МААМ-картинки

Программа коррекционно-педагогической работы

Татьяна Мокина
Программа коррекционно-педагогической работы

Программа коррекционно-педагогической работы, направленная на социальное воспитание старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями в условиях изобразительной деятельности.

Программа коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста (далее – Программа) направлена на социальное воспитание старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями в условиях изобразительной деятельности. В Программе рекомендованы методы и приемы работы с умственно отсталыми детьми в старшей группе детского сада компенсирующего вида.

Публикация «Программа коррекционно-педагогической работы» размещена в разделах

Содержание Программы охватывает следующие задачи психолого-педагогической работы с детьми :

- формирование у дошкольника представления о самом себе;

- воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе;

- развитие сотрудничества дошкольника со взрослыми и сверстниками;

- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

- воспитание положительного отношения к предметам окружающего мира;

- закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.

Основные направления Программы :

- интеллектуальное направление;

- духовно-нравственное направление;

- национально-патриотическое направление;

- экономическое направление;

- правовое направление;

1. - трудовое направление;

- эстетическое направление;

- воспитание основ безопасного поведения.

Коррекционно-педагогическая работа в Программе будет определяться по четырем видам изобразительной деятельности: рисование; лепка; аппликация; конструирование.

1. Интеллектуальное направление.

Развивает психические процессы, которые стимулируют познавательную активность умственно отсталых дошкольников. Также происходит развитие речи и мелкой моторики. Форма коррекционно-педагогической работы состоит из организации игровой деятельности с использованием дидактических игрушек, сюжетно-ролевых игр, словесных игр, дидактических игр и интеллектуальных игр.

Дидактические игры могут проводиться на занятиях как учителем-дефектологом (индивидуальных и групповых, так и воспитателем (педагогом). Она может быть использована при усвоении любого материала, включаться в музыкальное занятие, быть одним из компонентов на прогулке с детьми.

Особенно важно для умственно отсталых детей в дидактической игре создавать такие условия, в которых каждый дошкольник может самостоятельно действовать в определенной ситуации. Детям с интеллектуальными нарушениями для усвоения материала требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающимся детям, поэтому для них необходимо вырабатывать эмоционально положительные отношения к заданиям. Это можно сделать с помощью дидактических игр, которые позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном этапе занятия.

В каждом занятии необходимо активное участие педагога. Детям нужно объяснять правила игр, показывать действия, наблюдать за выполнением заданий, а также предупреждать конфликтные ситуации. Педагог должен правильно определить активность детей, их интерес к выполнению задания. Если педагог заметил признаки утомления дошкольника, то нужно переключить его на другой вид деятельности.

Для занятий с дошкольниками в интеллектуальном направлении очень хорошо использовать высокотехнологические игрушки. Это позволит вывести деятельность умственно отсталых детей на новый уровень. Такие игрушки являются средством развития интеллектуальных способностей в работе с такими детьми.

Например, дидактическая игра «ПОФАНТАЗИРУЕМ!».

Вид изобразительной деятельности: рисование по трафарету.

Ход игры: Детям дается заготовка – лист бумаги с изображенным на нем домом и дорожкой. Также детям дается трафарет с силуэтами снеговика, елочки, зайчика, собаки и т. д. Задача детей правильно распределить (расположить) эти силуэты на заготовке. При выполнении данного задания необходимо использовать поролоновые тампоны, кисти и краски, простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки и т. д.

2) Духовно-нравственное направление.

Одна из главных целей коррекционно-педагогической работы состоит из специальных мероприятий и занятий на тему: «Что такое хорошо – что такое плохо»; «Что есть добро, а что зло»; «Что можно и что нельзя»; «Что ты обязан делать, а что нет» и т. д.

Данное направление позволяет дошкольникам усваивать правила поведения и общения со взрослыми и сверстниками. В педагогический процесс входит регулирование отношений между детьми, знакомство с правилами поведения и общения, обеспечение правильного обращения дошкольников к взрослым, закладывание основ сотрудничества и взаимопомощи, формирование уважения к старшим и родителям. «Что такое хорошо и что такое плохо?», организации взаимопомощи и взаимоконтроля.

Например, коррекционная игра «Хороший и плохой цветочек».

Вид изобразительной деятельности: аппликация.

Ход игры: Детям дается заготовка – лист бумаги с изображенным на нем цветка с листьями без лепестков. Также детям дается набор лепестков с положительными и отрицательными ситуациями Задача детей собрать «Хороший цветок» и «Плохой цветок». Для этого необходимо приклеить лепестки на соответствующую заготовку.

3) Национально-патриотическое направление.

Нацелено на воспитание любви к родному дому и своей семье. В педагогический процесс входит обучение на знание терминов «гражданин», «патриот», «Родина» и т. п., осознание дошкольника гражданином России, знание государственной символики, знание названия страны и столицы.

Для более успешной организации национально-патриотического образования дошкольников с интеллектуальными нарушениями необходимо использовать художественные образы, инсценировки и ролевые игры. На занятиях необходимо использовать приемы рисования, можно вместе с детьми сочинить сказку, загадывать загадки, пословицы, поговорки на тему патриотизма. Обязательно при этом делать упор на положительные качества героев, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.

Коррекционная работа должна содержать знакомство с произведениями народной культуры, традициями русского народа, изучение истории родного края, получение представлений о других нациях. Форма коррекционно-педагогической работы состоит из бесед, оформления рисунков на тему Родины, разучивание народных песен, пословиц, игр, спектаклей по русским сказкам.

Например, занятие по рисованию «Флаг России».

Вид изобразительной деятельности: рисование.

Ход игры: Педагог показывает детям флаги нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский флаг. Педагог рассказывает детям, что обозначает каждый цвет флага: «Белый цвет – это цвет мира, наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину».

Педагог раздает детям заготовки трех разных флагов и дает инструкцию: Дети, найдите флаг России и раскрасьте его. Другие два флага оставьте не раскрашенными.

4) Экономическое направление.

Задачами данного направления является воспитание бережливости и хозяйственности, знакомство со сферой быта, учить детей экономно и разумно вести домашнее хозяйство, правильно распределять заработанные деньги. Педагогу необходимо воспитывать такие качества, как: самостоятельность, трудолюбие, бережливость, ответственность, предприимчивость и целеустремленность.

Для формирования правильного понимания таких слов, как: хозяйственность, экономность, бережливость, - педагогу на занятиях очень полезно использовать поговорки и пословицы, раскрывать перед дошкольниками смысл каждой пословицы и, с помощью народной мудрости, воспитывать необходимые личностные качества.

К самостоятельной жизни дошкольников в деле экономической подготовки большое значение имеют родители. Поэтому педагогу необходимо с ними наладить тесную связь. Родителям нужно рассказывать то, что происходит на занятиях с дошкольниками, стараться вовлекать их в педагогический процесс. Для этого помогут специальные домашние задания. С родителями полезно проводить беседы, которые будут полезны для привлечения детей к участию в домашнем хозяйстве, к планированию семейного бюджета, к экономии.

Педагогический процесс нужно строить так, чтобы дети понимали, что такое: деньги, цена, стоимость. Также нужно объяснять правила поведения в торговых учреждениях, обеспечение сохранности мебели, учебников, одежды. Форма коррекционно-педагогической работы состоит из экскурсий в магазины, на рынок, почту, тематических бесед, ролевых игр, связанных с покупками.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Автор публикации:
Программа коррекционно-педагогической работы
Опубликовано: 10 мая 2024 в 12:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД