Елена Елисеева
Проект «Пернатые друзья» в подготовительной группе
Проект :
«Пернатые друзья»
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
По времени проведения: краткосрочный (07.11. 2017 - 13.11.2017)
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 6 лет.
Проблема: недостаточные знаний о птицах у детей старшего дошкольного возраста, не сформировано экологическое сознание и культура.
Публикация «Проект „Пернатые друзья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Пернатые друзья» выбрана не случайно, ведь птицы всегда рядом с человеком. Поэтому важно научить детей, понимать значение птиц в жизни людей, осознавать, что они помогают птицам выжить, тем самым спасают окружающий мир от опасности.
Природа! С детских лет мы привыкли к этому всеобъемлющему понятию окружающего нас мира. Человечество – это часть природы. Человек полностью подчиняется её законам, к ней приспособлен его организм. В противном случае ему грозит гибель. Вопросы охраны природы вызывают тревогу у населения нашей планеты. Природные ресурсы, животный и растительный мир, в конечном счете, исчерпаемы и при длительном неправильном использовании могут иссякнуть совсем. Вот почему охрана природы является одной из важнейших государственных и международных проблем. Вырубая в парках и лесах в первую очередь старые, дуплистые деревья, человек лишает птиц естественных гнездований. Развешивая дуплянки, мы приходим на помощь птицам, тем самым, восстанавливая экологическое равновесие. Зимняя подкормка остаётся очень важной мерой по охране пернатых друзей.
Реализация проекта позволит расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к ним, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цель проекта : создать условия для расширения знаний детей о птицах, их образе жизни.
Задачи:
1. Образовательные
- сформировать у детей представления о зимующих птицах условиях их обитания, повадках, сходстве и различии;
- формировать умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные»;
- формировать музыкальные способности детей посредством слушания звуков природы, голосов птиц.
2. Развивающие
- развивать любовь и интерес к окружающему миру, умения отражать это в своих творческих работах;
- развивать познавательно-исследовательскую деятельность посредством наблюдений за птицами в природе;
- развивать четкую, правильную и выразительную речь посредством разучивания стихотворений, загадок о птицах;
- продолжать развивать интерес к литературному чтению посредством восприятия художественных произведений о птицах.
3. Воспитательные
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
- привлечь родителей к проблеме экологического воспитания детей в семье.
Предполагаемый результат проекта : После завершения проекта, дети приобретут следующие знания:
о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, сходстве и различиях, о роли человека в жизни зимующих птиц;
умение вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производя анализ увиденного;
практические навыки ухаживания за птицами.
для педагогов:
самореализация, повышение творческого потенциала;
пополнение предметно-развивающей среды группы : литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах;
установление партнерских отношений с родителями в вопросах воспитания и образования детей.
для родителей:
приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
активное участие в акции «Кормушка для пичужки».
I этап. Разработка проекта.
1. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Подготовка видеоматериала и презентаций о зимующих птицах;
3. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, подвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
4. Пополнить предметно-развивающую среду группы наглядным и информационным материалом.
5. Составить содержание выполнения проектной деятельности.
Формы работы в проекте.
1. Непрерывная образовательная деятельность.
2. Наблюдения в природе.
3. Чтение художественной литературы.
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
5. Участие в игровой, двигательной и опытно-экспериментальной деятельности.
6. Самостоятельная деятельность
7. Проведение бесед.
8. Продуктивная деятельность.
9. Музыкально – ритмические движения.
10. Заучивание стихов, потешек, загадок.
11. Наглядная информация, консультация для родителей.
12. Организация совместно с родителями акции «Кормушка для пичужки», выставки в технике оригами «Бумажные птицы».
II этап. Реализация проекта.
Календарно-тематический план проекта.
Виды совместной деятельности педагога с детьми
07.11.2017
Беседа «Трудно птицам зимовать»
НОД по ФЭМП «Мы кормушки смастерили»
Дидактическая игра «Какой птички не стало?»
Цель: развивать память и внимание.
Цикл наблюдений за зимующими птицами. Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»
Подвижная игра «Воробышки и кот».
Чтение художественной литературы: чтение рассказов Н. Сладкова «Большая синица»; В. Бианки «Синичкин календарь»; А. Барто «Синица».
Взаимодействие с родителями
Папка-передвижка «12 ноября – что за день такой? Синичкин!»
Анкета «Птицы»
Привлечение к акции «Кормушка для пичужки»
Консультация: «Покормите птиц зимой»
08.11.2017
Просмотр развивающего видеофильма «Птичка-синичка».
Заучивание стихотворения З. Александровой «Новая столовая».
НОД по художественно-эстетическому развитию «Птичка-синичка». (Рисование)
Дидактическая игра «Какая птица лишняя?» (Презентация)
Цель: учить узнавать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Цикл наблюдений за зимующими птицами. Наблюдение 2. «Какая ворона, и какой воробей?»
Чтение художественной литературы: Алёна Бесс из книги "Сказки моего деда или десять любопытных"Почему?"
«Почему птица клёст выводит птенцов зимой?»; Н. Сладков «Азбука леса» рассказы «Зимовка», «Птичья столовая».
Чтение и пересказ П. Соколов «Снегирь».
Трудовая деятельность: подкармливание птиц.
Самостоятельная деятельность: раскраски «Зимующие птицы».
09.11.2017
Просмотр развивающего видеоролика «Зимующие птицы»
НОД по художественно-эстетическому развитию «Снегири на ветках». (Аппликация)
НОД по развитию речи с элементами драматизации «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»»
Чтение художественной литературы Н. Сладкова «Азбука леса» рассказы «Свиристели», «Поползень»; В. Бианки «Сова».
Цикл наблюдений за зимующими птицами. Наблюдение 3. «Как птицы кормятся на кормушке?», Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»
Подвижная игра ««Птички в гнёздышках»
Заучивание потешки «Ах, ты совушка-сова»
10.11.2017
НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Для чего птицам перья».
НОД по художественно-эстетическому развитию «Совушка-сова». (Рисование)
Цикл наблюдений за зимующими птицами. Наблюдение 5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»
Подвижная игра «Совушка»
Конструирование: «Голуби» (оригами).
Цель: Закреплять умение детей, работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
Отгадывание загадок о зимующих птицах.
13.11.2017
Чтение и пересказ А. Аксенова «Мы - ваши друзья»
Викторина «Зимующие и перелётные птицы».
Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых.
Настольная игра «Разрезные картинки».
Цель: закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
Цикл наблюдений за зимующими птицами. Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу».
Подвижная игра «Перелёт птиц»
Оформление выставки в технике оригами «Бумажные птицы»
III этап. Заключительный
Результаты работы над проектом
Дети: сформировалась система знаний о зимующих птицах (они узнали, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зимовку; как различить птиц по окраске; какие корма предпочитают птицы); появилось желание помогать птицам в зимнее время года (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц); они научились отличать перелётных птиц от зимующих; у детей развивалась связная речь.
Родители: стали активными и заинтересованными участниками проекта, через совместную деятельность ( были изготовлены кормушки из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок); повысилась заинтересованность родителей в формировании экологического воспитания детей.
Педагог: созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц; пополнил предметно-пространственную среду методическим, дидактическим и наглядным материалом; оформлена картотека по развитию связной речи, пальчиковых игр на тему: «Зимующие птицы».
Итог:
1. Викторина – «Зимующие и перелётные птицы»
2. Акция «Кормушка для пичужки».
3. Оформление выставки в технике оригами и киригами «Бумажные птицы»
Перспективы проекта :
В дальнейшем планируем разработать весенний проект «Перелётные птицы».
Список литературы
1. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
2. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
3. Морозова Г. В. Ознакомление с окружающим миром. Комплексные занятия с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группы/ Г. В. Морозова. – М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 200с.
4. Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 6–7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.