Получи документы

Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Галина Комзалова
Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

«Приобщение детей младшего дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры»

Очень часто за событиями и за сутолокою дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Стали более привычны нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

Публикация «Проект „Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Обоснование: сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные

принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной

бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее:

дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала

целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников,осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре,

быту, традициям в ДОУ созданы определенные условия:

- Многофункциональные центры в группах ДОУ «Центр ряженья», «Центр

уединения», «Центр книги», «Центр Изодеятельности».

- «Центр театра», где размещены различные виды театров.

- Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и

внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы.

Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках.

Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В. И. Даль, И. С. Сахаров, М. Забылин, А. Н. Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание

имя А. В. Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании

гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Тип проекта : творческий, познавательный.

Вид проекта : семейный, групповой.

Актуальность:

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры

– нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет

личности, без личности – нет народа как исторической личности.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном,

эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что

первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные

ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше.

Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории

прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего.

Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего

возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых

наставников – педагогов, воспитателей, родителей.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с

произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен,

народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период

привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому,

маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с

выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить

контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока

еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные

произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Язык произведений фольклора отличается образностью,

выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства

ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью

взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый

говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у

взрослого, использующего образный язык народного поэтического

творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой,

родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет

способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического

воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности

нашего народа.

Проблема:

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа

стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам –

национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость

знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Ранний период жизни реб нка во многом зависит от взрослых,

воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить

среду, в которой он раст т. А народное поэтическое слово, как раз и сможет

обогатить эту духовную среду.

Цель:

-Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.

-формировать духовно – нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.

-Воспитывать уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей.

-Воспитывать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа и уважительное отношение к людям других национальностей.

Задачи:

Познакомить детей с устным народным творчеством, русским

народным бытом и костюмом, с русской народной игрушкой, с

музыкальными инструментами, с народными играми.

Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному

творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной

жизни;

-Воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою

страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную

литературу.

Развивать познавательную активность детей, любознательность,

эстетические способности и духовный потенциал.

Продукт проекта : Альбом «Фольклор для самых маленьких» (потешки,

колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки).

Создание фотоальбома.

Презентация проекта.

Папка-раскладка для родителей «Роль сказки в воспитании детей», Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»;

Творческие работы детей.

Формы реализации проекта : чтение русских народных сказок, разучивание

потешек, беседы, хороводные игры, прослушивание народных напевов и

наигрышей, колыбельных, игра на шумовых народных инструментах.

Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки,

рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют сказки и отрывки,

рассказывают потешки, считалки, отгадывают загадки, поют русские

народные песни, исполняют хороводы и народные танцы, эмоционально

отзывчивы, играют в народные подвижные игры.

Работа с родителями:

- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по

использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.

- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках,

пальчиковый).

- Участие родителей в пополнении экспонатов для уголка "Русское народное

творчество"

- Оформление альбома по устному народному творчеству «Фольклор для

самых маленьких»

I этап. Подготовительный

Задачи:

1. Анализ состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада

по использованию фольклора.

2. Подбор литературы по фольклору:сказок, потешек, колыбельных песен,

загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом

детей.

3. Изучение программно-методического обеспечения.

4. Обмен опытом работы с воспитателями по расширению знаний в

использовании фольклора.

5. Организация предметно-развивающей среды в группе:

1)Оформление альбома по теме «Фольклор для самых маленьких»;

2) Оформление уголка в русском народном стиле "Русское народное творчество";

3. Родительское собрание «Это русская сторонка…».

II этап. Основной этап реализации проекта.

Перспективный план.

Дата Организованная

образовательная

деятельность

Совместная образовательная деятельность Взаимодействие с родителями

ноябрь 1. Познавательное развитие. «Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешкой»»

2. Лепка

«Медвежонок»

3. ФЭМП

«В гости к Матрешкам»

4. Речевое развитие

«Заучивание потешки «Солнышко- ведрышко»

5. Рисование

«Красивый полосатый коврик» 1. Чтение потешки «Петушок»

2. Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке»

3. Закличка «Медведь могучий»

4. Упражнение для профилактики плоскостопия «Мишка Косолапый»

5. Дидактические игры: «Чудо - мешок», «Волшебный сундучок», «Один – много», «Кто где живет»

6. Дидактическое упражнение «Назови ласково»

7. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева, Ю. Васнецова к сказкам. Консультация

«Духовно- нравственное воспитание младших дошкольников»

декабрь 1. Познавательное развитие «Овощи»

2. Аппликация «Овощи в баночке»

3. Речевое развитие

Заучивание потешки «Овощи»

4. Рисование «Морковка для зайчика»

1. Драматизация сказок «Репка», «Колобок»

2. Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик – где ты был…»

3. Подвижные игры «Еду- еду», «Карусели».

4. Дидактические игры «Вершки – корешки», «Чего не хватает»

5. Беседа по сказкам. Папка – раскладушка «Роль сказки в воспитании детей»

Январь-февраль 1. Познавательное

«Знакомство с русским бытом»

2. Лепка

«Поможем Федоре»

(украсим горшочек)

3. ФЭМП

«Маша в гости к нам пришла»

4. Рисование

«Ложки деревянные» 1. Игра «Собери картинку»

2. Подвижные игры

3. «Гуси – гуси»

«Кот и мыши»

4. Шнуровка «Лисичка Сестричка»

5. Разгадывание загадок.

6. Драматизация сказки «Колобок»

7. Разучивание пестушки «Потягушки – потягушки» Памятки «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Март-

апрель 1. Познавательное

«В гости к бабушке»

2. Аппликация

«Украсим платочек»

3. ФЭМП

«В гости к трем медведям»

4. Рисование

«Сарафан матрешки»

1. Слушание «Во саду ли в огороде»

2. Драматизация сказки

«Курочка Ряба»

3. Чтение и разучивание потешек и колыбельных.

4. Подвижные хороводные игры «Каравай», «Лохматый пес», «Пирог», «Волшебный платок»

5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

6. Разучивание колыбельной «Котик серый, хвостик белый»

Консультация

«Приобщение к истории. Традициям и культуре России»

II. Заключительный этап:

1. Подведение итогов проекта.

- Выставка детских работ «Мы мастера своего дела»;

- Папка передвижка «Роль сказки в воспитании детей»;

- Консультации для родителей «Приобщение к истории, традициям и

культуре России», «Духовно-нравственное воспитание младших

дошкольников»;

- Памятка для родителей «Роль родителей в возрождении русских

традиций»;

- Создание альбома «Фольклор для самых маленьких»

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 16 декабря 2021 в 18:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД