Ольга Наулайнен
Профессиональная деятельность старшего воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением - это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.
Публикация «Профессиональная деятельность старшего воспитателя ДОУ» размещена в разделах
Основной компонент управленческой деятельности - определение цели. Работая над формулировкой цели, надо помнить следующее: цели могут быть внутренними, т. е. поставленными человеком или коллективом дошкольного учреждения самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне, обществом.
В качестве задач методической работы можно представить следующие: управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.
В настоящее время моя основная деятельность - это работа с педагогическими кадрами. На качество, результаты деятельности всего детского сада я как старший воспитатель влияю опосредованно, через воспитателя. Я обучаю педагогов как правильно работать с детьми дошкольного возраста. Педагогам детского сада я могу показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости я активно включаюсь в педагогический процесс, поэтому 2/3 времени рабочего времени я нахожусь группах, наблюдаю, оцениваю, корректирую работу педагогов.
Считаю, что основной показатель в моей профессиональной деятельности - это умение работать с людьми. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции. Только в этом случае я как старший воспитатель смогу достичь тех целей, которые я перед собой ставлю.
Один из главных методов в моей деятельности - это убеждение и доказательства. В том случае, если воспитатель делает что-то неправильно, я могу убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. Работать с людьми - это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.
В настоящее время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Я обучаю педагогов самоанализу педагогической деятельности.
Всегда учитываю интересы и пожелания коллектива, поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговой штурм, дают наибольший результат. Например, в ходе педагогической встречи я сообщаю педагогам о том, что есть проблема, которую я одна разрешить не могу, и предлагаю подумать всем вместе, поискать пути ее решения. При постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца, поэтому я всегда подвожу итог и даю рекомендации, алгоритм действий для воспитателей. При этом важно, что итоги встречи воспринимаются как совместно созданные, коллективные.
Самообразование одно из направлений моей деятельности как старшего воспитателя. Считаю, что мне необходимо первой определить над какой темой буду работать в этом году, а после интересоваться темами по самообразованию у педагогов. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на учебный год, в список включаю себя первой, и только потом всех педагогов. Самостоятельно полученные воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Это и есть система непрерывного самообразования.
В настоящее время я довольно хорошо информирована о всех инновациях в системе дошкольного образования. Я всегда анализирую то, что печатается, издается. При этом я не только оцениваю научную и методическую литературу, но и выбираю ее в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Создание образовательного пространства в нашем дошкольном образовательном учреждении во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы - это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности старшего воспитателя в системе дошкольного образования. Данная документация является нормативной базой моей профессиональной деятельности и подлежит своевременному обновлению социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В своей педагогической деятельности я руководствуюсь основными направлениями государственной образовательной политики, использую нормативно - правовые документы, определяющие приоритеты развития дошкольного образования.
Моя профессиональная деятельность строится на знании основ общей педагогики и возрастной психологии, дошкольной педагогики и детской психологии, коррекционной педагогики и специальной психологии, а также при организации своей работы я руководствуюсь образовательными программами дошкольного воспитания и основными методиками дошкольного обучения и воспитания. Знакомлюсь с новинками научно – методической литературы, методических пособий и периодических изданий.
Считаю, что основной функцией современного детского сада является целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования.
Качество дошкольного образования полностью зависит от организации педагогического процесса в детском саду, при котором уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество работы в ДОУ взаимосвязано с качеством работы каждого воспитателя. Таким образом, уровень качества педагогической работы в ДОУ – это результат деятельности всего педагогического коллектива.
Придавая большое значение творчески работающему, слаженному педагогическому коллективу, цель моей деятельности - создание в ДОУ целостной педагогической системы, обеспечивающей оптимальные условия для всестороннего развития детей, реализацию творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
Основные направления моей профессиональной деятельности :
• Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
• Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников;
• Изучение личностных особенностей педагогов, в целях наилучшей организации воспитательно-образовательной работы;
• Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогов;
• Координация взаимодействия ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;
• Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников ДОУ в целом;
• Сплочение педагогического коллектива на основе общих целей и задач, содержания работы детского сада;
• Повышение уровня воспитательно-образовательной работы через повышение профессионального уровня воспитателей.
Важное направление в моей работе – организация работы методического кабинета. Содержание и оформление методического кабинета ДОУ отвечает потребностям воспитателей и специалистов, оно направлено на оказание помощи в организации воспитательно-образовательного процесса, повышение педагогического мастерства, взаимодействие с родителями воспитанников.
В кабинете имеются нормативные документы, методическая и справочная литература, иллюстрации, фотоматериалы, познавательные DVD диски, наглядные пособия и др. Для удобства пользования все материалы распределены по разделам.
Регулярно в методкабинете проводятся выставки. Практический показ не только педагогических находок педагогов, но и ознакомление с новинками методической литературы. Постоянно действующие выставки: «Внедрение ФГОС ДО», «В помощь воспитателю и специалисту» и эпизодические: «Организация и проведение прогулки в зимний период», «Правила дорожного движения», «Безопасное лето» и другие.
В мои обязанности входит изучение нормативно-правовой документации, проведение тематического, фронтального контроля, организация и подготовка к педсоветам, анкетирование педагогов, проведение самоанализа и т. д.
В соответствии с Приказом МДОУ сформирована аттестационная комиссия учреждения, я являюсь одним из ее членов. Заседание комиссии проводится для аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям.
Административная и педагогическая команда МДОУ разрабатывает и внедряет в течение учебного года: «Годовой комплексно-тематический план», «Годовой план работы», «Годовой учебный график», «План НОД», план работы на каждый месяц.
Залогом успеха в повышении эффективности моей деятельности как старшего воспитателя является выполнение основных управленческих функций: анализ, планирование, организация, контроль.