Папки-передвижки

Программа «Дом, в котором живет Уважение» по формированию навыков толерантности у детей дошкольного возраста

Тамара Куприянская
Программа «Дом, в котором живет Уважение» по формированию навыков толерантности у детей дошкольного возраста

Автор-составитель:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель, МБДОУ "Мыскаменский детский сад"

с. Мыс Каменный, 2015г.

Паспорт программы по дополнительному образованию «Дом, в котором живет Уважение» для детей дошкольного возраста

Наименование программы Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста «Дом, в котором живет Уважение»

Дата принятия решения о разработке программы Сентябрь 2015 года

Цель программы: формирование у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений.

Публикация «Программа „Дом, в котором живет Уважение“ по формированию навыков толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Задачи программы: • способствовать осознанию того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – общий дом;

• знакомить дошкольников с другими странами и народами, особенностями их культуры;

• формировать уважение к национальным культурам других людей, интерес к их жизни, желание жить в мире;

• воспитывать культуру толерантности.

Формы подведения итогов реализации программы Диагностика. Итоговое мероприятие с участием родителей «Мы славяне»

Нормативно-правовая база Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции)

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989;

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №3511.

Сроки реализации 1 год

Краткое содержание Программа ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей дошкольного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого во время дополнительных занятий, происходит естественное усвоение ими основ формирования навыков толерантных взаимоотношений как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность.

Формы работы: 1. Диагностика «Я и мир вокруг меня»

2. Наблюдение

3. Подвижные игры разных стран мира

4. Трудовые поручения

5. Создание выставок, альбомов, посвященных национальной культуре

6. Проведение развлечений, досугов, праздников.

Ожидаемые результаты • интерес к самому себе;

• управление самим собой;

• самопризнание себя, как личности;

• эмоциональная устойчивость;

• желание действовать и совершать поступки.

Основные показатели

знаний и умений • поступки в ситуации самостоятельного выбора, когда ребёнок принимает решение и действует согласно или вопреки известной ему норме;

• круг распространения толерантного поведения (поведение со сверстниками и взрослыми);

• устойчивость поступков в различных ситуациях (при условии внешнего контроля и без него, в знакомой или новой для ребёнка ситуации, содержание взаимоотношений);

• характер переживания (что и как переживается);

• сознание воспитанниками важности сотворчества, сотрудничества, дружелюбных отношений.

Пояснительная записка

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Б. Шоу

Развитие ребенка дошкольного возраста есть не что иное, как развертывание личностного потенциала, формирование сознания, нравственных качеств, приобщение к общечеловеческим ценностям. Источником развития является накопленный человечеством социально-исторический опыт, имеющий определенную структуру. Продуктивное накопление этого опыта может происходить благодаря соответствующему построению педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Готовность ребенка к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности наших детей, ведь толерантность в новом тысячелетии – это условия гармоничных отношений в обществе.

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость издавна считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности и общества в целом. Она полностью соответствует тем воспитательным задачам, которые ставит перед нами современное общество.

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, развивается осмысление себя. Самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, появляется готовность разобраться в том, что думает и чувствует другой человек. Любознательность заставляет ребенка искать ответы на вопросы о происхождении мира, взаимосвязи явлений природы. К 5-7 годам появляется осознание своего социального «я» и возникновения на этой основе внутренней позиции. Он постигает азбуку человеческого общения, поэтому именно в этом возрасте «необходимо уделить внимание развитию понимания себя и других людей, связывая его с нравственными и моральными ценностями человека, его духовной культурой.

Задача педагогов, родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантность зарождается с любви к своей семье, своим близким. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И только потом возникает любовь к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, осознание себя как представителя своего народа, толерантного отношения (миролюбия, дружелюбия, терпимости) к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений в моей работе с детьми становится воспитание толерантности детей через социокультурный системный подход, который обеспечивается программой дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение».

Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей дошкольного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого во время дополнительных занятий, происходит естественное усвоение ими основ формирования навыков толерантных взаимоотношений как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность.

Считаю, что программа «Дом, в котором живет Уважение», обладает следующими положительными моментами:

• учитывает возрастные особенности детей;

• является ориентиром в планировании и деятельности воспитателя;

• предполагает использование различных форм и методов работы.

• работа по формированию навыков толерантных взаимоотношений проводится в тесном контакте с родителями.

Основной целью программы «Дом, в котором живет Уважение» является формирование у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений.

Гипотеза: успешность сформированности навыков толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста возможна при внедрении в образовательный процесс детского сада программы по формированию толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста;

Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной

гипотезы поставлены следующие задачи:

• способствовать осознанию того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – общий дом;

• знакомить дошкольников с другими странами и народами, особенностями их культуры;

• формировать уважение к национальным культурам других людей, интерес к их жизни, желание жить в мире;

• воспитывать культуру толерантности.

Данная программа предполагает реализацию таких методов и средств воспитания, как:

Методы Средства

Убеждения;

Внушения;

Стимулирования и мотивации; Коррекция поведения; Воспитывающей ситуации; Социальные пробы (испытания);

Наблюдения;

Рефлексия. Занятия- путешествия

Беседы;

Прогулки;

Игровые ситуации;

Праздники;

Чтение художественной литературы;

Прослушивание музыкальных произведений разных стран мира;

Выставки, игры народов мира.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Исходя из поставленных в программе цели и задач воспитательной деятельности, ожидаемыми результатами является формирование дошкольников ряда знаний и умений, являющихся критериями толерантных взаимоотношений.

К ним относятся:

• интерес к самому себе;

• управление самим собой;

• самопризнание себя, как личности;

• эмоциональная устойчивость;

• уважение чужого мнения;

• желание действовать и совершать поступки.

Степень сформированности этих знаний и умений в результате педагогической деятельности проверяется по нескольким основным показателям:

• поступки в ситуации самостоятельного выбора, когда ребёнок принимает решение и действует согласно или вопреки известной ему норме;

• круг распространения толерантного поведения (поведение со сверстниками и взрослыми);

• устойчивость поступков в различных ситуациях (при условии внешнего контроля и без него, в знакомой или новой для ребёнка ситуации, содержание взаимоотношений);

• характер переживания (что и как переживается);

• сознание воспитанниками важности сотворчества, сотрудничества, дружелюбных отношений.

Ведущая роль в формировании у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений принадлежит воспитателю.

Реализация программы рассчитана на 1 год и включает в себя 32 занятия, продолжительностью 25-30 минут.

Все мероприятия решают задачи воспитания и развития дошкольников. Первое и последнее занятия носят диагностический характер (анкетирование, тестирование)

Учитывая возрастные особенности, интеллектуальные возможности детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности: беседа, рассказ, игра, викторина, упражнения, рисование, и другие виды воспитательной работы.

Условия проведения занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество участников группы: 6-8 детей. Опыт общения с детьми показывает, что групповая работа более эффективна, когда группа состоит не более чем из 6-8 детей – тогда ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость. При определенной нежесткой структурированности занятий каждый дошкольник имеет возможность реализовать себя, показать определенный уровень умений, а воспитатель или сверстник может похвалить его за маленькие успехи.

После занятий проводится обсуждение: дошкольники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали, объясняют свои поступки. В конце каждого занятия подводится итог – результат групповой и собственной деятельности.

Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

• Конвенции ООН о правах ребенка;

• Конституции Российской Федерации;

• Закона РФ «Об образовании».

Схема 1

Чтобы мир состоялся, нужно воспитывать людей, идущих по миру с миром»

С. Ашикова

Тематический план

п/п Тема Кол-во часов

теория практика всего

1 Диагностика: «Я и мир вокруг меня» - 1 1

2 Кто я такой? 0,5 0,5 1

3 «Мои качества» - 1 1

4 «Я сам» 0,5 0,5 1

5 «Разнообразие» 0,5 0,5 1

6 «Гадкий утенок: история о предубеждении и изгнании» 0,5 0,5 1

7 «Самый, самый, самый» - 1 1

8 «Ласковое словечко – доброе сердечко» - 1 1

9 «4 ноября

День воинской славы России — День народного единства» 0,5 0,5 1

10 «День толерантности» - 1 1

11 «Ты мне нравишься» 1 - 1

12 ««У каждого человека есть свой дом» 0,5 0,5 1

13 «Приключения маленького человечка в большом городе (знакомство с Законом о правах ребенка)» 1 - 1

14 «Наши соседи» 0,5 0,5 1

15 Новогодние приключения «Хоровод друзей» (традиции, обычаи разных стран) 0,5 0,5 1

16 «В гостях у народов Севера» 0,5 0,5 1

17 «Добро и зло» 0,5 0,5 1

18 «Маленькие дети с большими правами» 0,5 0,5 1

19 «Добрые отношения с друзьями» 0,5 0,5 1

20 «Игры и увлечения детей разных стран» 0,5 0,5 1

21 «Как Лютик покупал себе наряд» (национальный костюм, право на свободу самовыражения) 0,5 0,5 1

22 «Постройка ледяного дома» - 1 1

23 «Зимние забавы» - 1 1

24 «Путешествие в Африку» 0,5 0,5 1

25 «Мы - славяне» (с участием родителей) 0,5 0,5 1

26 Изготовление плаката по правам «Имею право на.» - 1 1

27 «Оформление «Уголка мира»» - 1 1

28 «Толерантность — дорога к миру» 0,5 0,5 1

29 «Подарок для Айоги» (по мотивам нанайской сказки) - 1 1

30 «Дружат дети на планете» 0,5 0,5

31 День защиты детей. Акция «В чистом небе голубом» (Все дети за мир на Земле) - 1 1

32 Диагностика: «Я и мир вокруг меня» - 1 1

Итого: 11 21 32

Содержание раздела

п/п Тема занятия Цели, задачи, направления Формы проведения занятий

1. Диагностика: «Я и мир вокруг меня» Диагностика представлений детей о людях других национальностей Практическое занятие

2. Кто я такой? Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе (ф. и. о., домашний адрес, национальность и пр.) Беседа-знакомство

3. «Мои качества» Создать условия для осознания своей индивидуальности и своих личностных качеств; развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, сотрудничать; воспитание уважения и бережного отношения к индивидуальным особенностям других людей. Тренинг

4. «Я сам» Формирование позитивного отношения к собственному «Я». Поддержать процесс самопознания детей. Дать возможность воспитанникам осознать особенности своей личности, адекватно оценивать себя через рефлексию и активное взаимодействие с другими. Занятие

5. «Разнообразие» Формирование понимания того, что у людей много общих черт, но также много отличий Беседа с элементами тренинга

6. «Гадкий утенок: история о предубеждении и изгнании» Обучение терпимости к другому человеку, непохожему на всех. Беседа с элементами тренинга

7. «Самый, самый, самый» Сознательная и личностная самоидентификация детей в коллективе сверстников. Игровая программа

8 «Ласковое словечко – доброе сердечко» Познакомить дошкольников с нормами и правилами поведения, формировать умение договариваться, взаимодействовать друг с другом, получать удовольствие от совместной деятельности;

Развивать творчество, фантазию;

Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, создавать атмосферу тепла, любви.

Занятие-игра

9 «4 ноября

День воинской славы России — День народного единства»

Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;

воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства; формировать ответственность за судьбу Родины.

Праздник

10 «День толерантности» Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям; развитие коммуникативных навыков. Праздник

11 «Ты мне нравишься» Формировать навыки речевого этикета, учить проявлять нетерпение к недостаткам других, считаться с их интересами; развивать умение решать конфликты без насилия; воспитывать отзывчивость, сострадание, миролюбие. Беседа с элементами тренинга

12 ««У каждого человека есть свой дом» Познакомить детей с потребностью человека в жилище, систематизировать знания о жарких странах, о том, как могут выглядеть дома в зависимости от климата.

Развивать интерес к другим культурам, умение делать постройки из бумаги, создавать условия для реализации творческого замысла.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Практическое занятие

13 «Приключения маленького человечка в большом городе (знакомство с Законом о правах ребенка)» Познакомить детей с законом РФ «О правах ребенка»; развивать умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью слов; воспитывать отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение к правам человека, желание следовать им.

Беседа

14 «Наши соседи» Формировать интерес к самобытности и неповторимости других народов; развивать навыки работы в группе; воспитывать уважение и толерантное отношение ко всем людям, чувство гражданственности, патриотизма. Занятие-путешествие

15 Новогодние приключения «Хоровод друзей» (традиции, обычаи разных стран) Познакомить дошкольников с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах; развивать интерес к культурам разных стран; вызвать эмоциональный отклик, желание участвовать в празднике. Вечернее развлечение

16 «В гостях у народов Севера» Продолжать знакомить дошкольников с природой и бытом Севера, образцами орнамента, характерными признаками национальной одежды, развивать интерес к культуре других народов; воспитывать уважение к культуре других народов. Беседа с элементами игры

17

«Добро и зло» Подвести воспитанников к истинному смыслу (значению) указанных категорий. Формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях Беседа с элементами тренинга

18 «Маленькие дети с большими правами» Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами.

Беседа-диалог Занятие - игра

19

«Добрые отношения с друзьями» Понятие «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия; формирование навыков точного межличностного восприятия. Беседа с элементами тренинга

20 «Игры и увлечения детей разных стран» Формировать умение передавать информацию и чувства при помощи мимики, движений, используя музыку и изобразительные средства; продолжать развивать интерес к людям других национальностей; стимулировать желание участвовать в подвижных играх. Игра-путешествие

21 «Как Лютик покупал себе наряд» (национальный костюм, право на свободу самовыражения) Познакомить дошкольников с особенностями национальных костюмов некоторых народов; развивать интерес к другим народам, их быту, традициям; воспитывать патриотические чувства. Занятие – игра.

22 «Постройка ледяного дома» Продолжать знакомить с жилищем людей Севера, совершенствовать навыки работы со снегом, используя необходимый инструмент. Развивать интерес к своей культуре. Воспитывать чувство коллективизма, желание принимать участие в общем деле. Прогулка

23 «Зимние забавы» Продолжить формировать представлен6ия детей о здоровом образе жизни. Развлечение на улице

24 «Путешествие в Африку» Продолжать знакомить детей с культурой разных стран, расширить представления о животном мире Африки; развивать детское творчество, интерес к играм других стран; воспитывать дружелюбное отношение ко всем людям. Занятие-путешествие

25 «Мы - славяне» (с участием родителей) Формировать представление о себе, как части многонационального общества, носителе его культуры; способствовать освоению детьми системы отношений между людьми с помощью народных игр и моделируемых ситуаций; воспитывать любовь к своей стране, гордость за нее. Открытое мероприятие с участием родителей

26 Изготовление плаката по правам «Имею право на.» Систематизировать имеющийся практический опыт работы по данной теме; Закрепить знания детей о правах и обязанностях. Учить работать в парах. Воспитывать взаимоуважение. КТД

27 «Оформление «Уголка мира»» Организация предметно-развивающей среды. Умение детей находить нужный материал, работать сообща. КТД

28 «Толерантность — дорога к миру» Развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи воспитанников. Беседа с игровыми тренингами

заключительное занятие

29 «Подарок для Айоги» (по мотивам нанайской сказки)

Научить составлять аппликацию нанайских орнаментов, основанных на образе жизни и практической деятельности нанайского народа; формировать толерантное сознание; воспитывать уважительное отношение представителям других национальностей. Практическое занятие

30 «Дружат дети на планете» Продолжать формировать понятие об уникальности каждого человека; развивать интерес к культуре и традициям других стран; воспитывать дружелюбное отношение к людям других национальностей. Занятие - игра

31 День защиты детей. Акция «В чистом небе голубом» (Все дети за мир на Земле) Продолжить знакомство с праздником Дня защиты детей; развивать активную позицию детей, желание принимать участие в защите мира; воспитывать интерес к детям других национальностей. Досуг

32 Диагностика: «Я и мир вокруг меня» Диагностика представлений детей о людях других национальностей Практическое занятие

Как видно из выше изложенного, данная программа нацелена на последовательное введение дошкольников в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия. Хотелось бы, чтобы взросление воспитанников ложилось в здоровую почву и собственное нравственное «толерантное кредо» появилось у ребенка на основе общечеловеческих ценностей.

Описанные мероприятия лишь начало большой, кропотливой работы по формированию толерантности. И очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в детском саду были преданными друзьями. Потому что у нас разный интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.

Публикации по теме:

Проект по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении Данный проект представляет собой систему работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.

Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом, в котором я живу»Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом, в котором я живу» Методологическая ценность: Представленная дидактическая игра развивает познавательные процессы у детей (любознательность, понимание взаимосвязи.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста по гражданскому воспитанию «Дом — начало всех начал» Пояснительная записка: Представленная программа отражает работу по проблеме нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего.

Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста .

План работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении План работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении Возрастная группа: вторая младшая.

Проектная деятельность по формированию ОБЖ с детьми среднего дошкольного возраста «Мой дом — моя безопасность» Игровой проект «Мой дом - моя безопасность!» Организация работы по обучению детей правилам безопасного поведения должна осуществляться.

Программа «Мир вокруг меня» по формированию социально-адаптированной личности детей дошкольного возраста ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ СО ЕРЦ.

Программа по формированию ценностного (позитивно значимого) «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста. Программа по формированию ценностного (позитивно значимого) «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста. Программа состоит из подробно.

Сценарий для детей школьного возраста «Природа — это дом, в котором мы живем»Сценарий для детей школьного возраста «Природа — это дом, в котором мы живем» Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Дом, в котором живет Уважение» по формированию навыков толерантности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2018 в 14:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД