Лучший педагог года

Раннее обучение чтению и его влияние на развитие ребенка

Галина Никифорова
Раннее обучение чтению и его влияние на развитие ребенка

Существует множество программ раннего развития, которые включают в себя игры на развитие моторики, логики, мышления, координации движений. Программы раннего развития предполагают так же обучение чтению и счету. Именно польза раннего обучения чтению ставится под сомнение. В статье мы рассмотрим особенности развития ребенка, познакомимся с методиками раннего обучения чтению и дадим однозначный ответ на вопрос: стоит ли обучать чтению в раннем возрасте?

Публикация «Раннее обучение чтению и его влияние на развитие ребенка» размещена в разделах

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачисления в первый класс. Выбор школы преимущественно связан с местом жительства или имеет территориальную направленность и не предполагает вступительных испытаний. В ином случае возможно проведение специальных тестов для определения предполагаемой успеваемости и принятие детей в школу на конкурсной основе.

Официальных требований к поступлению в школу нет. Рассмотрим формальные требования к уровню подготовки ребенка в школу. Ребенок должен уверенно называть свое имя и фамилию, возраст, адрес; без затруднений назвать по именам близких родственников, рассказать о родителях и их профессиональной деятельности. Приветствуется знание наизусть нескольких стихотворений, хороший результат при проверке на запоминание. Ребенок должен демонстрировать знание окружающего мира: времена года, время суток, дни недели, дикие и домашние животные, базовые знания растений; способен группировать предметы по общему признаку. Так же следует быть готовым к проверке математических навыков, навыков чтения и письма. Оцениваться будут не столько знания, сколько психологическая готовность ребенка для поступления в школу: владение навыками самообслуживания, универсальными предпосылками учебной деятельности, средствами общения и способами взаимодействия с людьми, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения. В случае неудовлетворительного результата проверки будет дана рекомендация отложить поступление в школу на один год.

Не удивительно, что родители, обеспокоенные развитием своего ребенка, довольно часто записывают его в студии раннего развития или занимаются с ним сами. Раннее развитие в данном случае - активное развитие способностей ребенка от рождения до 3-4- летнего возраста. Целью раннего развития является расширение информационного пространства ребенка, развитие творческого потенциала и воспитание самостоятельности. Надо понимать, что раннее развитие приносит пользу активно растущему малышу. Оно представляет собой физическое развитие ребенка, развитие навыков владения телом, создание развивающей окружающей среды, совместные творческие занятия родителей со своим малышом. Существует ряд правил по проведению развивающих занятий и лишь при их соблюдении можно рассчитывать на положительный эффект.

Раннее развитие так же предполагает развитие навыков чтения. При раннем обучении чтению используют карточки Домана, кубики Зайцева, рамки Монтессори, доски Сегена. Доски Сегена — разборные картинки, специальные доски с выемками разной степени сложности. В различных интерпретациях, доски Сегена стали тематическими и приобрели особенности специфических деревянных пазлов, где для каждой детали необходимо отыскать свое место. Методика Марии Монтессори с использованием рамок-вкладышей позволяет развивать помимо навыка чтения навык письма. Сначала по данной методике дети учатся писать буквы с помощью специальных вкладышей, а после приступают к изучению букв. Из букв дети учатся складывать слова.

В основе метода обучения по кубикам Зайцева - обучение по слогам. Преимущества метода: скорость осваивания навыка чтения. Недостатки проявляются в следующих моментах: дети при чтении часто плохо проговаривают окончание слова, им сложно разбирать слово на части, по составу.

Обучение по карточкам Домана происходит следующим образом: детям показывают карточки с написанными на них словами, четко их проговаривая. Название букв и звуков в этом методе не учат. Соответственно у ребенка возникают проблемы при чтении измененного слова, сложности обучения в школе, при разборе слова и обучения грамоте.

Методика Ольги Соболевой так же подходит для обучения с раннего возраста и заключается в творческом подходе: каждая буква обыгрывается в стихотворениях, сказках, рисуется или лепится из пластилина, создавая образ-ассоциацию. Постепенно буквы превращаются в слоги, и ребенок учится читать.

При раннем обучении чтению следует помнить, что умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения. Для овладения навыком чтение требуется иметь сформированную речь, восприятие, внимание, мышление, моторику, память. Учитывая индивидуальные различия в скорости биологического созревания детей, логопеды и психологи советуют начинать обучение чтению не раньше возраста 4-6 лет. Логопеды считают, что только в этом возрасте дети могут достаточно хорошо, правильно и грамотно говорить, составлять рассказы, имеют развитый фонематический слух и пространственную ориентировку, отсутствие логопедических проблем, умеют концентрироваться на выполнении заданий. В этом возрасте в детских садах по программе вводится понятие букв и звуков. И, несмотря на то, что согласно законодательству, ребенок не обязан уметь читать на момент поступления в школу, этого периода времени вполне достаточно для освоения навыка чтения на приличном уровне к первому классу. В школе используют звуковой метод:

изучают буквы и учатся их произносить, переходят к слогам, а затем к целым словам. На основе традиционного подхода создана Методика Надежды Жуковой, которая подходит к обучению чтению старших дошкольников.

Сторонники раннего развития и обучения чтению ссылаются на Масару Ибука, автора новаторской теории по обучению детей на первых этапах жизни и книги под названием «После трех уже поздно». Суть книги в том, что первые три года жизни — неповторимый период в формировании интеллектуальных способностей ребенка, когда каждый день может стать важным этапом бурного и всестороннего роста. А особенности детского мозга позволяют обрабатывать и усваивать огромное количество информации.

Но специалисты в области психологии предупреждают о негативных, с нейропсихологической точки зрения, последствиях раннего обучения ребенка чтению, письму, счету. Нагрузка и развитие одних структур центральной нервной системы ребенка будет происходить во вред другим. Так ребенок научится читать или считать, но при этом может иметь проблемы со сном, нарушения регуляции различных эмоциональных состояний и мотивационных процессов, проблемы со здоровьем. Развивающие занятия необходимы для ребенка и, несомненно, приносят пользу, но только в том случае, если адекватны его возрасту. Развитие мелкой моторики в данном возрасте намного важнее обучению навыкам чтения.

Другая сторона раннего обучения чтению – нарушение мотивационного компонента учебной деятельности в школе, возможность появление дислексии. Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основные признаки дислексии - часто повторяющиеся ошибки при чтении: смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного. Известный невролог В. И. Гарбузов определяет такой вариант отклоняющегося развития как один из вариантов психического инфантилизма, который целиком обусловлен неправильным воспитанием, связанным с гиперпротекцией со стороны родителей, завышенными требованиями к достижениям ребенка, гиперсоциализацией.

Развитие способностей ребенка происходит поэтапно. Дети в возрасте до пяти лет мыслят образами. Даже в том случае, если ребенок выучил алфавит и прочитал слово или предложение, он не сможет понять его смысл. Раннее начало занятий по развитию навыка чтения связано с сильным умственным напряжением и длительным зрительным напряжением, что вредно сказывается на здоровье. Если начать обучение чтению слишком рано, то левое полушарие, отвечающее за логику, речь и анализ, будет развиваться быстро, но развитие правого полушария замедлится. Правое полушарие отвечает за воображение, мечты, эмоции. Другими словами, слишком раннее смещение поля зрения детей с игры на умственную работу приводит к торможению эмоционального развития, что грозит проявиться отсутствием эмпатии, сложностью самопознания, комплексами в общении с людьми, потерей мотивации и желания учиться.

Научить ребенка читать можно и в 5-6 лет. Справиться с проблемами психического и физического здоровья намного сложнее. Приоритетная задача раннего развития - гармоничное развитие ребенка раннего возраста посредством развития его психомоторных свойств, а также его социализация. Всестороннее развитие ребенка должно проходить в процессе творчества, занятия физической культуры, игрой. Что до обучения чтению в раннем возрасте – всему свое время. Приоритетная задача воспитать и сохранить заинтересованность в книгах, добиться проявления инициативы в обучении чтению. Тогда в дальнейшем процесс обучения чтению будет проходить с удовольствием и довольно быстро.

Публикации по теме:

«Раннее развитие — вред или благо?» Консультация для родителей О раннем развитии ребенка мы слышим везде - в информационных программах на телевидении, от родителей и знакомых. Эта тема много и подробно.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Раннее обучение чтению и его влияние на развитие ребенка
Опубликовано: 16 декабря 2020 в 18:16
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД