Лучший педагог года

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников

Лиана Джемакулова
Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников

Практическое изучение в развитии познавательного интереса младших школьников в проектной деятельности

Практическое исследование проводилось на базе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №18. В исследовании приняли учащиеся подготовительного класса II группы VIII вида в количестве 8человек которая составила экспериментальную группу. Контрольная группа состояла из 7 человек I группы VIII вида.

Практическое исследование состояла из 3-х этапов:

Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников» размещена в разделах

I -этап: диагностика уровня развития познавательного интереса у детей экспериментальной и контрольной группы.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательных интересов детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

II -этап: формирующая работа.

На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательных интересов детей младшего школьного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные учебным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

III -этап: повторная диагностика.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательных интересов детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

I -этап: диагностика уровня развития познавательного интереса у детей экспериментальной и контрольной группы.

Для выявления уровня сформированности познавательных интересов младших школьников автор выделил следующие критерии и показатели:

- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были определены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников : низкий, средний и высокий.

Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение.

Проведенная диагностика показала следующие результаты:

Из экспериментальная группа выявлено детей 63% с низким уровнем познавательного интереса, 22% средний уровень познавательного интереса, 15% с высоким уровнем познавательного интереса.

Контрольная группа показала следующее 36% с низким уровнем познавательного интереса, 42% средний уровень познавательного интереса, 22% с высоким уровнем познавательного интереса.

II - этап: Формирующая работа

Результаты диагностики показали необходимость формирующей работы. На этапе формирующей работы автором были разработаны и реализованы совместно с детьми проекты на темы : "Портфолио", "Проект к 70 летию Победы в Великой Отечественной войне", "Космос" ,"Все профессии нужны, все профессии важны",

Портфолио ученика

В практике работы автора в коррекционной школе в 4 классе. Близился конкурс "Ученик года" готовили ученицу к конкурсу, конечно в первую очередь начали создавать ее портфолио.

Цель создания портфолио учащейся: собрать личные достижения ученика, которые формируются лично и реально показывают его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за её пределами.

Основные задачи:

• формирование и поддержка учебной мотивации учащихся;

• организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений учащихся;

развитие навыков оценочной деятельности учащихся;

• поощрение активности и самостоятельности обучающихся.

При работе с портфолио установили некоторый порядок работы. учащаяся посмотрела дома все свои грамоты и дипломы, на следующий день мы отобрали грамоты и дипломы 2014-2015 учебного года вложили все по порядку.

Пока он состоит из таких разделов:

• титульный лист ;

• анкетные данные учащегося ;

• диагностика “Фотография класса” на начало и конец учебного года ;

• ответы на различные опросники и анкеты;

• грамоты и дипломы ;

• работы учащихся, представленные на различные конкурсы ;

• характеристика учащегося ;

Дополнительно мы разработали презентацию для нашего проекта "Портфолио

Тема: Космос

Современные малыши живо интересуются космосом. Мультфильмы, телевизионные передачи, компьютерные программы и игры дают детворе ответы лишь на часть возникающих вопросов. Сформировать азы картины Вселенной предстоит дошкольным педагогам. Тема космоса так же необъятна, как и само мироздание. Как рассказать ребенку о бесконечности, о строении планет и звездных систем? С чего начать? Вопросов возникает множество.

Краткосрочный проект «Загадочный космос»

План работы на неделю

Раздел сроки Содержание работы Практические выходы

Работа над проектом. В течение недели *Составление плана работы *Подбор и изучение литературы по теме проекта.

*Подбор иллюстраций, плакатов, картин, о космосе, первом космонавте. Создание проекта.

Работа с детьми понедельник Рассматривание иллюстраций, картин с космосом.

Познавательная беседа о космосе, космонавтах: «Первый космонавт» Оформление выставки книг «Всё о космосе».

«Моя первая ракета» (лепка)

Конструирование из геометрических фигур «Ракета»

вторник *Беседа с детьми о транспорте на котором отправляются в космос. «Космос» (рисование)

среда Просмотр видеоматериала о космосе «Первый космонавт»

Чтение художественной литературы, разучивание пословиц, считалок. Выставка детского рисунка «Планеты»

четверг Организация сюжетно-ролевой игры «Космонавты» Изготовление атрибутов к игре.

пятница Дидактические игры: «Космос», «Профессии». Отгадывание загадок, наблюдение за сезонными изменениями в природе. Экскурсия в уголок «Планетарий»

Работа с родителями В течение недели Подбор художественной и познавательной литературы, иллюстраций, стихов, загадок о космосе Пополнение детской библиотечки познавательной и художественной литературой.

Конец недели «Творческая мастерская» (совместная с детьми деятельность) «На космических просторах» (конструирование из бумаги, бросового, природного материала)

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность детей 6–7 лет как средство познавательного развития Цели познавательно – исследовательской деятельности. Целью моей работы было: - способствовать развитию у детей познавательной активности,.

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Исследовательская деятельность — средство формирования у детей познавательного интереса к природе Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок,.

Мастер-класс «Метод экспериментирования-средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Пятковский детский сад «Малышок» Мастер – класс "Метод экспериментирования.

Мастер-класс «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы оказываясь на.

Проектная деятельность, как способ развития коммуникативных способностей младших дошкольников Тип проекта: творческо-информационный, групповой, кратковременный. Цель проекта: формировать эмоционально- ценностное отношение у детей.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей 2 слайд «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников Девиз проектного метода: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь» Сегодня государством поставлена.

Проектная деятельность «Воспитание у младших дошкольников интереса к устному народному творчеству» Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается,.

Проектный метод в работе с дошкольниками — эффективное средство развития познавательного интереса Формирование познавательных интересов является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников
Опубликовано: 8 июля 2015 в 12:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД