МААМ-картинки

Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте

Земфира Барадиновна Хапаева
Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте

Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте.

«Живи с другими так, чтобы

твои друзья не стали недругами,

а недруги стали друзьями»

Пифагор

Жизнь в условиях этнического многообразия является одной из актуальных проблем в любом обществе, где подрастают дети. Так сложилось, что наш Сургут многонациональный город. Хозяева нашего края ханты – манси. А мы, приехавшие со всех уголков нашей страны, работаем, заботимся о благополучие нашего чудесного края. Только в нашем детском саду около тридцати разных наций. Мы все разные, все живем на одной земле, в одном городе. Я думаю, все родители хотят мира, и социального комфорта для своих детей. В настоящее время общество пришло к выводу, что без воспитания толерантного отношения в детях, не получится цивилизованного, полноценного и благополучного существование подрастающего поколения. Поэтому я предлагаю всем взрослым придерживаться определённых правил в воспитании своих детей.

Публикация «Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте» размещена в разделах

- Развивать в детях интерес к истории и культуре другого народа. Каждая национальная культура уникальна, каждая несет в себе, что-то особенное не похожее на других.

- Воспитывать в детях уважение к другим национальностям, сохраняя при этом свою индивидуальность.

- Воспитывать в детях необходимость отказаться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов.

- Показывать собственным примером толерантное отношения к обществу.

Толерантность – понятие достаточно новое.

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Актуальность:

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования прописано: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.

Цель: развитие основ межнациональной толерантности ребенка в дошкольном детстве.

Задачи:

1. Формировать интерес детей к традициям и культуре народов, населяющих нашу планету.

2. Развивать умение находить общее и различие в культуре разных народах.

3. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения и национальности.

План работы на год

№ Тема Сроки

1. Выбор и ознакомление с темой Сентябрь

2. Изучить литературу по теме. Октябрь

3. Ознакомиться с требованиями ФГОС толерантного воспитания детей. Ноябрь

4. Консультации для родителей Декабрь

5. Изготовить и разработать дидактические игры и пособия Январь

6. Внедрить в работу с детьми новые дидактические игры и пособия Февраль

7. Консультация для воспитателей " Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте с учетом требований ФГОС". Март

9. Разработка перспективного планирования на 2021-2022г Апрель

10. Отчёт по теме.

Май

Участники:

1. воспитатели;

2. родители;

3. дети

Планирование:

- Перспективное планирование;

- Календарное планирование;

- Конспекты досугов, игр, развлечений и т. д.

Методические пособия (задания творческого характера по теме, иллюстрационный материал, картотеки, памятки, макеты, модели, схемы).

Содержание

1. Демонстрационный материал.

2. Картотека Дидактических и подвижных игр

3. Фотоальбомы «Опасные предметы»

4. Памятки

5. Технические способы обучения, используемые для выполнения педагогических задач (Какие использованы слайды, DVD, мультимедийный продукт).

Создание «Центра толерантности» в котором находятся:

· уголок семьи; уголок родного края; картотека игр по теме толерантность;

· картотека приветствии; папки с сказками разных народов; литература по теме: «Толерантность»; музей кукол в различных национальных костюмах, народных кукол КЧР;Манекен в национальном костюме;

Основными формами во взаимодействии с родителями:

1. Мониторинг через анкеты, тесты и личные беседы (тест для родителей – «Толерантность», «Я и мой ребенок»; анкета – Толерантность»);

2. Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста!»

3. Организация и проведение серии консультаций для родителей по вопросам нравственного и патриотического воспитания детей(«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»);

4. Проведение совместных субботников по благоустройству детского сада;

5. Участие в выставке «Осенние фантазии»;

6. Участие в оформлении уголка мира;

7. Изготовление стенгазеты, принятие участия в акции «Поздравим детский сад с днем рождения».

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, которые традиционно проводятся:

· Осенний утренник.

· День толерантности.

· День Матери.

· Новогодний утренник.

· День защитников Отечества.

· Масленица.

· Театрализованные показы.

· День защиты детей.

· Соревнования.

Работа с педагогами.

1. Правовое воспитание детей Консультация

2. Формирование навыков толерантности дошкольников Консультация

3. Межнациональное воспитание дошкольников Консультация

Обобщение материала.

Открытые НОД, педагогическая выставка и т. д.

СМИ

Сайты для воспитателей детских садов.

Участие в работе ДОУ педагогов.

Применение ИКТ.

Распространение работы на сайте ДОУ

Составление плана на 2022-2023гг.

Изученная литература:

1. Архарова, Л. И. Воспитание на народных традициях / Л. И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г. Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.

3. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. - М. : Права человека, 2002. - 40 с.

4. Давыдова, О. И. Этнопедагогическая подготовка педагога / О. И. Давыдова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 481-483.

5. Заббарова, М. Г. «Поликультурное воспитание в технологическом образовании школьников» / М. Г. Заббарова // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: мат. междунар. науч. конф. отв. ред. Е. А. Гринёва. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 527 – 530

6. Кожанова, М. Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М. Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.

7. Коломийченко, Л. Программа социального развития: подготовительная к школе группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ" / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 15-25.

8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М., 2001.

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте
Опубликовано: 10 января 2023 в 15:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД