Лучший педагог года

Психологические детские травмы

Любовь Рыжкина
Психологические детские травмы

Психологическая тра вма — это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. В ряде случаев это тяжёлые пережитые моменты жизни, нарушившие ощущение безопасности или сопровождающиеся длительным стрессом. Психологическая травма часто бывает связана с физической травмой, угрожающей жизни, либо сопровождается эмоциональными потрясениями.

Публикация «Психологические детские травмы» размещена в разделах

Эмоциональный стресс, перенесенный во взрослом возрасте, оказывая влияние на физическом уровне, переворачивает нашу жизнь. Но когда с факторами стресса или негативным опытом сталкиваются дети или подростки, это оставляет еще более глубокий отпечаток. К потенциальным факторам стресса относятся постоянное унижение, эмоциональное игнорирование, развод родителей, смерть родителя, перепады настроения депрессивного или страдающего зависимостями родителя, сексуальное насилие, медицинская травма, потеря брата или сестры и проявление жестокости в обществе.

Хронический стресс, вызванный неправильным поведением родителей или других близких людей, запускает механизм развития заболеваний десятилетия спустя — даже если повзрослевшие дети ведут здоровый образ жизни.

Пережитый негативный опыт влияет на стрессовую реакцию в течение всей жизни. Сбои в биологической программе задают новые координаты активности эндокринной и иммунной системе, и в результате концентрированный коктейль из стрессовых нейрохимикатов повреждает наше тело и клетки в тридцать, сорок, пятьдесят лет и позже. Когда система запуска стрессовой реакции повреждена, мы слишком остро реагируем на стресс, а наша способность восстанавливаться естественным путем значительно ослабляется.

У ребенка, столкнувшегося с негативным детским опытом, наблюдается повышенная склонность к биполярному расстройству и депрессии, пищевым расстройствам; таким детям свойственна тревожность; они затрудняются в принятии решений; у них нарушена исполнительная функция. Почти все из перечисленного может привести к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

Родители – самые главные люди для ребёнка, на которых он ровняется и старается быть на них похожим. Именно они обеспечивают его безопасность, восполнение базовых физиологических и психологических потребностей. К сожалению, многие родители пользуются беззащитностью своего ребенка и применяют к нему различные формы насилия в угоду своему комфорту.

Газлайтинг - это одна из форм психологического насилия.

Задача газлайтинга – заставить жертву сомневаться в адекватности и правдивости окружающей реальности, своих мыслей и чувств, воспоминаний и жизненного опыта.

Для этого родитель использует психологические манипуляции :

· Обесценивающие шутки

· Упреки и обвинения

· Запугивание

· Пристыжение

Примеры, как родители используют газлайтинг и зачем.

Родители применяют к детям газлайтинг, чтобы:

· Скрыть собственные ошибки

· Скрыть неуверенность в себе

· Укрепить свой авторитет в глазах ребенка

· Сделать ребенка более послушным (развивая в нём неуверенность)

· Избежать неприятной и пугающей воспитательной работы

Примеры родительского газлайтинга:

1. Отрицание эмоций и чувств.

Техника газлайтинга помогает родителю «подавить» детские эмоции, с которыми он не хочет сталкиваться и «работать» :

«Ребёнок упал, ударился коленками, плачет. Родитель говорит: «Ну что ты разнылся! Это же совсем не больно! Это всего лишь царапина.»

Эта техника газлайтинга перекликается с так называемым «запретом на эмоции».

2. Отрицание воспоминаний.

Эта техника лучше всего помогает родителям скрыть постыдные эпизоды своей жизни и ошибки воспитания:

«Ребенок жалуется друзьям семьи, что родитель ударил его ремнем. Родитель говорит: «Да что ты такое выдумываешь! Наверно, хочешь, чтобы тебя пожалели?»

3. Формирование сомнений в своей эмоциональной адекватности.

Это еще более изощренная форма газлайтинга, она помогает родителям скрыть факт психологического насилия со своей стороны:

«Родитель оскорбляет ребенка (например, называет его глупым). Ребенок говорит, что ему не нравится оскорбление. Родитель возмущается: «Это было вовсе не оскорбление, я пытаюсь воспитывать тебя, я это говорю тебе во благо!»

4. Отрицание достижений.

Родители используют эту технику, чтобы снизить самооценку ребенка. Это позволяет им укрепить свой контроль и замедлить развитие самостоятельности в ребенке:

«Ребенок радуется поступлению в университет. Родители говорят: «А вот если бы не мы, никогда бы ты не сдал эти экзамены!»

5. Принижение умственных и физических способностей.

Эта техника помогает абьюзивным родителям укрепить авторитет, доказать свою правоту через унижение ребенка:

«Родители красочно рассказывают знакомым, как ребенок попал в глупую ситуацию. При этом они приукрашивают историю, вносят в нее новые детали для усиления эффекта. Ребенок слышит это и возмущается: «Мама, папа, все было не так!». Родители смеются и делают вид, что ребенок просто захотел забыть о неприятном инциденте, поэтому не помнит деталей.»

Последствия газлайтинга для ребенка

Если родители регулярно «газлайтят» ребенка, он начинает сомневаться в своих мыслях, чувствах, эмоциях, поведенческих моделях. Его самооценка снижается, а недоверие к себе и к окружающему миру растет.

Путем газлайтинга родители отбирают у ребенка возможность стать полноценной здоровой личностью. Из-за постоянных сомнений и страхов он:

1. Боится строить с людьми доверительные открытые отношения.

2. Не может принимать важные для него решения и добиваться поставленных целей.

3. Приучается терпеть от окружающих неуважение, оскорбления, нарушение личных границ и прямое насилие.

Публикации по теме:

Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы»Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы» Детские стихи (Авторские) Автор: Волченкова Ольга Александровна "Светофор"Светофор - наш друг, помощник, На дороге он стоит, И мигая красным.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Методическая разработка «Психологические сказки-тесты» Уважаемые коллеги! Иногда нам приходится долго подбирать методы и приемы, с помощью которых нужно выяснить причину того или иного поведения.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Тренинг «Психологические игры и упражнения с дошкольниками «В краю хорошего настроения» Тренинг:Психологические игры и упражнения с дошкольниками. «В краю хорошего настроения»Детский сад – это настоящее мини-сообщество, где.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологические детские травмы
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 15:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД