МААМ-картинки

Работа над звукослоговой структурой слова у детей с тяжелыми нарушениями речи

Дарья Кубанцева
Работа над звукослоговой структурой слова у детей с тяжелыми нарушениями речи

Работа над звукослоговой структурой слова у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Д. А. Кубанцева

Аннотация: В данной статье освещена проблема формирования звукослоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Рассмотрено понятие звукослоговой структуры, типы слогов согласно классификации А. К. Марковой, представлены методики коррекции звукослоговой структуры слова с описанием этапов работы.

Изучением слоговой структуры слова занимались такие отечественные специалисты, как З. Е. Агранович, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, О. Н. Усанова и другие.

Публикация «Работа над звукослоговой структурой слова у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Для построения высказываний, согласно данным исследований К. В. Комарова, говорящий или пишущий обращается к языковому материалу, ориентируясь на простые и сложные единицы языка, располагая, сочетая и изменяя их по свойственным языковой системе моделям и правилам. К числу специфических языковых средств относится звукослоговой состав и морфемная структура слов, их порядок в речи [2].

З. Е. Агранович представлено следующее определение звукослоговой структуры слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и вида составляющих его звуков и слогов. Нарушение звукослоговой структуры слов проявляется трудностями в восприятии и последующем воспроизведении слов преимущественно сложного звукослогового состава [1].

Некоторые отечественные специалисты, а именно А. Н. Гвоздев, Т. А. Ткаченко, Н. Х. Швачкин и другие, обращают внимание на то, что, исходя из понятия звукослоговой структуры, можно выделить в нем две составляющих: непосредственно звуковую структуру слова и слоговую. Первая представляет собой последовательность звуков в слове, вторая же, по определению А. К. Марковой, является умением чередовать ударные и безударные слоги различной организации. В то же время Н. И. Жинкин предлагает рассматривать звукослоговую структуру слова в качестве единого целого, так как без звуков не могут существовать другие речевые единицы. В процессе овладения слоговой структурой ребенок, по ее мнению, осваивает воспроизведение слогов слова в порядке их сравнительной силы: сначала передается только ударный слог, затем появляется первый предударный, а за ним и слабые безударные слоги. Пропуск слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле состояние разных звуков и звукосочетаний связано с усвоением слоговой структуры [3].

Н. С. Четверушкина выделяет тот факт, что нарушения слоговой структуры слова сохраняются в речи логопатов дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная изолированно, довольно часто искажается при включении этого слова во фразу или в самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова имеет степень знакомства со словом, так как малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку [5].

Т. А. Титова рассматривает в качестве одного из ведущих условий овладения слоговой структурой слова опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Методика коррекции слоговой структуры слова, разработанная Тамарой Александровной, состоит из четырех этапов: 1) подготовительный (создание фонетико-фонематической основы, 2) этап формирования слоговой структуры слова, 3) этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, скороговорок с правильно произносимыми звуками, 4) заключительный этап (использование приобретенных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи) [4].

Н. С. Четверушкина разработала методику, в основу которой положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности [5]. Усложнение состоит в постепенном наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (мыло).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (машина).

3. Односложные слова (сом).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (банан).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (манка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (потолок)

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (шиповник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (петрушка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (торт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (шторка).

14. Четырехсложные слова их открытых слогов (ученица).

Коррекция звукослоговой структуры слова проходит в два этапа:

1. Подготовительный (пропедевтический).

Используется невербальный и вербальный материал. Цель этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

2. Основной (собственно коррекционный).

В работе применяется только вербальный материал. Цель этапа – непосредственная коррекция слоговой структуры слов у конкретного ребенка.

Для достижения наиболее эффективных результатов требуется проведение тщательной подготовительной работы. Наряду со звукопроизношением необходимо проведение коррекционной работы над слухо-моторными координациями, речевым дыханием, а также развитие артикуляционного праксиса. Такого рода работа облегчает детям процесс переключения артикуляционных поз и предотвращает пропуски и замены слогов.

Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов на основном этапе в свою очередь подразделяется на несколько дополнительных этапов. Особое значение на каждом из них придается работе анализаторов, причём не только речевого, но и слухового, зрительного и тактильного. От того, насколько грамотно скомбинирован лексический материал с работой различных анализаторов, зависит успешность логопедической работы [4].

Таким образом, согласно данным многих авторов, таких, как Т. А. Титова, Н. С. Четверушкина и другие, работа над звукослоговой структурой слова у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, проводится поэтапно. Безусловно, такая работа необходима для правильного формирования устной, а затем и письменной речи каждого ребенка. Важно помнить о необходимости проведения предварительной подготовки для большей эффективности результатов. Коррекционная работа будет успешной при условии ее качественной организации и следования требованиям каждого этапа.

Литература:

1. Агранович З. Е. «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей». - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014.

2. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – 1982.

3. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие для студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Логопедия» / под ред. АлмазовойА. А., Селиверстова В. И. – М. : Гуманитар. Изд. центр «Владос», 2014. – 374 с.

4. Титова Т. А. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией: учеб. -метод. пособие / Т. А. Титова. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. – 144 с.

5. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова : Системный метод устранениянарушений. – М. : Национальный книжный центр, 2015. –192 с. (Логопедические технологии.)

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над звукослоговой структурой слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 2 сентября 2021 в 20:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД