МААМ-картинки

Программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Валентина Посохова
Программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Важную роль в процессе социализации ребенка имеет трудовое воспитание. Содержание трудового воспитания многообразно. Основой всей системы трудового воспитания является общественно-полезный труд воспитанников, под которым понимается посильная целесообразная трудовая деятельность на общую пользу, осуществляемая в форме непосредственного активного участия детей. Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовным. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье. Еще можно сказать, что труд это проявление заботы людей друг о друге. Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути ее достижения, получить результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Публикация «Программа „Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Трудовое воспитание включает в себя такие виды труда как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе, труд взрослых и рукотворный труд. В свою очередь хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и труд в природе могут предусматривать не только индивидуальную, но и коллективную работу.

Самообслуживание. Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

Хозяйственно-бытовой труд. Он создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Труд детей в природе. Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему, происходит умственное и сенсорное развитие детей. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, способствует развитию наблюдательности, любознательности детей. Любить природу – это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому.

Ручной труд. Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда орудиям.

Труд взрослых и рукотворный труд. В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. У детей особенно возрастает интерес к труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие.

Взаимодействие с семьей. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Для того. Чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать задачи трудового воспитания, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания. Для этого могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, тематические выставки, стенды и др.

В ходе обучения трудовым навыкам необходимо формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений.

Интерес к разным видам труда и конкретные знания о труде, приобретенные детьми в детском саду, используются школой в трудовом воспитании учащихся, в работе по дальнейшему ознакомлению с разными профессиями, по профориентации учащихся.

Паспорт программы

Цель программы

1. Воспитание через обучение и обучение через игру.

2. Осуществление интеграции программного содержания с образовательными областями и видами детской деятельности.

3. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Основные задачи

1. Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему.

2. Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам.

3. Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности.

4. Воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

5. Активизировать и расширить словарь детей :

• использование различных частей речи;

трудовые действия;

• названия орудий и предметов труда.

6. Способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, включаться в повседневные трудовые дела в условиях детского сада и семьи.

7. Развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, воображение детей.

8. Способствовать формированию осознанного способа безопасного для ребенка поведения в предметном мире.

9. Развитие наблюдательности, логического мышления.

Прогнозируемый результат

1. Развитое самосознание.

2. Сформированность представлений о сути и значении трудовых действий, умений налаживаний контакта с другими людьми.

3. Развитие нравственных качеств (трудолюбие, умение прийти на помощь сверстникам и взрослым, вежливость, доброта, произвольных познавательных процессов (память, восприятие, внимание).

4. Применение умений выполнять посильные трудовые действия.

Основные принципы

Применение игровой формы обучения.

Системность.

Индивидуальность.

Наглядность.

Доступность.

Осуществление целостного (воспитывающего и развивающего) обучения.

Взаимодействие с семьей.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 6-7 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Методические рекомендации

1. Эффективными методами развивать трудовую, познавательную активность; усвоение детьми трудовых умений и навыков.

2. Создание благоприятных условий, способствующих воспитанию положительных качеств будущего гражданина нашего общества.

3. Формирование элементарных ценностных ориентаций внутри каждой сферы и между разными сферами в соответствие с общечеловеческими ценностями и нравственными нормами.

Основные методы обучения

Монологические.

Диалогические.

Объяснительные.

Наглядно-практические.

Формы обучения

Групповая.

Индивидуальная.

Формы работы

Создание коллекций.

Трудовые поручения.

Дежурства.

Коллективный труд.

Создание игровых ситуаций.

Выставки работ.

Методы работы:

Наблюдения.

Беседы.

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Экскурсии.

Необходимое оборудование:

Наличие программы.

Тематический план.

Наглядный материал (иллюстрации, картинки, фото, диафильмы).

Оборудование и инструменты для осуществления трудовых действий.

Блоки

1. Хозяйственно-бытовой труд.

2. Труд в природе.

3. Самообслуживание.

4. Ручной труд.

5. Труд взрослых и рукотворный труд.

6. Взаимодействие с семьей.

Примечание: осуществление программного содержание материала происходит в течение дня.

Блок 1. ХОЗЯЙСТВЕННО- БЫТОВОЙ ТРУД

НОД «Игрушки любят чистоту»

НОД «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»

НОД «Золушка»

Организация хозяйственно-бытового труда

Игровая ситуации «Научим Почемучку сервировать стол»

Фотостенд «Как мы трудимся в детском саду»

Блок 2. ТРУД В ПРИРОДЕ

Опытно-экпериментальная работа в уголке природы

НОД «Огород Буратино»

НОД «Фея цветов в гостях у ребят»

НОД «Посадка лука»

Образовательная ситуация «Уход за обитателями живого уголка»

НОД Как трудятся животные

Блок 3. САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Образовательная ситуация «Учимся пришивать пуговицы».

Образовательная ситуация «Каждой игрушке – свое место».

НОД «Научим Незнайку заправлять кровать»

Блок 4. РУЧНОЙ ТРУД

НОД Подружим иголку с ниточкой

НОД Сюрприз для друга

Мастерская Умелкина.

Выставка работ «Наши руки не знают скуки».

Блок 5. ТРУД ВЗРОСЛЫХ И РУКОТВОРНЫЙ ТРУД

НОД «Все работы хороши – выбирай на вкус»

НОД «Инструменты. Какие они?»

Экскурсия в библиотеку

Интеграция НОД Рассматривание картины «Уборка урожая»

НОД «У меня зазвонил телефон»

НОД «Мамина профессия».

НОД «Наши помощники»

Блок 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Беседа с родителями на тему:

«Содержание и методы трудового воспитания старших дошкольников в семье».

Выставка рисунков (фото) «Как мы трудимся дома».

Родительское собрание

«Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье и детском саду"

Цель. Познакомить родителей с формами и методами организации труда детей дошкольного возраста. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и детском саду. Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье.

Публикации по теме:

Литературное воспитание детей старшего дошкольного возраста Работа по литературному воспитанию по ФГОС ДО в подготовительной к школе группе. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (рабочая программа) Пояснительная запискаПроблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы.

Программа хореографического кружка для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет. «Хореография для малышей» Пояснительная записка. Воспитание личности ребенка является одной из основных задач любого цивилизованного общества. Средства раскрытия потенциальных.

Программа коррекционно-развивающей работы «Цветотерапия» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: Самое - изменение устойчивых поведенческих реакций детей. Как помочь агрессивному ребёнку стать добрым и внимательным к окружающему.

Программа кружковой работы по степ-аэробике для детей старшего дошкольного возраста. Рабочая программа кружковой деятельности по степ-аэробике для детей 5-7 лет. Информационная карта рабочей программы Автор –составитель:.

Программа поликультурного образования детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка. Программа поликультурного образования предусмотрена для старшего дошкольного возраста. Составлена с целью реализации.

Рабочая программа взаимодействия ДОУ и семьи в здоровьесбережении детей старшего дошкольного возраста Региональный этап XIII Ярмарки социально- педагогических инноваций — 2014 «Познавай-ка, укрепляй-ка, не скучай-ка»МБУ детский сад № 51"Чиполлино".

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Очень важно воспитывать детей в духе патриотизма, рассказывать им о Дне Победы, о героях войны, о защитниках Отечества в прошлом и в настоящее.

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние и на современное воспитание и образование молодого поколения нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 сентября 2015 в 22:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД