Получи документы

Профилактика трудностей овладения чтением и письмом в дошкольном возрасте

Светлана Сюзёва
Профилактика трудностей овладения чтением и письмом в дошкольном возрасте

Сюзёва Светлана Анатольевна, учитель-логопед

СП ГБОУ СОШ №6 г. о. Отрадный, Самарской области Детский сад №15

Филиппова Светлана Анатольевна, педагог-психолог

СП ГБОУ СОШ №6 г. о. Отрадный, Самарской области Детский сад №15

Современная школьная педагогическая практика ставит перед логопедией новые вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? Можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?

Публикация «Профилактика трудностей овладения чтением и письмом в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Любая психическая деятельность - сложная функциональная система, включающая различные психологические факторы: слухоречевой, речедвигательный, оптико-пространственный и фактор избирательной регуляции психической активности. Анализ состояния высших психических функций ребенка показывает его индивидуальные особенности, индивидуальное сочетание «слабых» и «сильных» звеньев. Вынося каждому неуспевающему школьнику вердикт - дисграфия, мы можем целостной концепцией речевой деятельности противопоставить симптоматический рефлекторный подход.

Нарушение процесса письма - сложный механизм и может быть выявлен только при комплексном медико-педагогическом обследовании. При отсутствии такового или при обследовании «на глаз» квалификация трудностей письменной речи как дисграфия представляется не вполне обоснованной.

Зрелость психических процессов - предпосылок для успешного усвоения грамоты и чистописания - может быть проверена до поступления ребенка в школу. Моя логопедическая практика подтверждает - профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.

На мой взгляд, профилактика - это не разрозненные методы и приемы, направленные на формирование какой-либо изолированной операции, и тем более, не «тренировка» по известным в нейропсихологии тестам. Начиная с раннего дошкольного возраста необходимо проводить специальную поэтапную программу с опорой на комплексную работу анализаторных систем.

Профилактику трудностей овладения чтением и письмо можно подразделить на первичную и вторичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возможного неблагополучия в формировании навыков чтения и письма.

Вторичная профилактика предполагает логопедическую работу по коррекции уже возникших трудностей, предотвращению развития их в сторону закрепления и обострения.

При целенаправленном использовании определенной программы, а не разрозненных методов и приемов, есть реальная возможность помочь большинству детей успешно овладеть чтением и письмом в дошкольном возрасте.

РАЗДЕЛЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПЕРВЫЙ БЛОК. 1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

ЗАДАЧИ:

-формирование поисковой деятельности;

-расширение поля зрения;

-выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти;

-развитие стереогноза, умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве;

-анализ зрительного образа.

2. Развитие зрительно-моторной координации. ЗАДАЧИ:

-развитие глазодвигательной функции;

-улучшение ощущений артикуляционных поз и движений;

-формирование восприятия различной модальности;

-развитие тактильных ощущений;

-выработка навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов;

-развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики.

-развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.

3. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела. ЗАДАЧИ:

-выработка представлений о схемах лица и тела, предметах и их пространственных характеристиках;

-развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве;

-активизация ощущений тела как системы координат;

-формирование сенсорного и тактильного гнозиса;

-формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

4. Развитие пространственно-временных представлений.

ЗАДАЧИ:

-ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое;

-развитие зрительно-предметного восприятия;

-вычленение признаков предмета;

-восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов;

-дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм;

-формирование интегрированного образа буквы.

ВТОРОЙ БЛОК. 1. Развитие слухового внимания.

ЗАДАЧИ:

-расширение рамок слухового восприятия;

-развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти;

-формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки;

-совершенствование фонематического восприятия;

-осознание звуковой стороны речи.

2. Развитие чувства ритма.

ЗАДАЧИ:

-формирование ритмико-интонационной стороны речи, ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного);

-формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;

-знакомство с ритмико-интонационными характеристиками звуков;

-развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма;

-формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных параметров слова.

3. Формирование фонологического структурирования.

ЗАДАЧИ:

-формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных;

-анализ слогов и слов;

-развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков;

-формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова;

-развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

Эффективность коррекционной работы зависит от определенных условий, которые, на мой взгляд, являются слагаемыми успеха:

-интегрированный характер занятий;

-включение в каждое занятие широкого диапазона упражнений и игр, направленных на профилактику возможных трудностей овладения чтением и письмом;

-своевременное переключение на другую деятельность;

-разъяснение родителям важности профилактической работы, включение их в нее на правах участников коррекционного процесса, получение ими информации о результатах обследования, ближайших и перспективных целях профилактической работы;

-создание проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций, способствующих не только развитию мыслительных процессов, но и обогащающих практический опыт и формирующих положительные качества личности;

-систематическое оперативное наблюдение по отслеживанию результатов.

Положительные результаты зависят от надлежащей организации системы коррекционного сопровождения по профилактике нарушений письма и чтения. Внедрение в практику перечисленных методов дает убедительный коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов. У детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации.

Таким образом, ранняя первичная профилактика значительно повышает шансы на успех обучения в школе.

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика трудностей овладения чтением и письмом в дошкольном возрасте
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 18:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД