Лучший педагог года

Развитие концепций дошкольного образования второй половины 80-х — первой половине 90-х XX века

Ольга Романова
Развитие концепций дошкольного образования второй половины 80-х — первой половине 90-х XX века

Вторая половина 80-х первая половина 90-х гг 20 века относится к парадигмальному периоду развития дошкольного образования. В этот период были предложены и развиты основные концепции дошкольного образования, наметились совершенно новые пути к определению содержания образования.

Публикация «Развитие концепций дошкольного образования второй половины 80-х — первой половине 90-х XX века» размещена в разделах

Период 1986-1991 гг. был достаточно сложен с точки зрения общественно-политических, социально-экономических, социально-педагогических связей, однако инновационный процесс обновления дошкольного образования существовал и носил парадигмальный характер.

Вторая половина 1980-х гг. обладает противоречивой направленностью в области дошкольного образования, поскольку было принято считать, что в эпоху СССР существовала единственная и неповторимая система дошкольного образования, которая гарантировала всестороннее воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста, а также данная система имела фундаментальную психолого-педагогическую и медицинскую аргументацию.

Однако со временем становилось ясно, что уровень ДО уже не способен отвечать тем требованиям, которые созрели в обществе.

К критическим позициям относились следующие высказывания:

• стандартизированность работы дошкольных образовательных учреждений;

• политизированность работы дошкольных образовательных учреждений;

• недостаток разнообразия программно-методических материалов;

• отсутствие возможности широкого применения результатов научных исследований в практике.

Все это привело к переосмыслению целеценностных оснований ДО в направлении их гуманизации.

Принято считать началом отсчета данного периода статью в «Учительской газете» за сентябрь 1986 года «Манифест» педагогов-новаторов.

В концепции «педагогики сотрудничества» были обозначены главные положения личностно-ориентированной парадигмы, которая позднее составила ценностно-целевую основу психологических концепций дошкольного образования и во многом определила курс развития программ дошкольного образования нового поколения. В «Манифесте» уделялась внимание не формированию стандартных знаний детей дошкольного возраста, а созданию условий для того, что дети могли самообучаться и самовоспитываться при учете выявленных индивидуальных способностей дошкольника.

Эти утверждения нашли реализовались в «Концепции дошкольного воспитания». Данная концепция разрабатывалась группой педагогов и психологов под руководством Давыдова В. В., Петровского В. А. в 1989 году.

Освоение «Концепции дошкольного воспитания» парадигмальный сдвиг в развитии теории дошкольного образования, которое перешло к личностно-ориентированной парадигме обучения и воспитания.

Благодаря личностно-ориентированной парадигме Концепция «переосмыслила» содержание и принципы дошкольного образования. В рамках данных изменений подчеркивалось, что важно детям не просто давать ЗУН, а то, чтобы они научились сами приобретать и использовать в жизни эти ЗУН. Также отмечалось то, что в период дошкольного детства развивается личность человека, закладываются основы личностной культуры под которыми подразумевается ориентировка детей в социуме, в природе, предметах, которые созданы человеком, в собственной жизни, себе самом и своей деятельности [1].

В это время также была разработана еще одна Концепция дошкольного воспитания, которая была подготовлена НИИ дошкольного воспитания АНП СССР. Таким образом, в указанный период дошкольное образование носит вариативный характер. Главный тезис данной концепции заключался в том, что обучение детей должно строиться на основной потребности ребенка, а именно потребности в познавательной деятельности, потребности в новых впечатлениях и новых знаниях [2].

Список использованных источников

1. Дошкольное воспитание. 1989. № 5.

2. Дошкольное воспитание. 1989. № 9.

Публикации по теме:

Планирование недели здоровья в старшей и подготовительной группах Планирование недели здоровья. Вторник. (8.11.2011 г.) Первая половина дня. Беседа с детьми о личной гигиене, режиме дня (ответственный.

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие концепций дошкольного образования второй половины 80-х — первой половине 90-х XX века
Опубликовано: 30 октября 2014 в 11:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД