Получи документы

Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями

Наталья Емец
Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями

Под развитием понимается изменение,для которого характерен переход из одного состояния в качественно другое,более совершенное. Процесс развития личности неотделим от развития психики,но он не сводиться только к совокупности развивающихся познавательных,эмоциональных и волевых компонентов,характеризующих индивидуальность человека. Развитие личности в самом общем виде рассматривается в психологии как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.

Публикация «Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями» размещена в разделах

Весьма продуктивную концепцию развития личности предложила В. С. Мухина. Она считает,что человек как исторический субъект в онтогенетическом развитии "социально наследует"психические свойства и способности,активно "присваивает"духовную культуру,созданную человечеством,в результате чего становиться личностью. Главным в этом процессе является становление самосознания,поэтому всегда на всех этапах развития индивида должны быть задействованы феномены,которые определяют построение его структуры.

Согласно ее взглядам,самосознание человека развивается следующим образом :1-имя собственное плюс личное местоимение (за которым стоят

идентификация с телом, с физическим обликом и индивидуальная духовная сущность человека);2-притязание на признание;3-половая идентификация;4-психологическое время личности :самобытие в прошлом,настоящем,будущем; 5-социальное пространство:долг и права.

Структура самосознания личности универсальная (хотя у представителей разных народов,на каждом историческом этапе она имеет свое специфическое содержание и свои способы ее передачи новому поколению)и формируется следующим образом.

-Имя собственное в процессе индивидуального развития становится тем первым кристаллом личности,вокруг которого позднее формируется сознаваемая человеком собственная сущность.

-Притязание на признание. Начинается с раннего возраста и постепенно обретает дл человека личностный смысл,что способствует саморазвитию,утверждению индивидуальности,разносторонним достижениям.

-Половая идентификация. Каждая культура имеет свои специфические ориентации на воспитание в ребенке самосознания себя как мужчины или женщины. Свою половую принадлежность ребенок начинает усваивать с семьи. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола.

-Психологическое время личности-способность к отнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем-важнейшее позитивное образование развивающейся личности,обеспечивающей ее полноценное существование. Высокоразвитая личность свое личное прошлое,настоящее и будущее включает и историческое прошлое своего народа,и будущее своего отечества. Человек как бы вбирает это в себя помимо своей индивидуальной судьбы и индивидуальной жизни.

-Социальное пространство личности включает в себя и обязанности-то,что ориентирует нас к жизни в обществе. Бытие в социальном пространстве обеспечивается нравственным чувством между людьми в слове "должен".

Что же касается детей с ограниченными возможностями,то имеющиеся у них нарушения физического или умственного развития вносят в процесс становления ребенка как личности значительное своеобразие. Каждый вид аномального развития имеет свои специфические особенности,однако для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения,способности к приему и переработке информации. По этой причине дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности при обучении,в частности при изучении родного языка,чтении,выработке различных навыков и умений,что отражается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств.

У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей,так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние. Человек с отклонениями в развитии почти всегда в какой-то форме чувствует свое невыгодное положение,вытекающее из его дефекта,что усугубляет чувство его неполноценности. На качественные характеристики развития ребенка сказывается степень,время возникновения первичного дефекта и возраст,в котором он был приобретен. Общая закономерность здесь состоит в том,что чем раньше наступило повреждение,тем значительнее проявляется аномалия развития. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонение в личностном развитии и оказать ребенку необходимую помощь.

Надо также иметь в виду,что развитие ребенка с ограниченными возможностями происходит в ограниченном пространстве,вне полноценного общения со сверстниками и взрослыми,что способствует развитию вторичной аутизации и формированию эгоцентрических установок. Дети с отклонениями в развитии зачастую воспитываются в условиях гиперопеки со стороны родителей и ближайших родственников. В связи с тем,что у ребенка нарушена та или иная жизненная функция,ему приписываются феномены"плохости","слабости",не уделяется внимания развитию у него интересов,желаний,что в конечном итоге приводит к психологической инвалидности,которая в свою очередь усугубляет его физические недостатки. Вырастая,такой ребенок оказывается не способным к самостоятельной жизни,но не в связи с наличием дефекта,а из-за несвоевременного формирования необходимых личностных качеств.

Дети и подростки,имеющие жизненные ограничения,включаясь в социальную среду,сталкиваются не с идеализированной,а с реальной действительностью,в которой проявляются как закономерные явления,так и случайные,как положительные,так и отрицательные,как моральные так и аморальные,к восприятию которых они бывают не готовы. Отсюда большое значение и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития у них устойчивости к травмирующим ситуациям,воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих.

Развитие личности человека-сложный,многоплановый процесс усвоения ею общественно-исторического опыта,в ходе которого происходят постоянные изменения в физической,социальной,моральной и других сферах. Несмотря на то,что динамика развития личности нормального и аномального ребенка подчинена единым общим закономерностям,каждый вид аномалии вносит свои коррективы. На развитие личности ребенка влияет характер имеющегося дефекта,степень выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций,возрастные и компенсаторные возможности ребенка,условия жизни и его воспитания и ряд других факторов.

В то же время,с точки зрения современного научного подхода,организм ребенка,его здоровье,личностные особенности-единое,целостное образование. Поэтому специалист по социальной реабилитации должен иметь четкое представление о закономерностях развития психики и личности как системы,подходить к формированию личности ребенка с ограниченными возможностями в процессе социальной реабилитации комплексно,личностно-ориентированно,представлять в своем воображении личностные качества,которыми должен обладать ребенок,став взрослым,и применять в этой связи адекватные воздействия.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями
Опубликовано: 21 апреля 2022 в 09:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД