юлия миронова
Проект «Роль мордовского фольклора в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста»
Список литературы
1. Мордовский детский фольклор в обучении родной речи в раннем и дошкольном детстве // Мордовское просветительство : истоки, проблемы, направления развития / Материалы научной конференции посвященной 140-летию со дня рождения А. Ф. Юртова и 130-летию со дня рождения М. Е. Евсевьева, 11 марта 1994 г. / Отв. ред. В. М. Макушкин. 4.1. - Саранск, 1995. - с. 44-49. (в соавторстве с H.H. Воробьевой).
Публикация «Проект „Роль мордовского фольклора в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
2. Традиционное и национальное в игре И Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995 г. 4.1. - М. : Прометей, 1995. - С. 85-86.
3. Способность понимания жанрового разнообразия детьми старшего дошкольного возраста // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл. -корр. РАО, проф. Е. Г. Осовского. - Вып. 5. - Саранск, 1996. -с. 56-57.
4. Проблема развития речи старших дошкольников в двуязычной среде // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл. -корр. РАО, проф. Е. Г. Осовского. - Вып. 6. - Саранск, 1996. - с. 64-66.
5. К вопросу о национально-региональном компоненте развития речи дошкольников // XXXI научная конференция преподавателей и студентов МГПИ имени М. Е. Евсевьева (материалы выступления). 4.2. - Саранск, 1996. - с. 26-27.
6. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы и фольклора // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл. -корр. РАО, проф. Е. Г. Осовского. - Вып.
Тема проекта : «Роль мордовского фольклора в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста»
Тип проекта : долгосрочный
Вид проекта : познавательный, игровой
Срок исполнения: сентябрь 2021 года - май 2022 года
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. В связи с этим остро стоит вопрос о применении национально-регионального компонента в воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития реб нка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Региональная культура является для реб нка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. И сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.
Мордовия является многонациональным регионом, на территории которого проживают мордва, русские, татары, чуваши, а также представители других народов. Однако тот факт, что все они проживают на территории республики, делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, е географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с насел нными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языком, музыкой, литературой, изобразительным искусством народа, издавна проживающего на территории Мордовии.
В детском саду национально-региональный компонент должен пронизывать все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все направления развития реб нка дошкольного возраста : познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие. Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это художественная литература и фольклор.
Народное творчество (фольклор) является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии реб нка дошкольника заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации.
Мордовский фольклор представляет собой большую художественную ценность, имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Приобщение детей к мордовскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически.
Мордовский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен легендами, сказками, стихами, произведениями малых жанров (потешки, прибаутки, заклички, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песенки). Известно, что дети дошкольного возраста чутко откликаются на потешки, прибаутки, пестушки. Эти виды фольклора издавна создавались на потеху детям. Знакомство с ними расширяет кругозор детей, обогащает и чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Детям очень нравятся небольшие стихотворные тексты, которые как бы поддразнивают реб нка, но в то же время побуждают его к действию и выражают похвалу за сделанное.
Обращение к фольклорному искусству мордовского народа да т неоценимый материал для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.
Проблема:
У детей не развит интерес к мордовскому фольклору.
Слабое развитие познавательных знаний детей о мордовском фольклоре.
Недостаточное внимание родителей и детей к фольклора.
Формы реализации:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Художественно-творческая деятельность.
Цель проекта : формирования познавательно-речевого развития детей средствами мордовского фольклора.
Задачи:
1. выявить особенности восприятия мордовского фольклора детьми дошкольного дошкольного возраста;
2. разработать содержание и методику ознакомления дошкольников с фольклорными произведениями разных жанров, обратив внимание на единство содержания и формы произведений, специфику жанров и особенности использования средств художественной выразительности;
3. определить пути развития словесного творчества дошкольников па тему фольклорных произведений;
4. выявить условия, необходимые для формирования мордовско-русского двуязычия
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I этап. Подготовительный:
- опрос родителей
- наблюдение за деятельностью детей;
- выделение целей и задач;
- создание условий для реализации проекта.
II этап. Основной:
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями.
III этап. Заключительный:
- подведение итогов реализации проекта;
- соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
Реализуемый мероприятия.
НОД СД Работа с родителями
• Беседа с детьми истории создании о Мордовии
• Познакомить с символикой Мордовии
• Саранск – столица Мордовии
Презентация проекта : «Мордовский фольклор в развитие речи детей дошкольного возраста»
• Национальный костюм мордовского народа
Мордовские народные сказки
«Восьминогая собака», «Мышь и сорока», «Как собака друга искала»,«Лиса и медведь»
Мордовские народные игры
«Круговой» (Мячень кунсема. Топсаналхсема, «Котел», «Раю-раю», «Салки» (Варенец понгома. Варяня сповома, «Подушечка»,
«Разорви цепь!»,
«В прятки»,
«За капустой»,
«Солнышко - в руки!»,
«Игра с юлой - Конат», «Клёк».
Потешки:
«Пальчики в лесу»,
«Этот пальчик — я»,
«Колыбельная».
Консультация для родителей
«Знакомство детей с мордовским фольклором»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- пробудить интерес детей и родителей к мордовскому фольклору;
- вовлечь родителей в жизнь детского сада;
- познакомить детей и родителей с историей народа, его обычаями и культурой;
- привить детям первичные навыки в области мордовского фольклора;
Разработанное нами, в рамках проекта планирование будет способствовать:
- эффективному и системному усвоению детьми знаний о мордовском фольклоре.
- эффективной работе воспитателя с родителями в рамках проекта.