Получи документы

Проект «Весело играем — здоровье сберегаем!»

Елена Суслонова
Проект «Весело играем — здоровье сберегаем!»

Весело играем — здоровье сберегаем!

Актуальность

На сегодняшний день приоритетной проблемой образования и воспитания подрастающего поколения является укрепление и сохранение здоровья наших воспитанников. В основополагающих документах Минобразования Российской Федерации сформулированы базовые направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса, где предусматривается не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни наших детей. В деятельности учителя – логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Публикация «Проект „Весело играем — здоровье сберегаем!“» размещена в разделах

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно – образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребенка, но и «приумножала» его.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с тяжелыми нарушениями речи высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления.

Новизна исследования заключается в реализации современных инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Новые подходы, современные инновационные технологии нужны для того, чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения, содействовать оздоровлению детей.

Цель проекта : создание условий для сохранения, укрепления здоровья детей с ОВЗ посредством здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Развитие психомоторных и речемоторных функций;

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

3. Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.

4. Развитие мелкой моторики, дыхательной системы.

5. Развитие речи.

6. Формирование мотивационной готовности к регулярному применению полученных навыков.

7. Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.

Участники проекта :

- дети с ОВЗ, имеющие нарушения речи;

- учитель – логопед;

- воспитатели;

- родители детей с ОВЗ.

Ожидаемый результат:

• Правильное речевое дыхание у детей;

• Сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

• Положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

• Отсутствие напряжения и скованности у детей;

• Улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;

• Использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.

Направлением коррекционной работы является образовательная область по ФГОС «Речевое развитие».

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный.

Изучение литературы по данной теме. Накопление методического материала. Определение задач реализации проекта. Знакомство с новыми здоровьезберагающими технологиями, оценка возможности их применения на логопедических занятиях.

2. Практический.

Создание методических разработок для реализации проекта.

3. Заключительный. Подведение итогов. Определение уровня развития речи детей. Создание методических рекомендаций и пособий.

1 этап – подготовительный. На подготовительном этапе необходимо теоретическое изучение проблемы и построение системы работы учителя - логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. А также проведение диагностирования детей с целью выявления речевого нарушения.

Подготовительный этап работы: отобрать здоровьесберегательные технологии, создать и дополнить различные картотеки:

Традиционные технологии:

• Дыхательные упражнения;

• Артикуляционные упражнения;

• Развитие общей моторики;

• Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Нетрадиционные технологии:

• Су-Джок терапия;

• Массаж и самомассаж;

• Кинезиотерапия.

2 этап – практический. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми в соответствии с перспективным планом работы.

Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий. Важное место при устранении дефектов звуковой стороны и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

Основное содержание занятий:

• развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;

• использование кинезиологических упражнений на индивидуальных занятиях;

• формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

• развитие фонематического восприятия;

• развитие мелкой моторики пальцев рук;

• массаж и самомассаж;

• дыхательная гимнастика.

Перспективный план коррекционной работы.

Этапы коррекционной работы.

Подготовительный этап:

- Сказка “О веселом язычке”;

- Самомассаж;

- Дыхательная гимнастика по лексической теме недели;

- Пальчиковая гимнастика по лексической теме недели.

Этап постановки звуков:

- Дыхательная гимнастика по лексической теме недели;

- Артикуляционная гимнастика по группе нарушенных звуков;

- Пальчиковая гимнастика по лексической теме недели;

- Игры на развитие сенсорного внимания (пропевание гласных, слогов, слоговых дорожек и т. д.);

- Массаж пальцев рук;

- Кинезиологические упражнения.

Этап автоматизации:

- Дыхательная гимнастика по лексической теме недели.

- Артикуляционная гимнастика для артикуляционных укладов звуков.

- Пальчиковая гимнастика по лексическим темам.

- Массаж пальцев рук.

- Чистоговорки.

- Игры на развитие слухового внимания.

- Подвижные речевые игры с чувством ритма.

- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

- Массаж и самомассаж с мячиком Су-джок.

- Игры на развитие мелкой моторики.

- Кинезиологические упражнения.

Этап дифференциации звуков:

- Пальчиковые игры и драматизация сказок.

- Массаж и самомассаж с мячиком Су-джок.

- Физ. минутки.

- Дыхательная гимнастика по лексической теме недели.

- Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.

- Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза параллельно-коррекционного звукопроизношения.

- Кинезиологические упражнения.

Важным шагом к решению поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Для проведения работы по повышению знаний родителей по вопросу влияния здоровьесберегающих технологий на развитие детей с ОВЗ необходимо разработать перспективное планирование, в котором отразилась система мероприятий по взаимодействию с семьёй по данной проблеме.

План работы с родителями:

- Анкетирование родителей по теме: «Здоровый образ жизни».

- Проведение консультаций для родителей «Дыхательная гимнастика – основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика дома», «Здоровьесберегающие технологии в детском саду».

Цель: познакомить родителей с различными здоровьесберагающими технологиями.

- Семинар – практикум: «Здоровьесбережение в детском саду и дома».

Цель: знакомство родителей с применением здоровьесберегающих технологий в домашних условиях с детьми.

- Тренинги: «Су-джок массажёры в коррекции речи детей»; «Самомассаж лица при различных формах дизартрии».

- Изготовление буклета для педагогов и родителей «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста».

План работы с педагогами:

- Проведение консультаций для воспитателей «Комплекс артикуляционной гимнастики для каждой группы звуков», «Профилактика речевых нарушений», «Инновационные технологии в ДОУ».

- Тренинги: «Приёмы использования шариков су-джок на занятиях по развитию речи»; «Дыхательная гимнастика», «Кинезиологические приёмы в работе с детьми с ОВЗ».

- Семинар – практикум: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду».

Цель семинара - практикума: познакомить педагогов с применением здоровьесберегающей технологии в практической деятельности ДОУ.

3 этап – заключительный.

Представление результатов работы для педагогов ДОУ и родителей в виде презентации видеофильма: «Весело играем – здоровье сберегаем».

Результаты работы учителя-логопеда:

- формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников с ОВЗ;

- внедрение научно - методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.

Результаты работы с детьми:

- улучшение соматических показателей здоровья дошкольников с ОВЗ;

- улучшение эмоционального состояния, что является основой для положительной социализации и развития детей;

- повышение уровня развития внимания, памяти и речи.

Результаты работы с родителями:

- повышение компетентности родителей по данному вопросу;

- активное сотрудничество с педагогами в вопросах оздоровления детей.

Благодаря инновационным здоровьесберегающим технологиям, решаются такие задачи как: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; нормализация просодической стороны речи; восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование правильного и четкого произношения всех звуков, что способствует повышению уровня развития речи детей. Разработка проблем по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ не ограничивается рамками данного проекта. Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. В дальнейшем целесообразно использовать инновационные здоровьесберегающие технологии в коррекции речи детей с ОВЗ. Дальнейшей разработки требуют такие вопросы, как создание мультимедийных ресурсов для коррекции речи с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, специализированных логопедических игр и программ для использования в коррекционной логопедической работе.

Список использованной литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

2. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.-№3.-С. 9-11.

3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.

4. Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии. – Волгоград: Учитель, 2014.

5. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.-С. 8-10.

6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

7. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

8. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

9. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007

10. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

11. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.

12. Чернякова В. Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 64с. (Библиотека логопеда)

Публикации по теме:

«Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем». Музыкально-дидактические игры для младших дошкольников # Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем. Музыкально – дидактические игры для младших дошкольников «Веселые матрёшки»Цель. Развивать.

Музыкально-дидактические игры для старших дошкольников «Сидим дома, не скучаем, вместе весело играем» # Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем. Музыкально - дидактические игры для старших дошкольников «Птичий концерт»Цель. Развивать.

Фотоотчёт о проведении игрового развлечения «Пасху встречаем — весело играем!»Фотоотчёт о проведении игрового развлечения «Пасху встречаем — весело играем!» «Встретим Пасху хорошо, Весело и светло. Хорошим угощеньем, Песней, пляской да весельем!» Приближается праздник Пасхи. Это большое.

Конспект прогулки «Зима пришла — детям радость принесла! Как мы весело играем — снег в фигуры превращаем» с детьми 7 летКонспект прогулки «Зима пришла — детям радость принесла! Как мы весело играем — снег в фигуры превращаем» с детьми 7 лет Цель: формировать представления у детей о зиме, снеге и играх со снегом. Задачи: Развивать у дошкольников наблюдательность за снегом.

Мастер-класс для воспитателей «Вместе весело играем, чувство ритма развиваем» Цель – Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем»Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению "лепбука" для развития мелкой моторики.

Музыкально-тематический досуг «Мы играем и поем — очень весело живем»Музыкально-тематический досуг «Мы играем и поем — очень весело живем» Музыкально-тематический досуг «Мы играем и поем – очень весело живем» ВЕД: Ребята, сегодня музыка расскажет нам о детском саде-доме, в.

Сценарий физкультурного досуга. Много сказок знаем-весело играем!Сценарий физкультурного досуга. Много сказок знаем-весело играем! Идет видео ряд на фоне песни «В мире много сказок» Ведущий: Здравствуйте дети Мы с хорошей сказкой неразлучны А чудес у сказки до небес.

Сидим дома с пользой. Фотоотчёт «Сидим дома не скучаем, дружно весело играем»Сидим дома с пользой. Фотоотчёт «Сидим дома не скучаем, дружно весело играем» Сидим дома с пользой. Самоизоляция – не повод грустить и скучать! Не знаете, чем занять ребёнка дома? Не обязательно играть на приставке,.

Спортивное развлечение в средней группе «Летом весело играем и здоровье сохраняем»Спортивное развлечение в средней группе «Летом весело играем и здоровье сохраняем» Цель: Создать у детей доброе, позитивное настроение от участия в играх и забавах. Способствовать созданию благоприятной, дружеской и доброжелательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Весело играем — здоровье сберегаем!»
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 11:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД