Лучший педагог года

Проект: В гостях у Тюбика: в мире красок и картин

Елена Елькина
Проект: В гостях у Тюбика: в мире красок и картин

1. Паспорт проекта

Название проекта В гостях у Тюбика: в мире красок и картин.

Автор Щербакова Анастасия Викторовна, 2 В класс, МКОУ СОШ №6 города Кирово-Чепецка

Руководители проекта Елькина Елена Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ №6 города Кирово-Чепецка

Щербакова Татьяна Владимировна, родитель

Тип проекта Практико-ориентированный, индивидуальный

Публикация «Проект: В гостях у Тюбика: в мире красок и картин» размещена в разделах

Актуальность Результаты моего исследования пригодятся детям. Им будет интересно узнать, что рисовать можно не только красками из магазина, но и приготовить их самим и нарисовать ими необыкновенные рисунки.

Получение красителей и создание красок в домашних условиях – отличный повод для реализации детских исследовательских и творческих задумок. Значимость объясняется тем, что моя работа может помочь детям младших классов почувствовать себя в роли физиков, химиков и художников одновременно. Эти материалы будут интересны не только ребятам, но и учителям изобразительного искусства.

Проблема Меня заинтересовал вопрос: могут ли быть получены красители из доступного природного сырья, и будет ли ими возможно выполнить рисунок.

Цель проекта Изучение состава и способов производства красок в домашних и промышленных условиях.

Задачи проекта

– изучить литературу и другие источники по истории возникновения красок;

– изучить понятие, состав красок и их виды;

– изучить процесс производства красок (с древности и до наших дней);

– получить природные красители из натурального сырья (создать краски, самостоятельно, в домашних условиях);

– использовать полученные красители для создания картин;

– сравнить красители, созданные из натурального сырья с промышленными.

- Выступить перед классом с презентацией, показать одноклассникам процесс создания красок.

Аннотация

Актуальность проекта - привлечение внимания детей к изучению состава красок и способов их получения в домашних условиях.

Практическая значимость – На основе работы можно проводить в начальной школе экспериментально-творческие уроки рисования нестандартными материалами.

Создание красок самостоятельно – отличный повод для реализации детских творческих вдохновений.

Ожидаемые результаты проекта

-получить элементарные представления о времени возникновения красок;

- узнать состав и разновидности красок;

-получить простейшие представления о промышленном производстве красок;

-познакомятся с природными материалами для получения красителей для нетрадиционного рисования;

-сравнить краски промышленного и домашнего производства.

Продукты проекта

краски домашнего производства и картины, нарисованные ими.

Оборудование Компьютер, Интернет, литература, материалы для изготовления красок, природные красители (растительное сырье в виде ягод, овощей, трав, коры деревьев)

2. Отчеты по этапам (Реализация проекта)

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап; (сбор информации по теме проекта, просмотр фильмов, мультфильмов, поход в музей, подготовка материалов для создания конечного продукта проекта)

2. Теоретический этап (изучение теоретической информации по теме проекта)

3. Практический этап (создание конечного продукта проекта)

4. Заключительный, контрольно-оценочный этап (оценка продукта, презентация проекта на уровне класса и школы)

2.1. Подготовительный этап

Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном виде, то есть не окрашенным. На протяжении всей истории существования человечества люди использовали цвет в качестве опознавательного знака, отличительной черты. Все это осуществляется с помощью краски.

Я уже второй год рисую в кружке разными красками: акварелью, гуашью, пастелью, масляными красками. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Но откуда люди брали краски много лет назад? Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я поставила цель: изучить краски, используемые в живописи (с древних времен и до наших дней, и попробовать сделать краску самостоятельно.

Ради интереса я посетила Выставочный зал Вятского художественного музея и Музейно-выставочный центр в Кирово-Чепецке. Там выставлены картины известных художников, которые используют в своем творчестве различные материалы (приложение 1, 2, 3, 4)

2.2. Теоретический этап

История возникновения и процесс производства красок в разные времена.

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая точно такие же оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времен. Они существуют так давно, что с точностью нельзя сказать, где и кем конкретно были изобретены. Несмотря на это, мы можем быть уверенными что первыми, кто стал пользоваться красками, были наши древние предки.

Они, за тысячи лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах, на собственной коже (приложение 5). Кстати, обычай раскрашивать лицо и тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас. В своих рисунках они изображали животных. Ведь считалось, что рисование - это самая настоящая магия. И если изобразить огромного буйвола, пронзенного стрелой, то охотнику обязательно улыбнется удача. Поэтому самыми распространенными рисунками в древние времена, были картины, изображающие процесс охоты.

Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Потому-то из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.

Первобытные времена

Наскальная живопись — это искусство древнекаменного века. Наши предки, не умевшие ни писать, ни читать, создавали подлинные произведения искусства. Первобытные художники очень верно передавали фигуры животных, их движения и повадки.

Рисунки древних были сделаны углем и красной охрой, добывавшейся из земли (приложение 6). Долгое время об этих рисунках никто ничего не знал. Обнаружены они были случайно.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более темных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твердые вещества растирали вручную между двумя плоскими камнями. Далее краски замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали.

Древний Египет

Египтяне открыли секрет изготовления пурпурной краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в состав красящих веществ (приложение 7).

Для создания белой краски с древних времен люди использовали известь. Такая краска была одной из самых дешевых и простых в изготовлении. В египетских гробницах и пирамидах фараонов исследователи нашли удивительный и чистый оттенок – ляпис-лазурит, натуральный ультрамарин. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала лазурит (приложение 8).

В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего эту краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея (приложение 9).

Древний Китай

В Китае появились акварельные краски. В их состав, помимо, красящих веществ и масел, входили мёд, глицерин и сахар. При рисовании акварельными красками применяют только бумагу, другие поверхности не годятся. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства (приложение 10).

Средние века

В средневековье «родились» масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надежность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и др.

Натуральные компоненты вместе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазурь. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только, если заказчик произведения заранее оплачивал краски (приложение 11).

Эпоха Просвещения

В начале 18 века немецкий химик Дисбах занимался улучшением качества красной краски. Но вместо желаемого алого цвета, он получил оттенок очень близкий к оттенку ультрамарин. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.

Новую краску назвали «берлинская лазурь». Она быстро завоевала популярность у художников того времени, потому что была дешевле натуральной ультрамариновой краски. Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька». По внешним качествам она оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.

В конечном итоге учёные и исследователи в этой области изобрели абсолютный аналог натуральному ультрамарину. Новая краска получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета доступны всем художникам.

Но были минусы искусственных красок. Компоненты, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека. Большую угрозу, как выяснилось, представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди.

Современность

С развитием промышленности готовые краски постепенно вытеснили ручное производство.

С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования. Многие вредные вещества были заменены на менее опасные синтетические компоненты.

Производство краски в промышленных масштабах значительно упростило работу художников на стадии выбора красок. Ведь сейчас производят краски на любой вкус, всё что нужно сделать – это сходить в магазин.

Но есть мастера, которые и в современности делают краски вручную, как это делали в древности и средние века. Это реставраторы картин и икон.

Также в последнее время возвращается общий спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря природным компонентам, входящих в состав.

Понятие, состав красок и их виды.

Краски – это всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета (Толковый словарь В. И. Даля).

Краска состоит из пигмента и связующего вещества.

Пигментами называют вещества, обладающие цветом и способные в соединении со связующим веществом скрашивать те или иные материалы.

Пигменты, применяемые в живописи, имеют важное значение: от их свойства в значительной степени зависят приёмы работы, качество, техники живописи и долговечность картины. В зависимости от связующего вещества краски бывают масляными, акварельными, акриловыми, темперными и гуашевыми (приложение 12)

В темперных красках связующим веществом выступает натуральная или искусственная эмульсия. Эмульсия - это мелкие капельки масла в воде.

Слово темпера происходит от латинского глагола tempera – смешивать.

К натуральной эмульсии относится молоко, состоящее из масла, казеина и воды; желток яйца, состоящий из лецитина и яичного масла.

Яичная темпера Казеиновая темпера

Связующее вещество - яичную эмульсию.

Если использовать в качестве связующего вещества целое яйцо (и желток и белок, то краска при высыхании станет хрупкой, неэластичной плёнкой. А сама краска получится очень неудобной для письма тягучей пастой.

Краски на одном яичном желтке медленно высыхают, при добавлении льняного масла краски сохнут быстрее.

В состав искусственной яичной темперы входят цельное яйцо и желток, льняное масло. Вода, эмульгатор, иногда небольшое количество лака, пластификатор и антисептик. Она имеет широкое применение: она быстро высыхает, образует твердый, нерастворимый в воде слой и крепко пристает к грунту и масляным краскам.

Основным связующим веществом является казеин.

Казеин - это сложный белок. Цельное молоко на сепараторе разделяют на сливки и тощее молоко, при более полном обезжиривании молока получается казеин с незначительным содержанием жира, он наиболее пригоден для красок.

Гуашь

Это непрозрачная, плотная и кроющая клеевая краска с примесями белил. Слово гуашь от итальянского guazzo, что означает «влажный».

Прежде чем нанести гуашь на бумагу, их, так же, как и акварельные краски, разводят водой. Но у гуаши есть и отличие. Слой краски, нанесенный на бумагу, не прозрачный, как в акварели, а плотный. Получается это от того, что при изготовлении в гуашь добавляются белила.

Гуашь дает матовую, как будто бархатистую поверхность.

И работать ими легко. Не понравилось, как получилось, — можно переделать, стоит лишь положить поверх неудачно выбранной краски другую.

В качестве связующих веществ используют гуммиарабик, камеди плодовых деревьев, декстрин. Это вещество готовится в виде клеевого раствора.

Акварель

Название «акварель» произошло от латинского слова «aqua», что значит «вода». Этим словом называют и краски, которые разводятся водой, и работы, сделанные ими. Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. В самых светлых местах сквозь краску даже просвечивает бумага.

Акварельные краски готовят на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водными красками.

В качестве связующих веществ в производстве акварельных красок применяются гумми-смолы (камеди, гуммиарабик, растительный клей косточковых плодовых деревьев, а также декстрин, мёд, сахар, патока и др.

Масляные краски

Сейчас большинство художников пишут масляными красками, а в далекие времена они не были известны. Масляные краски появились в X веке, но тогда редко кто ими пользовался. О них узнали, когда два нидерландских художника XV века, братья Ван-Эйки, стали усовершенствовать эти краски.

Ван-Эйки делали очень много опытов, смешивая сухие красочные порошки с разными растительными маслами. Наконец они установили, что лучше всего смешивать порошки с ореховым или льняным маслом. Масло быстро сохло, а высохнув, придавало краскам блеск.

Пастель

Слово «пастель» произошло от итальянского слова «pasta», что значит «тесто». Из разноцветных порошков пигмента, с помощью мела и смолы, замешивается специальное тесто. Потом из теста делают круглые палочки и сушат их. Пастель имеет много оттенков каждого цвета, и ею можно делать тончайшие переходы от одного цвета к другому.

И хотя пастель — это карандаш, но благодаря ее яркому цвету, мы говорим о ней как о живописи. Иногда мелки растворяют водой, и тогда художник пишет пастелью, примерно так же, как акварелью или гуашью. Техника пастели была известна давно. Еще Леонардо да Винчи рисовал иногда этими цветными карандашами.

А мастера XVIII века полюбили пастель за ее нежность, сочность и за серебристую матовость поверхности. Это была эпоха расцвета пастельной живописи. Когда же был изобретен особый закрепитель, то пастель стала очень прочной. Картины, написанные ею, живут долгие годы и не выгорают на солнце.

Современное производство красок.

Современное производство акварельных красок (приложение 13).

Любая современная краска и сейчас начинается с пигмента, чаще всего в виде порошков. Кроме пигментов в смесь для акварели добавляют декстрин (в растворенном виде это что-то типа клеевого сиропа, который получают при нагревании крахмала. Еще добавляют гуммиарабик (относится к группе растительных веществ, хорошо растворимых в воде и носящих название камеди или гумми). После высыхания краски он образует прозрачную, хрупкую плёнку, не склонную к растрескиванию и не гигроскопичную.

На фабрике всё перемешивают, добавляют бычью желчь, она не дает акварели собираться в капли и позволяет ложиться хорошо на бумагу. После замеса в миксере состав акварели уже не меняется. Затем краску перетирают, для того чтобы избавится от мелких комочков пигмента. После этого акварель раскладывают по ванночкам и сушат, пока краска не перестанет быть липкой. Затем упаковывают.

Современное производство масляных красок.

Как и 100 лет назад в смесь для производства масляной краски добавляют льняное масло. Но если когда-то вместо клейкой основы использовали яйцо, то теперь используют синтетическую смолу и воск.

Для масляных красок требуется более плотный замес и совсем не добавляют воду. После замешивания и перетирания, её фасуют, пропуская через воронку, и разливают в заготовки с запаянным носиком и герметично закрытой крышкой.

Это всё делается потому, что сушить эту краску можно только на холсте, после окончания всей работы.

Современное производство гуаши (приложение 14)

По своим составляющим гуашевая краска похожа на акварель. Но отличительной особенностью состава является присутствие белил. Это делает гуашь намного плотнее, чем акварель. Благодаря белилам по мере высыхания краска высветляется, и поверхность приобретает нежную бархатистость.

На фабрике так же все компоненты перемешивают. Потом добавляют белила и снова хорошо замешивают.

После замеса в миксере состав гуаши контролируют на влажность и текучесть. При недостатке этих показателей добавляют воду до нужной консистенции. Именно поэтому иногда в баночках гуашь расслаивается и выделяет жидкость.

Затем краску раскладывают по баночкам и герметично закрывают. Затем упаковывают.

2.3. Практический этап

1 этап: выбор материала для получения пигмента и его изготовление

2 этап: выбор связующего агента и получение краски

3 этап: сравнение полученной краски с красками из магазина.

На первом этапе была проведена относительно простая работа.

Мы с мамой изучили все, что есть у нее на кухне и нашли порошкообразные вещества, которые могли бы дать хороший цвет.

Вот список этих веществ (приложение 15)

растворимый кофе (получаем коричневый пигмент)

куркума (дает желтый пигмент)

горчичный порошок (бежевый оттенок пигмента)

активированный уголь (насыщенно черный пигмент)

Следующий шаг – это подбор растительных продуктов, которые могут дать сок с яркой окраской. Из них мы получили жидкий пигмент.

В нашем распоряжении оказались следующие плоды и листья:

морковь (дает оранжевый краситель)

свекла (насыщенно бордовый пигмент)

черника (фиолетовый пигмент)

листья одуванчиков (зеленый стойкий пигмент).

Когда мы получали жидкие красители, был обнаружен интересный факт. Чем мясистее сырье, тем меньше его расход и больше количество, полученного сока. К примеру, у нас ушло 1,4 кг листьев одуванчика на получение 50 мл сока. А для получения этого же количества сока черники, ушло всего лишь 4 столовых ложки ягод (приложение 16).

С порошкообразными пигментами все было просто. Их просто отсыпали в контейнеры и подписали название цвета, который они дадут.

А вот с жидкими пигментами нам пришлось повозиться.

Первый способ получения сока: натереть на мелкой терке морковь и через марлю ее отжать. Он не был успешным. Морковь отдала очень мало сока.

Поэтому мама предложила использовать соковыжималку. Благодаря этому аппарату мы выжали сок из всех овощей и из листьев одуванчика (приложение 17).

Второй этап работы занял у нас намного больше времени. Очень сложно было подобрать связующее вещество. Оно должно отвечать нескольким требованиям.

Во-первых, оно должно быть минимально окрашенным, чтобы не менять цвет пигмента.

Во-вторых, оно должно быстро растворять в себе порошкообразный краситель.

В-третьих, при написании картины оно должно хорошо ложиться на бумагу (не растекаться, не мочить бумагу, не скатывать в комочки).

В-четвертых, это вещество должно быстро сохнуть.

В ходе работы мы использовали такие основы: мед с глицерином (как в медовой акварели, клей ПВА, яичный желток.

Характер красок с разными основами получился абсолютно разным:

1. краски, разведенные яйцом - густые, быстро высыхали, легко набирались на кисточку, оставляли на бумаге густой след. После высыхания блестели. Неприятно пахли. Похоже по консистенции на гуашь.

2. краски, разведенные медом - прозрачные, легкие, долго сохли, приятно пахли, оставляли прозрачный след и растекались по бумаге. При высыхании оставляли на бумаге тонкий слой. Очень похожи на акварель.

3. Основа из клея показала себя лучше всего. Быстро сохла, не изменяла цвет красителя. И дала возможность рисовать не только на бумаге, но и на стекле, создавая витражные картины. Витражи, к сожалению, не получились.

Третий этап моей практической работы оказался самым творческим.

Из красок домашнего производства я нарисовала несколько картин. И наблюдала, как ведут себя краски при высыхании и дальнейшем хранении рисунка. Для полноты эксперимента в этот же самый день я нарисовала рисунки промышленными красками. Это необходимо для сравнения скорости высыхания, яркости цвета после высыхания, яркости цвета после хранения в течение нескольких недель.

В итоге я составила сравнительные таблицы. (Приложение 18 и 19)

В таблице сравнения цветов хорошо видно, что самые бледные краски у нас получились на мёде. А вот краска на яичном желтке в полнее может составить конкуренцию магазинным гуашевым и акварельным краскам (приложение №20).

2.4. Контрольно-оценочный этап

В результате работы, я и моя семья смогли изготовить свои собственные краски. Очень было интересно ими рисовать и сравнивать с красками из магазина.

При нанесении домашних красок на бумагу, я обратила внимание, что краски на мёде похожи на акварель, а краски на яичном желтке – на гуашь. Именно поэтому я решила выполнить рисунки и гуашью, и акварелью, и сравнить их.

Я бы рекомендовала делать краски на яичном желтке, ими удобно пользоваться и цвета получаются более яркие, чем у красок на мёде. На яичном желтке краски сохнут не так быстро, как гуашь, но также, как и у гуаши краски можно нанести поверх неудавшейся части и исправить рисунок. Что касается красок на мёде, то можно отметить, что и краски, и рисунки обладают приятным ароматом мёда и красителей. В общем, рисунок радует не только глаз, но и обоняние! И хоть домашние краски оказались не такими яркими, не богаты цветовой гаммой и, скорее всего, долго не хранятся, они ценны тем, что созданы мной. И они натуральные.

Так же, рассказав свой доклад в классе, я убедилась в том, что тема интересна моим сверстникам. Они увлеченно слушали мой рассказ и с большим любопытством смешивали и пробовали рисовать необычными красками (приложение № 21).

Также данный проект стал победителем школьного конкурса проектных и исследовательских работ «Юный исследователь-2024» и получил высокую оценку жюри. (приложение №22).

Заключение

В результате моей работы, я поняла, что создание красок в давние времена было трудоёмким и затратным процессом, особенно при производстве редких цветов. Сейчас, благодаря промышленности, современные художники в магазине смогут подобрать краску любого вида и любого цвета. Изучать состав красок, которыми пользовались художники в разные времена, важно и нужно. Ведь без этих знаний реставраторы не смогут вернуть произведения искусства в первоначальный вид и тогда, скорее всего эти шедевры исчезнут.

Проделанная работа по исследованию красок для живописи и ее результаты помогли мне узнать много нового и интересного, а именно:

- историю возникновения красок для живописи;

- узнать, как раньше производили краски для живописи;

- состав красок и их виды;

- провести эксперимент по изготовлению красок для живописи в домашних условиях и использовать их;

- сравнить домашние краски и краски, купленные в магазине.

Выводы:

1. Главное достоинство натуральных красителей заключается в следующем: это простое и доступное сырье, экологически чистое и безопасное в использовании.

2. Работая над проектом, я убедилась в том, что натуральные природные красители хорошо окрашивают бумагу

3. По итогам работы над проектом я заполнила таблицу, в которой сравнила краски с природным красителем и краски из магазина.

4. Считаю, что гипотеза, выдвинутая мной в начале работы, нашла свое подтверждение: Из природного сырья можно получить красители, ими возможно выполнить рисунок. Я довольна проделанной работой, все поставленные задачи были выполнены.

Перспективы:

Думаю, что мы с семьей будем и дальше экспериментировать и создадим другие виды красок, используя другие связующие вещества и другие пигменты (красители).

Список используемых источников:

1. Алексеева В. В., Что такое искусство? – М. : Советский художник, 1973.

2. Гитова И. М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.

3. Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.

4. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас: Дрофа, 2003.

5. Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М. : Аврора, 2009.

6. Титова И. «Вещества и материалы в руках художника», М., МИРОС, 1994 г.

7. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М. : Аванта+, 2005

8. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фото и видеоотчёт о празднике в ДОУ «День защиты детей, или Сбежавшие краски художника Тюбика»Фото и видеоотчёт о празднике в ДОУ «День защиты детей, или Сбежавшие краски художника Тюбика» 1 июня в нашем садике на улице состоялся веселый праздник для всех детей ДОУ. Художник Тюбик растерял краски и не смог нарисовать волшебную.

Фотоотчет о развлечении для детей средней группы «В гостях у Хранительницы леса. В мире животных»Фотоотчет о развлечении для детей средней группы «В гостях у Хранительницы леса. В мире животных» Фотоотчет в гостях у хранительницы леса. Развлечение для детей средней группы. Цель: обобщение знаний детей о животных наших лесов. Продолжать.

Информационно-творческий проект «В мире динозавров»Информационно-творческий проект «В мире динозавров» Актуальность проекта: Палеонтологи уже давно спорят о том, когда жили и когда вымерли динозавры. Особенно эта тематика интересует наших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект: В гостях у Тюбика: в мире красок и картин
Опубликовано: 15 мая 2024 в 23:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект: В гостях у Тюбика: в мире красок и картин» (включая файлы) размещена пользователем Елена Елькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 июня. День божьих коровок. Консультация «Божья коровка»

Сегодня свой праздник отмечает божья коровка — безобидное и симпатичное насекомое, любимое детьми и взрослыми.

12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.



Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД