МААМ-картинки

Программа кружка по экспериментированию

Алёна Мелехова
Программа кружка по экспериментированию

Программа бесплатного кружка «Почемучки».

Актуальность программы

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка так же, как и игровая. В идеале наличие этих двух, истинно детских видов деятельности, является благоприятным условием для развития дошкольников.

Публикация «Программа кружка по экспериментированию» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В экспериментальной деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребёнку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Цель программы :

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи Программы :

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.

3. Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение.

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

2. Ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

3. Рост уровня любознательности, наблюдательности.

Организация занятий кружка

Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 15 минут, всего 34 занятия в год. К занятиям допускаются все желающие дети.

Занятия организуются на принципах:

личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и воспитателя;

доступности предлагаемого материала;

последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;

вариативности и проблемности;

взаимодействия с семьей.

Формы подведения итогов реализации программы.

Фотоотчеты и фотовыставки

Развлечение.

Методическое обеспечение программы.

Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Алгоритм занятий:

-мотивация,

-подготовительная беседа,

-практическое (экспериментальное) задание,

-анализ деятельности.

Календарно – тематическое планирование работы с детьми

Месяц Тема Программное содержание Методические приемы Оборудование

Сентябрь

1 неделя «Экскурсия в детскую лабораторию» Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). 1. Д/и «Слушаем, видим, ощущаем»

2. «Что такое эксперименты Кукла "Почемучка", бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены краски, барабан.

2 неделя «Вода – растворитель. Очищение воды» Уточнить представления детей о свойствах воды. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами

1. Свойства воды.

2. Тонет или не тонет? (опыт с очищенным и неочищенным апельсином; опыт с картофелем в пресной и соленой воде).

3. Сахар – невидимка (как растворяется сахар - рафинад). Емкости для воды разной формы.

3неделя «Удивительный песок. Песочные часы»

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

1. «Песочная страна»

2. «Рисуем песком»

Емкости с песком, с водой, лист бумаги, ложечки, лупы, магниты. Песочные часы.

4 неделя «Волшебный квадрат» Познакомить детей с разными видами бумаги: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства.

1. Рассматривание разных видов бумаги

2. Опыты

3. Поделки типа оригами Разные виды бумаги

Квадраты из бумаги на каждого ребенка

Октябрь

1 неделя «Воздух» Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха.

1. Свойства воздуха. Где находится воздух? Воздух внутри нас (игра с соломинкой, опущенной в воду).

Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага (квадрат из альбомного листа, ножницы, палочка, гвоздик.

2 неделя «Волшебные стеклышки» Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку.

1. «Что сначала, что потом?»

2. Опыты

Микроскоп, лупа, бинокль

Мелкие предметы, семена

3неделя «Что такое масса». Познакомить с приборами для измерения массы – чашечными весами. Научить способам их использования.

1. Опыты «Узнай вес предмета»

2. Игра «Что легче, что тяжелее» Пакеты, вата, крупа, чашечные весы, разные предметы

4 неделя «Дружба красок» Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета. 1. «Раскрась шарики»

2. Опыт «Как сделать нужный цвет»

Две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги.

Ноябрь

1 неделя «Солнце дарит нам тепло и свет» Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. 1. Загадка о солнце

2. «На что похоже солнце?»

3. Опыты

4. «Нарисуем солнышко» Настольная лампа, камни, песок, нитки.

Бумага, разные предметы

2 неделя «Почему не тонут корабли» Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. 1. Игра «Тонет – не тонет»

2. Опыты

3. Игра «Кораблик» Таз с водой, лодочки

Предметы: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические

Пластилин, пробка

3неделя «Чем можно измерить длину» Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. 1. Опыты «Измерение предметов»

3. Вывод «Зачем нужны измерительные приборы» Линейка, сантиметровая лента.

4 неделя «Температура» Выявить механизм образования инея.

1. «Для чего нужен термометр»

Термометр

Декабрь

1 неделя «Твердая вода» Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду. 1. Загадка

2. Опыт «Почему не тает лед?»

Ледяные кубики.

2 неделя «Мир ткани и ниток. Кукла из ниток.» Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства.

1. Расматривание разных видов ткани

Различные виды тканей.

3неделя «Теплый камешек» 1. Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой,

2. Развивать сенсорное восприятие. 1. Опыть «Почему камешек нагрелся?

Камешки разного цвета (обязательно — черный).

4 неделя «Все обо всем» Развивать познавательную активность детей. 1.«Могучая скорлупа»

Яйцо

Январь

1 неделя «Магнитная сила» Совершенствовать умение работать с различными материалами. 1. Выполнение эксперимента

Магнит, лисы бумаги

Шарик, мелкие кусочки бумаги, трубочки

2 неделя «Делаем узорные дорожки из песка» 1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть).

2. Развивать творческую активность.

3. Воспитывать самостоятельность. 1. Рассматривание песка

2. Выполнение эксперимента

Сухой песок, маленькая

лейка, ведерко с дырочкой на дне, кулечки с небольшими отверстиями.

3неделя «Ловкие пальчики» 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

2. Развивать сенсорное восприятие.

3. Воспитывать аккуратность, ловкость. 1. Беседа о воде

2. Опыт с поролоновыми губками Тазики, вода, поролоновые губки.

4 неделя «Цветные сигналы» Формировать умение с помощью различных средств изменять цвет сигнала фонарика 1. «Как изменить цвет»

2. Выполнение эксперимента

Фонарик, разноцветные стекла

Февраль

1 неделя «Нырялки» 1. Познакомить детей со свойствами воды

и воздуха.

2. Развивать любознательность.

3. Воспитывать самостоятельность. 1. Эксперимент с мячами

Таз с водой маленькие мячи, резиновые надувные игрушки.

2 неделя «Путешествие капельки» Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. 1. Беседа об осадках.

Схема круговорота воды.

3неделя «Мой веселый звонкий мяч» Познакомить детей со свойствами резины (эластичность, плавучесть предметов, водонепроницаемость). 1. «Из чего сделан предмет?»

2. опыты

Картинки

Резиновые перчатки, мячи, таз с водой

4 неделя «Вот какая пена» Познакомить детей со свойствами мыла.

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность 1. Загадка

2. Опыт «Как сделать мыльные пузыри»

3. Игра «Чей пузырь летит дальше» Таз с водой, мыло или мыльный раствор.

Март

1 неделя «Блестящие комочки» 1. Познакомить детей с различными видами бумаги.

2. Развивать тактильные ощущения.

3. Способствовать становлению дружеских взаимоотношений. 1. Рассматривание разных видов бумаги

2. Игра с фольгой. Разные виды бумаги

2 неделя «Бумажный вихрь» 1. Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (плотность).

2. Воспитывать наблюдательность. 1. Беседа

2. Игра и опыт с бумагой

Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона.

3неделя «Приключения Буратино»

Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде).

1. Проблемная ситуация «Плыть надо – плыть нельзя»

2. Опыт «Тонет- не тонет»

3. Д/и «Что можно сделать из дерева?» Деревянные кубики тазики, вода, дидактическая игрушка Буратино

4 неделя "Бульбочки" 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха.

2. Развивать чувство любопытства.

3. Воспитывать аккуратность. 1. Игра с резиновыми игрушками.

2. Вывод Таз с водой, резиновые ипрушки, резиновая груша.

Апрель

1 неделя «Испытание магнита» Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

1. Все ли притягивают магниты? 2. Магнитная рыбалка

Магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги.

2 неделя "Цветная водичка» 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность).

2. Закрепить названия цветов.

1. Рассмотреть воду в стакане

2. Опыт «Почему не видно предмет»

Вода прозрачные стаканы, гуашь.

3неделя «Радуга в небе» Познакомить с радугой. 1. Загадка о радуге

2. Показ картины «Радуга»

Картинка «Радуга»

4 неделя «Волшебная бумага» Способствовать освоению представлений о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка. Стимулировать активность для разрешения проблемной ситуации. 1.«Как сделать копию открытки»

3. Выполнение эксперимента

Картинки

Карандаши

Альбомные листы

Копировальная бумага

Май

1 неделя «Где живет ветер?»

1. Продолжать знакомить детей с ветром.

2. Развивать интерес к явлениям неживой

природы.

3. Воспитывать внимательность. 1. Наблюдение с какой скоростью крутятся ветродуи на открытой местности и на закрытой (в беседке, в домике)

2. Вывод

Ветродуи

2 неделя «Руки-помощники» 1. Продолжать знакомить детей с человеческим организмом.

2. Развивать любопытство.

3. Воспитывать самостоятельность Дети по заданию выполняют действия с предметами, а затем пытаются проделать то же самое без помощи рук. Тарелка, ложка, карандаш, расческа.

3неделя «Сила ветра» 1. Продолжать знакомить детей с ветром и со свойствами предметов (тяжелый, легкий).

2. Развивать сенсорное восприятие. 1. Опыт ветер

2. Вывод

Стол. Предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик.

4 неделя «Для чего нужны глаза?» 1. Продолжать знакомить детей с организмом.

2. Развивать желание узнать о себе что-то новое.

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки Воспитатель предлагает рассмотреть разные предметы, отметить их цвет, форму, величину и попробовать сделать то же самое закрыв глаза.

Разнообразные предметы, различные по форме, цвету, величине.

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетинина В. В Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2010.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Отчет о работе кружка по экспериментированию «Маленькие почемучки»Отчет о работе кружка по экспериментированию «Маленькие почемучки» На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экс-периментирование. Главное его достоинство в том, что в процессе экспери-ментирования.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по экспериментированию
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 20:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД