МААМ-картинки

Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе знакомства с русским народным творчеством

Юлия Наскидаева
Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе знакомства с русским народным творчеством

Сегодня мы многое заново для себя переоцениваем и открываем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди, как отдыхали, как работали, что их радовало и что беспокоило, какие соблюдали обычаи? Ответить на все эти вопросы – значит помочь детям установить связь времён. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, не говоря о детях, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой, с историей своего народа, традициями.

Публикация «Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе знакомства с русским народным творчеством» размещена в разделах

Современные дети много времени проводят в компьютере, играют в различные электронные игры, смотрят мультфильмы с зарубежными героями, которые не редко являются их кумирами. Наши дети стали забывать русские народные сказки, их героев, на которых были воспитаны наши родители и предки.

С целью эффективного решения познавательно – творческих задач детей своей группы, я решила объединить знакомство детей с русским народным творчеством с продуктивной деятельностью и разработала проект «Деревенские посиделки». Лепка, аппликация, работа с солёным тестом, с тканью и другие виды изобразительного искусства передаёт вкус, чувство формы, цвета и образа, развивает фантазию и творчество, воспитывают уважение к труду – к мастеру.

Перед тем как начать работу над проектной деятельностью, углубила свои знания по данной теме: познакомилась с методическими разработками И. Г. Гавриловой «Истоки русской народной культуры в детском саду», изучила методическое пособие для воспитателей ДОУ Л. С. Куприной «Знакомство детей с русским народным творчеством». Оформила подборку художественного материала: сказок, потешек, прибауток, скороговорок, загадок, дидактических игр, наглядных пособий. Весь практический материал соответствует возрастным особенностям детей, вызывает живой интерес и желание приобщаться к русской культуре.

Проект долгосрочный, рассчитан на три возраста : средний, старший, подготовительный. Цель проекта: формировать в детях социально-активную, творческую личность на основе ознакомления детей с русским народным творчеством. Каждый возрастной этап в проекте обусловлен определённым набором задач, которые составлены с учётом возраста и интерес детей.

Сюжетно – тематическая организация занятий позволяет выстраивать воспитательно-образовательную деятельность в определённую систему и вести целенаправленную работу в решении поставленных задач проекта, а так же сохранять логическую стройность, поддерживать интерес детей, где одна тема дополняет другую или чередуются. От возраста к возрасту темы занятий усложняются, дополняются новыми. Для эффективного достижения поставленных целей в занятии, заранее продумываю и подбираю различные методы, приёмы и формы совместной деятельности детей. Рассматривание иллюстраций, предметов декоративно – прикладного искусства, драматизация сказок, заучивание потешек, прибауток, вождение хороводов, прослушивание музыкальных произведений, изготовление поделок помогает детям тоньше понять и прочувствовать глубину народной мудрости, его самобытность и мироощущение.

Все занятия проходят в рамках работы нашей творческой мастерской «Деревенские посиделки».

В средней группе я приобщала детей к фольклору, знакомила с дымковской росписью, а так же познакомила ребят с красавицей – деревянной матрёшкой. Давала элементарные знания о русских традициях, обычаях. Например, в средней группе: познакомившись с игрушкой – деревянная матрёшка, знакомлю детей с историей её возникновением, ребята рассматривают матрёшку, рассматривают рисунок её сарафана. Разучиваем частушки, стихотворения про матрёшек, а затем разукрашиваем с детьми силуэт матрёшки, лепим матрёшек из солёного теста. Как итог обобщения знаний детей проводим развлечение или выставку детских работ по данной теме. Нестрогими судьями таких мероприятий могут быть родители. В данном случае мы провели развлечение - «Мы веселые матрёшки». Девочки, надев на себя русские сарафаны и платочки, были матрёшками, а мальчики нарядившись в яркие косоворотки и фуражки на голове, вошли в роль парней – ухажёров. На таких развлечениях все вместе водим хороводы, играем в русские народные игры, шутим, поём русские народные песни и это всё легко воспринимается детьми. В конце развлечения ребята дарят родителям матрёшек, сделанных своими руками.

В старшей группе формировала у детей уважительное, бережное отношение к культурным ценностям через ознакомление с декоративно – прикладным народным искусством; дети знакомились с жилищем людей, с одеждой старины, бытом и ремеслом, с различными формами досуга и отдыха людей. Развивала желание и способность детей создавать поделки своими руками в народном стиле, используя разнофактурный материал.

Познакомив ребят с хохломской росписью: сначала дети осматривают изделия народных умельцев, знакомятся с историей возникновения хохломской росписи, многое узнают из легенд о золотой хохломе, рассказывают стихотворения о том, «где живёт перо Жар – птицы». Дальше ребята знакомятся с элементами этой росписи, учатся прорисовывать эти элементы, затем из пластилина лепят хохломские элементы, а уже потом на заранее сделанную, с помощью пластилинографии тарелочку, красиво располагают слепленные заготовки элементов хохломы, получая замечательную декоративную тарелочку. Такими тарелочками мы украшаем групповую приёмную или дарим мамам на 8 марта.

В подготовительной к школе группе формировала определённое отношение к истории, помогала детям осознать принадлежность к своему народу. Поддерживала и развивала устойчивый интерес детей к русскому народному творчеству, к его богатству и разнообразию. Основной из задач стала знакомство с народной игрушкой – куклой, с разнообразием кукол (кукла – ангел, кукла – оберёг, кукла – зернушка, кукла –перевёртыш, кукла – пеленашка и др., доводила до детского понимания смысловое значение каждой куклы. Изготавливая куклы своими руками – ребята загадывали желание, дарили кусочек своего душевного тепла кукле, играли с куклами.

Итогом работы этого года стал организованный в группе мини – музей народной игрушки, который посещали ребята и других групп.

На протяжении всех трёх лет развивала способность детей к индивидуальному художественно – творческому самовыражению.

Комплексный подход к организации занятий; умелое чередование различных видов деятельности, включение творческих заданий позволяют в единстве решать вопросы умственного, художественно – эстетического, физического, социально – нравственного развития, а так же обеспечивают успех воспитательно – образовательной работы, т. к. каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в любой деятельности (игре, пении, драматизации, рассказывании потешек и прибауток, в продуктивной деятельности).

Система в приобщении детей к истокам русской культуры требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивает у детей особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для создания в групповой комнате атмосферы национального быта, с помощью родителей, организовали уголок «Деревенская изба». Это макет деревянной избы, в котором есть печь, в полке – домашняя утварь (крынки, кувшины, миски, горшки, у печки – ухват, кочерга, метла; в люльке тряпичная кукла, на резных полках – предметы прикладного искусства.

Так же в развивающей среде группы присутствуют элементы народного творчества и прикладного искусства. В театральной студии, в свободном доступе для детей, имеются маски разных сказочных персонажей. В книжном уголке находится много книг, соответствующих возрасту детей, с потешками, прибаутками, загадками, сказками, которые периодически меняются в зависимости от темы нашей творческой мастерской. В уголке творчества находятся альбомы для разукрашивания с изображением: кухонной утвари, одежды старины, народной игрушки.

В непринуждённой для детей обстановке, каждый день используем фольклор в разных режимных моментах: читаем с ребятами сказки, инсценируем их, находим положительных и отрицательных героев; разбираем смысл потешек, прибауток, закличками провожаем зиму и встречаем весну, водящего в подвижных играх выбираем с помощи считалок.

Для реализации поставленных задач, эффективности выбранных форм взаимодействия с детьми, отслеживая их уровень творческих способностей через знакомство с русской народной культурой, мною разработана диагностика детей на основании технологии О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой.

Положительные результаты работы позволяют и помогают ребёнку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, знакомят и приобщают детей к истокам русской народной культуры, русского народного творчества, его богатству и разнообразию, формируют определённое отношение к истории, помогая детям осознать принадлежность к своему народу.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в прошлом красоту находим

Хоть новому принадлежим.

Публикации по теме:

Самоанализ музыкального занятия. Самоанализ занятия. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится.

Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе знакомства с русским народным творчеством
Опубликовано: 22 января 2015 в 12:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД