Получи документы

Работа воспитателя с обучающимися с интеллектуальными нарушениями

Филиппович Галина Наумовна
Работа воспитателя с обучающимися с интеллектуальными нарушениями

Проблема воспитания детей с интеллектуальными нарушениями на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особенном подходе, который каждый педагог должен найти, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Для преодоления сложностей в процессе инклюзивного образования необходимо специальное социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, использование социально-педагогических технологий, которые смогли бы помочь им социализироваться в новых для них условиях общеобразовательных учреждений. Воспитателям и педагогам общеобразовательных учреждений необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребёнку с ОВЗ, учитывать особенности его характера, состояния здоровья, готовности к школьному обучению, психологические и адаптационные возможности.

Публикация «Работа воспитателя с обучающимися с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

Какие качества необходимо воспитывать у сегодняшнего школьника с нарушениями интеллектуального развития, чтобы он мог проявить себя как личность?

Прежде всего, это сознательное отношение к труду интеллектуальному, физическому, профессиональному; овладение трудовыми умениями и навыками, уважение к труду других; приобщение к общественно полезному производительному труду; формирование жизненных планов; подготовка к выбору профессии.

Эти качества воспитываются в процессе трудового обучения и воспитания. Не менее важным является выработка у учащихся с нарушениями интеллекта мотивов познавательной деятельности, прилежного отношения к учению, преодоления стереотипа «Я не могу», «Я не понимаю», «У меня не получится». Здесь на помощь приходит дефектолог-психолог, знающий особенности психофизического развития данной категории детей.

Особое внимание должно отводиться воспитанию нравственности, сознательной дисциплины, доброжелательности, уважительного отношения к окружающим, преодолению иждивенчества и эгоизма.

Накопление нравственных знаний составляет основу выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. В дальнейшем благодаря хорошо продуманной системе нравственного просвещения осуществляются развитие и коррекция нравственных чувств. Нравственное просвещение учащихся проводится, начиная с младших классов, продолжается в средней и заканчивается в старшей школе, прежде всего в процессе обучения. Но не всегда учителю, воспитателю удается в процессе просвещения убедить школьника в правоте предъявленных требований к поведению. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение нормативного поведения, но это не значит, что именно интеллектуальный дефект является причиной нарушения социально-нормативного и правового поведения. Отсюда следует вывод, что социальное и правовое поведение ученика определяется качеством воспитательной работы на протяжении всех лет обучения. Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребенка с позиций выяснения взаимодействия биологической и культурной линий развития, Л. С. Выготский выделил основные и вторичные признаки умственной отсталости. Именно эти вторичные признаки (нарушение характера, поведения, волевых проявлений) поддаются педагогической коррекции.

Достаточно серьезным направлением воспитательной работы является формирование у школьников с нарушениями интеллекта гражданских качеств личности:

понимания и соблюдения, основных прав и обязанностей граждан нашей страны;

усвоения правовых знаний, основ гражданского, семейного, трудового, уголовного права;

понимания важности законов государства, своих прав и обязанностей;

осознания личной ответственности за свое поведение.

Вся система работы воспитателя строится таким образом, чтобы каждый ученик не просто был созерцателем, а, наоборот, активным участником конкретного мероприятия с последующим анализом этого мероприятия. При этом учитель, воспитатель указывают путь выхода из затруднительных ситуаций, раскрывают свое отношение к нарушениям норм поведения, законов. Учащиеся старших классов изучают предмет «Обществоведение», который знакомит их с основными социально-правовыми категориями и понятиями.

Одним из важных направлений воспитательной работы должно быть формирование потребности заниматься физической культурой с целью физического совершенствования, укрепления здоровья и формирования навыков санитарно-гигиенической культуры. Этому направлению отводится достаточно большое внимание, оно реализуется на уроках физической культуры, в системе дополнительного образования.

Какие же особенности детей с нарушениями интеллекта необходимо учитывать в процессе воспитания в целом и при реализации конкретных его направлений в частности?

1) Нарушения познавательного развития, затрудняющие правильное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях.

2) Снижение способности к конкретизации обобщений, приводящее к несогласованности слова и конкретной деятельности.

3) Нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижающие самостоятельность, желание быть лучше, способствуют образованию и закреплению отрицательных привычек.

4) Школьники с нарушениями интеллекта затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности, при том, что у них есть потребность в самооценке.

5) Учащиеся коррекционной школы очень радостно реагируют на заслуженное поощрение,

6) Важно учитывать возрастные особенности детей с нарушениями интеллекта, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.

7) Также необходимо учитывать типологические и индивидуальные проявления, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе воспитания.

Особенности школьников с нарушениями интеллекта влияют на воспитательный процесс, который, в свою очередь, тоже имеет ряд объективных особенностей.

Перечислим эти особенности:

воспитание — это процесс эффективного взаимодействия;

воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленных целей;

воспитание — это процесс, который обусловлен тем, что он динамичен, подвижен, изменчив и имеет многофакторный характер;

воспитательный процесс отличается динамичностью, вариативностью, отдаленностью результатов от момента педагогического воспитательного воздействия;

воспитательный процесс - процесс комплексный, в нем должно просматриваться единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания;

процесс воспитания носит двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь, в системе коррекционной школы выделяется еще комбинированная связь - от родителей, учителей, психолога к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику. Чем больше будет информации у воспитателя, причем объективной, тем прочнее будут связи, тем легче будет происходить выбор воспитательного воздействия.

Для воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет у них необходимые навыки! Находите подход к каждому обучающему!

Публикации по теме:

«Новогодняя елочка». Совместная коллективная работа детей и воспитателя«Новогодняя елочка». Совместная коллективная работа детей и воспитателя Здравствуйте, дорогие коллеги! Я думаю говорить о том, что скоро, а может и уже, все готовятся к встрече Нового года. Дети учат стихи,.

Коллективная работа детей младшей группы и воспитателя «Зимушка-зима»Коллективная работа детей младшей группы и воспитателя «Зимушка-зима» Решила поделиться с вами опытом своей работы по изготовлению коллективной работы с малышами. Для изготовления данной работы нам понадобилось:.

Консультация для педагогов «Логопедическая работа с обучающимися с РАС»Консультация для педагогов «Логопедическая работа с обучающимися с РАС» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра. Я работаю.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа воспитателя с обучающимися с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 13 мая 2024 в 17:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД