на шнурок, а затем мелких – на толстую леску;

• сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (гречки, риса) одной, а затем двумя руками одновременно;

• застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

• завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;

• подбор, открывание и закрывание ключами замков, различных по величине;

• наматывание длинного шнура на катушку или сматывание его (шнура) в клубок;

• собирание платка в ладонь пальцами одной руки или двух рук одновременно (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя только работу пальцев этой руки);

• нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с песком, горохом и фасолью (в пластиковых вёдрах или тазиках);

• игры с различными мелкими конструкторами, мозаикой, лего и т. д.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира (предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы). В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику кистей и пальцев рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Поначалу я знакомлю детей с несложными статическими позами кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляю упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых этапах все упражнения младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе. По мере необходимости в процессе выполнения упражнений помогаю ребёнку воспроизвести правильную позу кисти руки или пальцев.

Упражнения проводятся на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т. е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остаётся только словесная инструкция.

Своевременно начатая и систематическая работа по развитию движений пальцев руки подготавливает успеш- ное овладение ручной умелостью.

Кроме вышеперечисленных, я предлагаю ребятам упражнения, направленные на развитие кистевой моторики. Вот только некоторые из них:

• на плотном картоне рисуется контур кисти ребёнка с равномерно разведёнными пальцами (ребёнок фиксирует свою руку соответственно контуру);

• ребёнок кладёт кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочерёдно приподнимает пальцы. Если ребёнку не сразу удаётся выполнить это упражнение, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными;

• ребёнок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары (для увеличения мышечной нагрузки, на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра);

• по заданию взрослого ребёнок показывает поочерёдно пальцы по одному, по два, по три; выдвигает вперёд второй и пятый палец («коза», остальные должны быть сжаты в кулак;

• отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино;

«отстреливание» ватного шарика, бусины, пуговицы, шашки и т. д. одним, двумя и четырьмя пальцами правой и левой руки поочерёдно.

В работе по развитию мелкой моторики хорошо зарекомендовали себя специальные игры, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

• работа со счётными палочками;

• нанизывание колец на тесьму, бусин на мягкую проволоку;

• работа с различными вкладышами;

• собирание пирамидок, матрёшек;

• работа с бумагой (сминание, обрывание, разглаживание);

• лепка из солёного теста, глины, пластилина;

• работа с различными видами шнуровок (плоскостных и объёмных);

• рисование в воздухе, на ладошке сверстника, на песке, крупе, соли;

• работа c мозаикой и конструкторами различной величины;

• игры с песком и водой;

• рисование двумя руками одновременно (обводка по пунктирным линиям и раскрашивание полученных контурных изображений двух одинаковых предметов/фигур) и др.

Развитию плавности и точности движений способствуют такие задания, как:

• раскрашивание картинок;

• точное обведение контуров предмета;

• рисование простых предметов по проставленным точкам;

• обводка контура предмета через стекло или кальку;

• штриховка готовых контурных изображений предметов и геометрических фигур в заданном направлении (в работе используются только простой и цветные карандаши) и т. д.

Очень важно суметь убедить ребёнка в полезности подобных упражнений и стимулировать его успехи, нужно отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, его точность.

Родителям в летний период я рекомендую использовать для тренировки мышц кистей и пальцев рук детей сбор ягод, шишек, мелких камушков, постройки песочных замков, прополку сорняков и т. д. во время прогулок к водоёму, в лес, отдыха на даче или в деревне.

Систематическая работа по формированию мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП способствует развитию у них двигательных умений и навыков, тактильного восприятия; активизируются возможности осязания, узнавания предметов на ощупь, улучшается качество целенаправленных практических действий.

Публикации по теме:

Немного о себе… Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада присоединиться к новому для меня, интересному проекту. Работаю в детском саду 34 года. У меня высшая.

Спортивно-оздоровительное развлечение для детей с нарушениями ОДА спортивно - оздоровительное развлечение: "Путешествие в страну гибкого носка". Развлечение проводилось с детьми подготовительной группы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников 3–5 лет с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 12 августа 2014 в 23:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД