МААМ-картинки

Проект «Волшебный мир песка»

Марина Васильева
Проект «Волшебный мир песка»

Тип проекта : игровой.

Участники проекта : дети 2 младшей группы «Земляничка», родители, воспитатели.

Актуальность проекта. Одним из центральных положений ФГОС дошкольного образования является создание социальных и материальных условий для поддержки детской инициативы, выбора ребенка, спонтанной игры, обогащения игры, обеспечения игрового времени и пространства. В то же время стандартом определено содержание программы, связанное с пятью образовательными областями – социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим и физическим развитием. Из этого положения следует, что перед современным педагогом стоит такая задача - во время игровой деятельности, развивать индивидуальные интересы, склонности, потребности дошкольников и в то же время обучать детей, так чтобы у детей было желание узнавать новое, чтобы он был готов научиться как читать, писать, считать.

Публикация «Проект „Волшебный мир песка“» размещена в разделах

Для решения этой нелегкой задачи нам может помочь игра в педагогической песочнице и рисование песком на стекле. Даже самые незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития ребенка.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во–вторых, в песочнице развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. Недаром в Японии, Китае, Индии перед храмом, домами стоят чаши с песком и водой, чтобы человек перед тем, как общаться с высшими силами, очистился духовно и телесно.

В-шестых, рисование песком на стекле кроме развития творческих способностей и пространственного мышления, песочная анимация положительно сказывается и на здоровье ребенка, развивая моторику его пальцев и снимая напряжение, избавляя ребенка от стрессов и поднимая настроение. Рисование песком успешно используется для коррекции поведения у гиперактивных и очень возбудимых детей, приводя их к внутренней гармонии.

Таким образом, жизнь маленького человека начинается с игр с песком, на песке и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Цель проекта - обогащение игрового пространства, обеспечивающий развитие и обучение детей посредством игр с песком.

Задачи:

- Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы; развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное и пространственное мышление, развивать речевую активность в процессе познания и исследования; развивать творческий потенциал.

- Познакомить со средствами песочной анимации (световой стол, художественным материалом (песок различной фактуры, кварцевый, цветной); познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом.

- Воспитывать дружелюбие, эстетическое чувство, аккуратность при работе с песком, понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения к нему.

Методы работы. Рассматривание иллюстраций, видео-слайдов. Беседы. Дидактические, пальчиковые, театрализованные игры. Исследование и экспериментирование. Наблюдения. Беседы. Чтение художественной литературы. Слушание музыки. Нетрадиционные способы рисования.

Ожидаемые результаты проекта :

• У ребенка развита мелкая моторика, выносливость и усидчивость.

• Ребенок обладает развитым образно - логическим мышлением, пространственным воображением, проявляет инициативу и самостоятельность в игровой деятельности, владеет разными видами игры, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, использует активную речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

• Ребенок готов научиться чему-то сам.

Основные направления реализации проекта :

- Игры-занятия, игры-упражнения, игры-ситуации, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры – исследования, нетрадиционный способ рисования (рисование песком на стекле, песочная анимация).

- Оснащение предметно-развивающей среды:

Срок реализации: долгосрочный, состоит из трех этапов.

Этапы реализации проекта :

- Подготовительный этап: подбор и изучение методической литературы; систематизация подобранного материала; создание педагогической песочницы, создание стола для рисования песком; определение темы проекта, его цели и задач; составление плана работы над проектом; предварительная работа с родителями на тему «Волшебный мир песка».

Создание педагогической песочницы:

- Водонепроницаемый деревянный ящик на ножках, дно и борта которого должны быть голубого (синего) цвета (дно символизирует воду, а борта – небо, откопайте дно в ящике – это «вода»). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для групповых занятий – 90/70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый.

- Песок должен быть сертифицированным, или прокаленный в духовке, а затем не реже чем 1 раз в неделю ящики с песком необходимо кварцевать. Заполняется песок на 1/3 ящика.

- Наборы игрового материала. Необходимо иметь следующие категории объектов: люди (фигурки людей разных полов, рас, культур и возрастов, размеров, фигурки семья, фигуры представляющие весь диапазон человеческих эмоций кричащие люди, улыбающиеся, фигуры в стиле героев мультфильмов Человек-паук, Супермен, игрушки из киндер-сюрприза, гномы, ведьмы, феи, для обозначения войны в коллекции должно быть большое количество солдатиков, ковбои, инопланетяне, в дополнение к ним необходимо иметь оружие, цепи); животные (группы диких животных, хищников, домашние животные, мифологические животные, дракон, динозавры, животные из киндер-сюрприза, гнезда для птиц, клетки и заборы, ракушки, морские звезды); растения (морские, горные, тропические, пустынные, пруты, веточки, сосновые шишки, мох, свежие веточки сосны, шелковые и пластмассовые цветы, деревья из разных материалов); полезные ископаемые (разнообразие камней); здания (деревенские избы, замки, магазины, церкви, детские сады, школы и т. д.); транспорт (наземный, воздушный, водный); категория разное (солнце, луна, зеркала, стеклянные шары, шприцы, продукты питания не настоящие, атрибутика обстановки в доме, мебель).

Создание стола для рисования песком :

- Синий стол размером 100/50 с двумя квадратными отверствиями (туда будет вставляться стекло с рамой).

- Две рамки от фотографий без стекла, два оргстекла размером 30/30. Клеим оргстекла на рамки. Закрепляем оргстекло с рамками на стол двухсторонним скотчем.

- Для подсветки используем любую подходящую настольную лампу, расположив ее под столом или сбоку от него, чтобы стол для рисования был освещен изнутри.

Предварительная работа с родителями:

- консультации о пескотерапии, о играх с песком и на песке;

- родительское собрание «Волшебный мир песка».

- Основной этап: реализация проекта по плану. Дети будут заниматься, играть с песком подгруппами, в каждой подгруппе будет 10 детей. Занятия, игры будут проводиться 2 раза в неделю на первый учебный год. На каждую неделю будет выбрана определенная тема, которую нужно будет развернуть на два занятия в виде игры. Перспективный план проекта «Волшебный мир песка» на первый год обучения:

Дата Тема Цель Оборудование

Сентябрь

1неделя 1. «О чем рассказала Фея песка»

(Знакомство с песочницей) Познакомить детей с песочницей.

Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале - песке.

Развивать интерес к играм с песком.

Создать у детей радостное настроение.

Песочница, кукла Фея, музыка

2 неделя 2. «В гостях у Феи песка»

(Беседа о правилах игры с песком) Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. Создать положительный эмоциональный настрой.

Развивать диалогическую речь.

Воспитывать аккуратность.

Песочница, кукла Фея, салфетки, музыка

3 неделя 3. Игра – упражнение «Здравствуй, песок!»

Снижение психофизического напряжения.

Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение.

Развивать мелкую моторику.

Песочница, салфетки

4 неделя 4. Игра - исследование

«Сыпем – лепим» Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки.

Учить способам обследования.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук.

Песочница, совочки, формочки, сита, салфетки

Октябрь 1 неделя 1. Игра – упражнение «Песочный дождик» Регуляция мышечного напряжения, расслабление Песочница, кукла Фея, салфетки, музыка

2 неделя 2. Игра с песком и водой

«Пошел дождик» Познакомить детей с приемами увлажнения песка.

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, аккуратность в играх с природными материалами.

Развивать навыки взаимодействия друг с другом Песочница, распылители, фартуки, салфетки, музыка

3 неделя 3. Игра - упражнение

«Необыкновенные следы» Развивать тактильную чувствительность, воображение.

Развивать мелкую моторику, координацию движений. Песочница, салфетки

4 неделя 4. Игра-исследование

«Песочные струйки» Закрепить свойство сухого песка : сыпучесть.

Развивать умение наблюдать, сосредотачиваться, сравнивать, высказываться.

Расширять словарный запас. Песочница, воронки, пластиковые бутылочки

Ноябрь 1 неделя 1. Игра - упражнение

«Мои ощущения»

(наблюдение за сыплющимся песком в песочных часах, песочной картине) Вызвать у детей эмоциональный отклик.

Учить рассказывать о своих чувствах, ассоциациях, фантазиях, возникающих во время наблюдения за сыплющимся песком.

Развивать творческое воображение, монологическую речь. Песочные часы, фигурки людей или животных, изображающие какие-либо эмоции, музыка

2 неделя 2. Игра – ситуация «Узоры на песке» Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Песочница, кукла Фея, камешки, бусинки и др. мелочи, салфетки

3 неделя 3. Игра – ситуация «Волшебный коврик» Песочница, кукла Фея, набор различных игрушек и предметов, шнурки

4 неделя 4. Игра

«Песочный детский сад» Использование данной игры служит адаптационным и диагностическим инструментом. Песочная Фея сообщает о том, что жители её страны желают иметь такой же детский сад как у них. Развивать мелкую моторику рук, умение делать умозаключения.

Воспитывать положительное отношение к детскому саду и к сверстникам. Песочница, набор различных игрушек и предметов салфетки.

Декабрь 1 неделя 1. Игра – ситуация «Песочные прятки» Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их, ориентироваться на «песочном листе».

Развивать тактильно-кинестическую чувствительность.

Способствовать повышению самооценки у детей.

Развивать речь.

Песочница, кукла Фея, набор различных игрушек, предметов, салфетки

2 неделя 2. Игра - ситуация «Моя семья» Познакомить Песочную Фею со своей семьей, развитие речи. Песочница, кукла Фея, наборы различных игрушек и предметов

3 неделя 3. Игра с песком

«Поможем нашему другу». Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение.

Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации.

Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.

Способствовать возникновению эмпатии, чувства сопереживания. Песочница, фигурки, дополнительный набор различных игрушек и материала, салфетки

4 неделя 4. Игра - исследование

«Угощение для кукол на Новый Год» Подвести детей к пониманию того, что формуется только сырой песок.

Развивать мыслительную активность, пальцевую моторику.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, аккуратность, коммуникативные навыки. Песочница, набор формочек, лопатки, сита, игрушечная посуда

Январь 2 неделя 1. Игра с песком. Урок волшебства : «Наш город Якутск и его жители» Развивать и расширять представления детей об окружающем мире природы.

Побуждать строить самостоятельно и по инструкции различные сообщества.

Развивать тактильную чувствительность, произвольность, умение работать коллективно.

Песочница, набор игрушек водного сообщества, дополнительный декоративный материал, салфетки, музыка

3 неделя 2. Игра – упражнение «Песочный круг» Ребенок рисует любым способом круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами. Рассказывает что изображено в круге (выяснение состояния ребенка). Песочница, различные предметы, салфетки, музыка

4 неделя 3. Игра – ситуация «Кто спрятался в песке» Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их, ориентироваться на «песочном листе».

Развивать тактильно-кинестическую чувствительность.

Способствовать повышению самооценки у детей.

Развивать речь. Песочница, кукла Фея, набор различных игрушек, предметов, салфетки.

Февраль 1 неделя 1. «Подарок Песочной Феи»

(Знакомство со столом для рисования песком) Познакомить детей со столом для рисования песком.

Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале - песке.

Развивать интерес к рисованию песком.

Создать у детей радостное настроение.

Стол рисования песком, кукла Фея

2 неделя 2. «Волшебные картины для Песочной Феи»

(Беседа о правилах рисования песком на стекле) Закрепить с детьми правила поведения во время рисования песком на стекле. Создать положительный эмоциональный настрой.

Развивать диалогическую речь.

Воспитывать аккуратность.

Стол для рисования песком, кукла Фея, салфетки

3 неделя 3. Игра - упражнение

«Волшебные превращения» Знакомство с техникой рисования песком на стекле.

Развитие мелкой моторики рук. Развитие образного мышления, творческого воображения. Стол для рисования песком, салфетки

4 неделя 4. Игра - упражнение «Рисуем фигуры на песке».

Научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях Стол для рисования песком, салфетки

Март 1 неделя 1. Сказка на песке :

«Колобок» Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать материалы по всей поверхности песка.

Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми.

Развивать творческие способности, диалогическую речь, коммуникативные навыки. Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Колобок», дополнительный материал, салфетки.

2 неделя 2. Игра с песком.

Урок волшебства :

«Озеро и его обитатели» Развивать и расширять представления детей об окружающем мире природы.

Побуждать строить самостоятельно и по инструкции различные сообщества.

Развивать тактильную чувствительность, произвольность, умение работать коллективно.

Песочница, набор игрушек водного сообщества, дополнительный декоративный материал, салфетки, музыка

3 неделя 3. Игра - упражнение «Портрет на песке» Расширять представления детей об эмоциях. Упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями.

Развивать мелкую моторику.

Гармонизировать эмоциональную сферу детей. Стол для рисования песком, салфетки, набор различных мелких предметов

4 неделя 4. Игра-ситуация «Испекли мы песочный торт для.» Упражнять в рисовании песком на стекле. Развивать мелкую моторику рук. Использовать диалогическую речь. Умение делиться и угощать кусочком торта друзей Стол для рисования песком, салфетки, набор различных мелких предметов

Апрель 1 неделя 1. Сказка на песке :

«Репка» Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей.

Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук.

Воспитывать умение взаимодействовать в игре. Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Репка»,дополнительный материал для декораций, салфетки

2 неделя 2. Игра с песком.

Урок волшебства :

«Лес, поляна и их обитатели» Расширять представления детей об окружающем мире природы.

Обогащать игровой опыт.

Развивать творческую активность и самостоятельность, коммуникативные навыки, тактильную чувствительность. Песочница, набор игрушек лесного сообщества, дополнительный материал, салфетки

3 неделя 3. Игра-ситуация «Волшебные превращения геометрических фигур» Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.

Закрепление знание геометрических фигур. Стол для рисования песком, природные материалы, салфетки

4 неделя 4. Игра – упражнение «Песочный телеграф» Развивать тактильную чувствительность, логическое, образное мышление, речь. Стол для рисования песком, природные материалы, салфетки

Май 1 неделя 1. Сказка на песке :

«Заюшкина избушка» Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице.

Рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.

Развивать творческие способности, воображение, речь, умение работать в коллективе. Песочница, фигурки сказочных персонажей, деревья, дом, дополнительные материалы, салфетки.

2 неделя 2. Игра с песком :

«Песочные строители» Закрепить знания о сенсорных эталонах, пространственных представлениях, ориентировке на «песочном листе».

Развивать слуховую и зрительную память, мелкую моторику.

Воспитывать умение взаимодействовать бесконфликтно. Песочница, миниатюрные фигурки, формочки, запись спокойной музыки, распылители с водой, салфетки

3 неделя 3. Игра- исследование «Какой разный песок!»

(рассматривание песка под лупой) Вызвать интерес к объектам природы.

Обратить внимание детей на то, что песчинки все разной формы и размера. Рассказать о происхождении песка.

Активизировать словарь.

Воспитывать аккуратность. Песок, тарелочки, бумага белая и темная, лупы.

4 неделя 4 «Сказки из шкатулки» Продолжать знакомить детей с нравственными категориями: добро, зло, дружба.

Формировать умение действовать в песочнице в соответствии с ними.

Развивать творческие способности детей, воображение, речевую активность.

Воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству. Песочница, стол для рисования песком, наборы миниатюрных игрушек, шкатулка, материал для декораций, салфетки.

Работа с родителями:

- совместная игровая деятельность родителей и детей в педагогической песочнице и на песочном столе;

- проведение мастер-класса по рисованию песком на стекле.

- Заключительный этап: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Практическая значимость проекта. Можно использовать данный проект :

- для повышения профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности;

- для повышения уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность;

- для развития информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений, для развития творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы;

- для формирования у педагогов потребности в профессиональном росте.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. Игры для детей 4 — 7 лет: развитие речи и воображения. - М. : ТЦ «Сфера», 2010. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М. ,1991.-93с.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

3. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М. :Мозайка-Синтез, 2008.

4. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.

5. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, - 8 - воображения, речи: Игровые задания. - М. :Издательство «Первое сентября», 2004.

6. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2014.

7. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М. :ТЦ Сфера, 2014.

8. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006

9. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. 2013.

10. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребнка от рождения до семи лет). - М. ,1960. - 328с.

11. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб., 2007

Публикации по теме:

Проект «Волшебный мир оригами» «Волшебный мир оригами» — это проект я разработала в прошлом году в связи с проектом «Уральская инженерная школа». Развитие конструктивно-модельных.

Проект «Волшебный мир театра» Доклад «Волшебный мир театра» Группа № 3 «Колокольчик» Воспитатели: Кузнецова Н. Ю. Куликова М. В. ТЕАТР – ЭТО ВОЛШЕБНЫИЙ МИР.

Конспект совместной деятельности с детьми «Добро пожаловать в волшебный мир песка» Конспект совместной деятельности с детьми «Добро пожаловать в волшебный мир песка» Программное содержание: создание благоприятных условий.

Познавательно-исследовательский проект «Секреты обычного песка» в старшей группеПознавательно-исследовательский проект «Секреты обычного песка» в старшей группе Актуальность темы Игра с песком, пожалуй, одна из многогранных и любимых забав для детей. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в.

Проект: «Сенсорика — волшебный мир» Пояснительная записка Актуальность. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир.

Проект «Волшебный мир математики»Проект «Волшебный мир математики» АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЫЕ ПАРУСА» Проект «Волшебный мир математики!» Подготовила:.

Проект «Волшебный мир сказки» КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Волшебный мир сказки» (для старшего дошкольного возраста) Актуальность тем: Сказка - необходимый элемент.

Проект «Волшебный мир сказок» Проект «Волшебный мир сказок»Вид проекта: долгосрочный (2016-2017г), творческий, ролево – игровой Участники проекта: воспитатель,.

Проект «Волшебный мир воды» Проект «Волшебный мир воды» Вторая группа раннего возраста Полное наименование проекта: Волшебный мир воды Автор проекта: Быстрова Ирина.

Детский проект «Волшебный лед» С моей воспитанницей Мариной мы приняли участие в конкурсе "Я исследователь".Я хотела бы предложить вашему вниманию текст и презентацию:.

Автор публикации:
Проект «Волшебный мир песка»
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 08:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД