Оксана Колесникова
Проект «Масленица-блиноедка»
▼ Скачать + Заказать документы
П Р О Е К Т «Масленица – блиноедка»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение в проект
• Актуальность
• Составные противоречия проекта
• Сроки реализации
• Итоговое мероприятие
• Тип проекта
• Образовательная область
• Интеграция образовательных областей
• Цель
• Задачи
• Предполагаемые риски
Основная часть
• Теоретическое описание проекта
- модель трёх вопросов
- стартовая диагностика
- планируемые результаты
Публикация «Проект „Масленица-блиноедка“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
• Практическая работа над проектом
- план работы по образовательным областям
- итоговая диагностика
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы начале марта «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Противоречия проекта: Имея богатейшие народные традиции в праздновании календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Сроки реализации проекта – краткосрочный, одна неделя (11.03-15.03)
Итоговое мероприятие: «Коляда, коляда - прощай масленица»
Тип проекта: по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети средних групп, старшей группы, подготовительной группы).
Образовательная область: социализация
Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественное творчество, познание, физическая культура, чтение художественной литературы.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Предполагаемые риски: проект по данной теме может не завершиться в связи с погодными условиями, наступает резкое потеплении и выпадают осадки в виде дождя, а итоговое мероприятие планируется провести с детьми на свежем воздухе с играми и плясками.
Основная часть
Модель трёх вопросов
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Где это можно узнать?
-Есть праздник «Масленица» (Андрей Д.)
-Когда празднуется этот праздник (Арсений С.)
-Сжигают чучело масленицы (Дима Б.)
-Символы масленицы (Матвей С.) -Сколько дней народ празднует масленицу? (Вика)
-Как ещё в народе называли масленицу? (Влад П.)
-Для чего сжигают масленицу? (Юля Е.)
-Что символизирует блин? (Лев Ш.) -Спросить у воспитателя, родителей (Юля Е.)
-Смотреть передачи по телевизору (Лёва Ш.)
-Читать в книгах о народных праздниках (Арсений С.)
-Посмотреть в Интернете (София Х.)
Стартовая диагностика.
Ф. И. ребенка Праздник который провожает зиму встречает весну Символы масленицы Что символизирует блин? Сколько дней празднуется масленица?
Высокий 0% 0% 0% 0%
Средний 66% 60% 13% 60%
Низкий 34% 40% 87% 40%
В результате проведения мониторинга знания дошкольников по данной теме соответствуют следующим уровням развития: средний уровень –50%, низкий – 50%, высокий уровень отсутствует.
Планируемые результаты проекта:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Практическая часть
Работа над проектом по образовательным областям
Образовательная область ООД Совместная деятельность в режимных моментах Работа с родителями
Физическая культура «В гостях у масленицы» Народные подвижные игры: «Карусель», «Гори-гори ясно»
Консультация для родителей о необходимости привлечения детей в народные игры
Познание Беседы о традициях и обрядах праздника С /р игра «Ярмарка» Памятка для родителей о традициях праздника
Музыка Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек: «Масленица - кривошейка», «Едет Масленица», «Блины», «Веснянка» Использование закличек в народных подвижных играх
Консультация для родителей о значимости фольклора в развитии детей-дошкольников
Коммуникация Обычаи и приметы масленицы Отгадывание загадок по тематике проекта.
Разучивание, потешек, пословиц Масленице.
Ситуации общения «Народные традиции масляной недели» (совместно с детьми)
Социализация Беседы о символах праздника, традициях русского народа «Радостный праздник на Руси» Сюжетно-ролевая игра «Этикет гостеприимства» Консультации для родителей о необходимости прививать правила этикета
Чтение художественной литературы «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица». Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице:
Консультация для родителей о потребности чтения детям
Труд Помощь в расчистке территории от снега для проведения праздника Изготовление куклы-масленицы
совместно с детьми Привлечение родителей для изготовления чучело масленицы для итогового мероприятия
Художественное творчество ООД на тему «Народные гуляния» Рисование куклы масленицы Совместная деятельность в рисовании рисунков
Безопасность Беседа о правилах поведения во время праздника, на тему: «Огонь – не забава» Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные» Памятка для родителей «Безопасность с огнём»
В процессе проведения различных мероприятий выяснилось, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.
Ребята охотно принимали участие в коллективном изготовлении куклы масленицы, которую на совместных посиделках с родителями демонстрировали, повторяя пословицы, приметы, загадывая выученные загадки. Родители в свою очередь поведали много интересного, познакомили с новой игрой «Дядя Трифон», в которую играли все с удовольствием. В проводимых беседах дети были активны, задавали вопросы, Лёва и Арсений интересовались есть ли какие книги, в которых говорится о народных праздниках.
Реализуя проект, была поставлена цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Итоговая диагностика
Ф. И. ребенка Праздник который провожает зиму встречает весну Символы масленицы Что символизирует блин? Сколько дней празднуется масленица?
Высокий 87% 67% 27% 67%
Средний 13% 33% 73% 33%
Низкий 0% 0% 0% 0%
В ходе проведения итоговой диагностики были выявлены следующие результаты: высокий уровень 62%,средний уровень 38%,низкий уровень отсутствует.
Заключительная часть
Благодаря внедрению проекта в воспитательно-образовательный процесс дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Ребята узнали о традициях, методах проведения праздника через непосредственное их участие в нём, получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Библиографический список
1. Материалы из периодических изданий
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г
6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.