Получи документы

Развитие механизмов управления качеством дошкольного образования

оксана непомнящая
Развитие механизмов управления качеством дошкольного образования

Развитие механизмов управления качеством дошкольного образования в МБДОУ д/с № 28 по направлению «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» в процессе реализации образовательного проекта «Любознайки».

(Непомнящая О. В., заместитель заведующего по ВМР МБДОУ д/с № 28)

Публикация «Развитие механизмов управления качеством дошкольного образования» размещена в разделах

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО познавательно-исследовательская деятельность определена как сквозной механизм развития ребенка, что подчеркивает важность и значение этого вида детской деятельности в дошкольном возрасте. Развитие этого направления нашло свое отражение и в решении краевого и городского августовских педсоветов. Актуально оно и для МБДОУ д/с № 28.

Проанализировав имеющиеся в МБДОУ данные, такие как: результаты анкетирования педагогов, карты педагогических наблюдений, аналитические справки тематических проверок и другие, администрация пришла к выводу, что работу по данному направлению необходимо структурировать и систематизировать, продумать применение различных механизмов управления качеством дошкольного образования в МБДОУ д/с №28 по направлению «Экспериментирование».

Целью деятельности администрации ДОУ стало использование различных механизмов управления для развития качества дошкольного образования в МБДОУ д/с № 28 по направлению «Познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Задачи:

1. Использовать управленческие решения для повышения качества основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 28.

2. Использовать управленческие решения для повышения качества организации образовательного процесса в ДОУ.

3. Использовать управленческие решения для повышения качества образовательных условий.

В 2018-2019 учебном году было принято управленческое решение провести мониторинг в рамках проведения ВСОК ДО по основным показателям, обозначенных в положении о ВСОК ДО МБДОУ д/с № 28:

- качество условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ;

- качество организации образовательного процесса ДОУ;

- качество результата освоения ОП ДО ДОУ.

(Концептуальный документ - Приказ об утверждении положения о ВСОК ДО в МБДОУ д/с № 28 №64/1 от 29.08.2018г. ; процессуальный документ - Приказ о проведении мониторинга в рамках ВСОК ДО МБДОУ д/с № 28 № 38/1 от 12.04.2019г.)

Мониторинг показателей помог выявить следующие проблемы.

По показателю - качество условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ, проведенный мониторинг условий РППС групп ДОУ, а именно центров «Экспериментирования» показал, что для обеспечения познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО центры «Экспериментирования» (особенно в группах старшего дошкольного возраста) необходимо пополнить.

Для реализации обязательной части ООП детского сада в направлении организация познавательно-исследовательской деятельности учебно-методических пособий было достаточно, но для расширения части формируемой участниками образовательных отношений и выстраивания педагогами системы работы по экспериментальной деятельности необходимоприобрести дополнительный комплект литературы.

Кроме того, были выявлены проблемы и в организации познавательно-исследовательской деятельности, и в организации условий для детского экспериментирования.

По показателю - качество организации образовательного процесса ДОУ анализ деятельности педагогов, полученный в результате просмотра занятий, оперативного контроля, изучения конспектов занятий,анкетированияпо теме «Самооценка готовности педагога к организации познавательно - исследовательской деятельности» позволили выявить дефициты у педагогов:

-многие воспитатели нацеливают дошкольников на репродуктивную деятельность, не позволяя проявлять индивидуальную инициативу;

- преобладает ориентация педагога на исполнительный характер деятельности ребенка, воспроизведение готовых образцов;

- часто исследование проводится по заранее намеченному плану, педагогом не предусматривается разнообразный исход или течение эксперимента;

- круг экспериментов ограничен и не разнообразен,что препятствует развитию интереса к исследовательской деятельности и познавательной активности.

По показателю качество результата освоения ОП ДО ДОУанализ результатов педагогической диагностики познавательно – исследовательской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста (проведенной на начало и конец 2017-2018 учебного года, наблюдений за самостоятельной познавательно – исследовательской деятельностью детей в течение этого учебного года педагогами показал, что:

1. У детей накоплен определенный запас знаний об окружающем мире, но знания поверхностные и часто ошибочны.

2. Дети с удовольствием делают опыты в присутствии или вместе со взрослым, но к самостоятельному экспериментированию не стремятся в силу собственной неуверенности или отсутствия успешного личного опыта.

3. У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности: затрудняются ставить цель, планировать дальнейшую деятельность, презентовать результаты исследования.

За период с 2018 по 2021 учебные года процедура (определенный порядок действий) функций УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА, а именно анализ результатов мониторинга, адресные рекомендации по результатам анализа, меры и мероприятия из года в год повторяется.

Для устранения выше представленных дефицитов был принят ряд управленческих решений :

- издан приказ о вступлении МБДОУ д/с № 28 в городской сетевой проект «Технопарк в дошкольной среде» в работу модуля по познавательно-исследовательской деятельности в направлении «Экспериментирование» ( основание: приказ УО)

- утвержден план-график повышения квалификации педагогов (Управленческий документ - Приказ об утверждении годового плана МБДОУ д/с № 28 на 2018-2019 уч. год№ 60 от 29.08.2018г. Годовой план.);

- в Годовой план внесены мероприятия по повышению качества организации познавательно-исследовательской деятельности (Управленческий документ - Приказ об утверждении годового плана МБДОУ д/с № 28 на 2018-2019 уч. год № 60 от 29.08.2018г. Годовой план.);

- создана рабочая группа по разработке образовательного проекта для детей старшегодошкольного возраста (Процессуальный документ - Приказ о создании рабочей группы по разработке образовательного проекта по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста № 69/2 от 11.09.2018г.).

Результаты выполнения управленческих решений за 2019г.

На педагогическом совете представлен отчет о проделанной работе с перечислением факторов, определяющих полученные результаты: как положительные стороны, так и выявленные дефициты (Процессуальный документ- Протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2019г.)

- членами рабочей группы разработан образовательный проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Любознайки»;

- данный проект презентован и принят на Педагогическом совете МБДОУ д/с № 28. (Процессуальный документ- Протокол педсовета № 6 от 31.05.2019г.). По решению заседания педсовета издан приказ об утверждении образовательного проекта по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Любознайки» и определению групп и педагогов, реализующих проект (Управленческий документ - Приказ об утверждении образовательного проекта по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Любознайки» № 51/2 от 31.05.2019г.); Но, необходима апробация данного проекта.

- один педагог проучен на курсах повышения квалификации по теме: «Реализуем ФГОС ДО. Основы организации исследовательской и проектной деятельности в детском саду» (заключен договор на обучение);

- два педагога прошли обучение на заседаниях городской базовой площадки «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе организации детского экспериментирования» на базе МБДОУ д/с №14 (Управленческий документ - Приказ об утверждении годового плана МБДОУ д/с № 28 на 2018-2019 уч. год№ 60 от 29.08.2018г. Годовой план.); Но, необходимо повысить компетентность по теме всех педагогов.

- проведены групповые и индивидуальные консультации по обогащению центров экспериментирования групп по познавательно-исследовательской деятельности (даны адресные рекомендации);

- проведена тематическая проверка создания условий для организации совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию в группах дошкольного возраста (подтверждением является - Аналитическая справка по тематической проверке). Рекомендовано продолжать обогащение РППС групп по данному направлению.

- проект согласован с Советом родителей (протокол заседания Совета родителей).

В следующем учебном году (сентября 2019 по май 2020) прошла апробация проекта на 1 старшей и 2 подготовительной группах. Проект реализовывался в форме кружка «Любознайки», занятия кружка проводились 1 раз в неделю.

Для повышения качества образовательной деятельности по реализации проекта в 2019-2020 уч. году были приняты следующие управленческие решения :

- запланирован Педагогический совет по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством метода проектов, способствующих проявлению самостоятельности и инициативы воспитанников ДОУ» (Управленческий документ - Приказ об утверждении годового плана МБДОУ д/с № 28 на 2019-2020 уч. год № 68 от 30.08.2019г. Годовой план.)

- разработать план-график оперативного контроля;

- заключить договор на приобретение комплекта методической литературы;

- запланировать внутренний мониторинг условий реализации модуля ПИД по направлению «Экспериментирование».

Результаты выполнения управленческих решений за 2020 г.

На педагогическом совете был представлен отчет о проделанной работе с перечислением факторов определяющих полученные результаты: как положительные стороны, так и выявленные дефициты (Процессуальный документ- Протокол педагогического совета № 2 от 20.02.2020 г.).

- проведен Педагогический совет по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством метода проектов, способствующих проявлению самостоятельности и инициативы воспитанников ДОУ» (Процессуальный документ- Протокол педагогического совета № 2 от 20.02.20г.);

- разработан план-график оперативного контроля (Управленческий документ - Приказ об утверждении годового плана МБДОУ д/с № 28 на 2019-2020 уч. год№ 68 от 30.08.2019г. Годовой план.). Но, выполнить план-график полностью не удалось (из-за ограничений).

- приобретен комплект методической литературы Дыбиной О. В. (договор на приобретение);

- центры экспериментирования групп старшего дошкольного возраста пополнились различными материалами и оборудованием. Помощь в этом оказали родители воспитанников. (Обсуждение данного вопроса на родительском собрании. Протокол родительскихсобраний);

- проведен внутренний мониторинг условий реализации модуля ПИД по направлению «Экспериментирование». По результатам мониторинга условия для организации исследовательской деятельности признаны удовлетворительными, однако необходимо пополнить центры лабораторными наборами, микроскопами; педагогами реализующими образовательный проект было предложено оборудовать дополнительное образовательное пространство в макросреде ДОУ. (Процессуальный документ - Приказ о проведении внутреннего мониторинга условий реализации модуля ПИД по направлению «Экспериментирование» № 59/1 от 12.08.2019г.)

- группы приняли участие в городском «Мониторинге условий реализации модуля ПИД по направлению «Экспериментирование». (Распоряжения УО; Процессуальный документ- Приказ об участии в городском мониторинге № 75/1 от 13.09.2019г.). По результатам мониторинга условия для организации исследовательской деятельности признаны удовлетворительными.

- образовательный проект «Любознайки» прошел апробацию. В конце учебного года на педсовете педагогами групп были представлены промежуточные результаты реализации проекта. Они показали динамику развития детей и были признаны эффективными. Принято решение на заседании педагогического совета о том, что с 2020 года образовательный проект «Любознайки» внести в ООП МБДОУ д/с № 28. (Процессуальный документ - Протокол педсовета № 4 от 27.05.2020г., Управленческий документ - Приказ об утверждении в актуальной редакции ООП МБДОУ д/с № 28 № 68 от 31.08.2020г.).

Образовательный проект внесен в часть, формируемую участниками образовательных отношений для расширения ОО «Познавательное развитие» ( подразделы: «Ребенок открывает мир природы», «Первые шаги в математику. Исследование и эксперименты.»)

На сегодняшний день реализация образовательного проекта продолжается.

Анализируя результаты принятых мер, пришли к выводу, что управленческие решения были эффективными, позволили достичь следующих результатов:

Анализ эффективности принятых мер, касающихся РППС

- в июне 2021 года на педсовете было принято решение расширить пространство в макросреде детского сада для проведения познавательно-исследовательской деятельности с выходом детей из групп. В результате в зимнем саду детского сада был оборудован центр «Экспериментирование» (Процессуальный документ - Протокол педсовета №5 от 23.06.2021г. Управленческий документ - Приказ об организации дополнительного образовательного пространства в макросреде ДОУ № 63/1 от 24.06.2021г. Договор на приобретение оборудования для пополнения центра «Экспериментирования»).

- в конце 2021 г. детский сад принял участиев экспертизе условий и деятельности воспитателей ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. (На основании распоряжения УО № 714 от 23.09.2021года о проведении экспертизы условий и деятельности воспитателей ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, был издан Процессуальный документ - Приказ по ДОУ о создании рабочей группы для предоставления отчета по условиям созданным в МБДОУ д/с № 28 для развития ПИД дошкольников № 89 от 14.10.2021г.

Анализ эффективности принятых мер, касающихся Педагогов ДОУ

Компетентность педагогов по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детейдошкольного возраста» повышена за счет обучения на курсах ПК, участия в работе базовой площадки, индивидуальных и групповых консультаций, педсоветов, открытых просмотров и т. п.

Свой опыт педагоги представляли:

- 2020г. – городское методическое объединение тема «Развитие познавательного интереса и поддержка любознательности дошкольников посредством организации исследовательской деятельности» - 1 педагог.

- 2021г. – городской фестиваль инновационных практик и итоговый педагогический совет МБДОУ. Представили опыт работы:

- по теме «Презентация опыта работы в рамках кружка «Любознайка» - 1 педагог;

-по теме «Развитие исследовательских способностей старших дошкольников средствами художественного экспериментирования» - 1 педагог.

Решением педсовета данный опыт был признан успешным и рекомендован к дальнейшему использованию в МБДОУ д/с № 28. Материалы педагогов вошли в сборник городского фестиваля инновационных практик.

Результатом эффективности принятых мер, является повышение уровня сформированности исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста, это подтверждают диагностические карты по методике Дыбиной О. В. Дети занимаются экспериментированием как вместе с взрослым, так и самостоятельно. Результаты самостоятельного экспериментирования дети представляют сверстникам в детском саду, принимают участие в городских и краевых конкурсах (Дипломы).

2020г. - Городской Фестиваль Науки «Умное поколение»для дошкольников – 1

воспитанник: Миша – Диплом мастера науки.

2021г. -Городской Фестиваль Науки «Умное поколение»для дошкольников – 6

воспитанников: Егор, Егор, Миша, Агата, Данис – Дипломы мастеров науки и

Вика – Диплом магистра науки.

- Региональный этап XIX Всероссийского детского экологического форума

«Зелёная планета-2021»- номинация «Природа – бесценный дар, один на

всех» - исследовательский проект на свободную тему – Диплом 2 степени –

Вика.

2022г. - участники и победители образовательного проекта научно-технической

направленности «Информационно-технологический тренд: Инженеры

будущего. Я – инженер. ПЕРЕЗАГРУЗКА» среди городов присутствия

Госкорпорации «Росатом» - 3 воспитанника;

- Городской Фестиваль Науки «Умное поколение»для дошкольников –

2 воспитанника: Саша – Диплом мастера науки и Майя –

Диплом магистра науки;

- Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских и

творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я –

исследователь» - прошла в очный этап Майя.

По результатам анализа эффективности принятых мер способствующих развитию качества дошкольного образования в МБДОУ д/с № 28 для дальнейшего развития практики планируем :

- внести изменения в соответствии с технологией О. В. Дыбиной в комплексно-тематическое планирование образовательного процесса;

- расширить возрастные рамки реализации проекта, запланировав работу с младшего дошкольного возраста;

- пополнить методический комплект по данному направлению и оборудование для экспериментальной деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Дидактическое пособие «Пульт управления» для развития мелкой моторики рук детей от 1 года до 3 летДидактическое пособие «Пульт управления» для развития мелкой моторики рук детей от 1 года до 3 лет В каждом доме есть выключатели, розетки, защелки. Детям всегда очень интересно к ним притрагиваться, но родители всегда запрещают. Чтобы,.

Фотоотчет. Посещение концерта духового оркестра 101-й бригады управления 29 общевойсковой армии. Патриотическое воспитаниеФотоотчет. Посещение концерта духового оркестра 101-й бригады управления 29 общевойсковой армии. Патриотическое воспитание Посещение концерта духового оркестра 101-й бригады управления 29 общевойсковой армии. Цель мероприятия: патриотическое воспитание воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие механизмов управления качеством дошкольного образования
Опубликовано: 5 мая 2024 в 15:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД