Получи документы

Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Анна Тимофеева
Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время среди педагогов отмечается повышенный интерес к различным педагогическим технологиям. Ведь в ходе образовательного процесса важно не только дать ребенку определенные, готовые знания, но и научить его самостоятельно их добывать, умению использовать полученную информацию в повседневной жизни.

Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик и технологий, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным в плане мыслительной и критической деятельности ребенок придёт в школу - тем успешнее, будет для него начало школьного периода.

Публикация «Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для достижения современных образовательных целей нам необходимо выбрать наиболее эффективные развивающие технологии, одной из которых является технология развития критического мышления. О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше.

Технология развития критического мышления была разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология развития критического мышления - это не просто создание педагогом положительной творческой атмосферы, а постоянное обращение к опыту собственной жизнедеятельности дошкольников.

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Структура занятия по технологии развития критического мышления состоит из трё х этапов:

*Первая этап - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний). Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Данный этап позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома

*Второй этап – «осмысление» - содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Этот этап позволяет дошкольнику :

получить новую информацию;

осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями.

Главная задача этапа «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время этапа «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.

*Третий этап – «рефлексия» - размышление.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Приёмы развития критического мышления, которые можно использовать на разных этапах занятия с дошкольниками :

1. Прием «Верные и неверные утверждения» ( этапы: «Вызов» и «Рефлексия»)

Необходимо заранее подготовить утверждения по теме, так, чтобы они были под номерами. Утверждения могут быть как верными, так и неверными. Детям раздают листочки с таблицей, состоящей из 2 строк и столбцов, количество которых соответствует количеству утверждений. Такая таблица дается каждому ребенку. В верхней строке расставлены цифры по порядку. В начале занятия после объявления темы, предлагаем детям поиграть в игру «Верите ли вы, что.». Воспитатель читает утверждения, а дети, если считают, что утверждение верное, ставят под цифрой, соответствующей номеру утверждения плюс, если не верное - минус. В конце занятия идет проверка. Снова читаются те же утверждения, а дети карандашом другого цвета ставят соответствующий знак. Затем можно спросить детей изменилось ли их мнение относительно какого либо утверждения. Если в конце занятия по отношению к каждому утверждению будет поставлен правильный знак - материал детьми усвоен. Пример:

Тема – волшебное электричество

- Ребята, давайте с вами поиграем, у вас таблички, сверху цифры, а внизу пустые клетки. Если вы со мной согласны, то ставьте плюс, если нет - минус.

Верите ли вы, что

1. Электрический ток течет только по проводам.

2. Электрический ток вырабатывается только на электростанции.

3. У у нас в саду нет электроприборов.

5. Поезд бывает транспорт, который движется с помощью электричества

2 Приём «Кластер» (гроздь)(второй и третий этап)

Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие, относящееся к пройденной теме. Последующие слова (картинки) логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы» и другое.

3 Приём «Кубик» - (второй и третий этап) хорошо применим к темам о предметном мире.

Каждая сторона кубика содержит вопрос:

• Картинка изображаемого предмета. Что это?

• На что похоже?

• Форма, величина, цвет

• Как это делают?

• Для чего используют?

• За и против (положительное и отрицательное)

4. Шесть шляп мышления - (этап «Осмысление»)

Дети надевают разноцветные шляпы. По очереди те, на ком одеты шляпы, высказывают свои мысли.

На пример тема домашние животные

Синяя шляпа. Синюю шляпу одевает воспитатель в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Красная шляпа. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего объяснять, нужно просто высказать своё отношение к обсуждаемому объекту. (Я люблю животных, они смешные и т. д.) Желтая шляпа. Ребёнок, на котором жёлтая шляпа старается найти достоинства и преимущества обсуждаемого объекта. (Чем они полезны для природы и человека)

Черная шляпа. Черная шляпа - это критика и оценка, она указывает на недостатки, проблемы т трудностьи, которые могут возникнуть, что-то может не получиться. (Проблемы – надо заготавливать или покупать корм)

Зеленая шляпа. Зеленая шляпа - это творчество (вспомнить песни, стихи, сказки об обсуждаемом объекте)

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Здесь излагаем только конкретные факты об обсуждаемом объекте

5. Прием «Прогнозирование» (Этап «Вызов»)

С помощью этого приёма мы можем активизировать представления детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. На пример, Тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». – Ребята, как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете из рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).

6. «Перемешанные события» (Этап «Вызов»)

Детям перед прочтением сказки или рассказа, предлагается разложить картинки по сюжету произведения в том порядке, который они считают последовательным, правильным. Затем воспитатель читает произведение и предлагается исправить последовательность картинок.

Можно перемешать картинки с последовательностью какого либо процесса. На пример «Как хлеб к нам на стол попадает?» и т. д.

7. Приём «Чтение с остановками»

Воспитатель предварительно делит текст на смысловые части. Читает первую часть и предлагает детям поразмышлять что будет дальше., или обсудить уже прочитанное, Так читается всё произведение. При разбивке текста, педагог должен учитывать, что остановки должны быть в тех местах, где описывается какая то проблемная ситуация.

8. Приём «Корзина идей» (Этап «Вызов», «Рефлексия»)

Данный приём предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по конкретной теме. Этот прием накапливает знания. Его хорошо применять при реализации календарного планирования. В начале недели детям предлагаем положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. (Например. Тема фрукты. Дети складывают в корзину всё, что считают фруктами и картинки, связанные с ними). В течение недели дети узнают что-то новое и корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы разбираем содержимое корзины и подводим итоги.

Надо отметить, что для эффективности обучения, очень важно педагогам научиться правильно выбирать технологические приемы, удачно их комбинировать, встраивать в формат традиционных форм занятий.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик»Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик» Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное познавательное развитие. Важнейшей стороной познавательного развития.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2024 в 16:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД