Получи документы

Проект в подготовительной группе «Маленькие герои большой войны»

Ахмедова
Проект в подготовительной группе «Маленькие герои большой войны»

Проект «Маленькие герои большой войны»

Участники-авторы:

Воспитатели: Ахмедова Л. К.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

Введение

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Мы все знаем: у войны не детское лицо, но в час испытаний обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам, может стать огромным.

Публикация «Проект в подготовительной группе „Маленькие герои большой войны“» размещена в разделах

Название проекта : «Маленькие герои большой войны»

Участники проекта : воспитатели, старший воспитатель, родители, дети подготовительной группы

Тип проекта :

- по ведущему методу: информационно - исследовательский;

- по содержанию: образовательный;

- по характеру участия ребенка в проекте : ребенок как заказчик проекта; -по характеру контактов: внутри подготовительной группы;

-по количествуучастников: воспитанники подготовительной группы (24 человека);

-по длительности: долгосрочный (январь 2023 г. - май 2024 г.)

Актуальность:

С каждым годом всё дальше и дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, и мы просто не имеем права забыть то, что происходило в нашей стране в огненные сороковые годы. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее, поэтому знакомить детей с подвигами их предков нужно начинать уже в дошкольном возрасте.

Наши воспитанники стали задавать вопросы: «А разве детей пускали на войну, «Что делали маленькие дети на войне

С целью узнать подробнее о роли детей на войне, о примерах детского героизма в Великой Отечественной войне, приобщить родителей к поисковой деятельности мы решили реализовать данный проект. Название проекта также придумывали вместе с детьми «Маленькие герои большой войны».

В проекте нам было важно подвести детей к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне, потому что любим свою Отчизну, потому что мы защищали свою Родину, потому что даже дети на этой войне вели себя как настоящие герои и совершали подвиги.

Проблема: что мы знаем о детях – маленьких героях Великой Отечественной войны?

Цель проекта : Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение старших дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её героям через проектную деятельность, через формирование представления о детях – героях Великой Отечественной войны.

Задачи проекта :

Обучающие:

• Обобщать и расширять знания о маленьких героях Великой Отечественной войны : Мише Романове, Сереже Алешкове, Люсе Радыно.

• Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о Великой Отечественной Войне, ее героях и защитниках.

• На примере подвига Миши Романова, Сережи Алешкова, Люси Рады воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

• Привлекать родителей к патриотическому воспитанию детей в семье.

• Организация выставки детско – родительских рисунков «Салют Победе»!

Развивающие:

• Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности (моделирование, коллекционирование, художественное творчество и др.);

• Развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её героям.

Воспитательные:

• Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;

• Воспитывать любовь и уважение к героям своей Родины;

• Воспитывать уважение к людям старшего поколения.

Условия, имеющиеся в детском саду № 44 для реализации проекта :

- выстроена система работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к истории родного города;

- организована выставка творческих работ, подготовленных совместно с родителями «Война глазами детей»;

- организована выставка семейных газет «Дети – герои ВОВ».

Поиск нового пути решения проблемы

Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?

Наша страна принимала участие в Великой Отечественной войне Где были дети, когда шла Великая Отечественная война? Спросить у воспитателя, почитать с родителями в интернете, спросить у бабушки.

Во время войны и в нашем городе шли жестокие бои Что делали маленькие жители города, когда в Сталинграде шли бои? Спросить у взрослых, посмотреть в интернете

Советский народ – победитель в Великой Отечественной войне Как дети помогали взрослым в борьбе с фашизмом? Почитать с родителями книги, посмотреть фильмы о детях-героях войны, спросить у старшей сестры-школьницы

Среди советских людей много героев Какие подвиги совершали дети на войне? Посмотреть в интернете, спросить у взрослых.

I этап – подготовительный (10 января 2022 г. 14 января - 2022 г.)

• Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.

• Подбор методической, познавательной и художественной литературы по теме проекта.

• Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, создание макета «Военное сражение»

• Составление перспективного плана основного этапа работы над проектом;

• Обогащение предметно - развивающей среды в группе необходимым материалом, литературой, дидактическими играми, фотоальбомами по теме проекта.

• Беседы с родителями воспитанников о подготовке материалов о родственниках, переживших войну (рассказ с показом фотографий, презентация семейной газеты и т. д.).

Перспективный план работы над проектом

«Маленькие герои большой войны»

п/п Мероприятия или основное направление деятельности Сроки Участники Ответственные

1 Игровая деятельность: Подвижные:

«Переправа через мост»

«Попади в цель»;

Дидактические:

«Раньше и теперь»

«Люби и знай свой край», «Город мой Волгоград. Разрезные картинки»

Сюжетно-ролевые

«Госпиталь», «Разведчики» 10 января 2023г. - 14 января 2024 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

2 Беседа «Битва, которая изменила мир» с использованием презентации. 14 февраля 2024 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

3 Чтение С. Алексеев «Пять поклонов сталинградцам», беседа по содержанию. 18 февраля 2024г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

4 Слушание песен

А. Филиппенко «Вечный огонь»

А. Пахмутова «Растет в Волгограде березка»,

Э. Колмановский, Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны»;

«Катюша» М. В. Исаковский;

В. Соловьев-Седой, Соломон Фогельсон «Первым делом самолеты» 21-24 февраля 2024 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

музыкальный руководитель

5 Чтение и беседа по содержанию

С. Алексеев «Геннадий Сталинградович» 28 февраля 2024 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

6 Просмотр презентации «Дети герои ВОв (Мише Романове, Сереже Алешкове, Люсе Радыно)», беседа по содержанию 1 марта 2024г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

7 Рассматривание альбомов,

плакатов, открыток, иллюстраций и беседа по

содержанию:

альбом «Дети – герои ВОв»,

альбом «Награды воинам»,

альбом «Военная техника»,

открытки с фотографиями военного и мирного времени «Сталинград – Волгоград» 9 – 11марта 2024г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

8 Непосредственно организованная деятельность «Улицы города», рассматривание фото военного времени и современного города. 14 марта 2024 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

9 Рассматривание иллюстраций, на которых изображены памятники детям, погибшим в годы ВОв 21 марта 2024 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

10 Чтение стихотворения М. Агашиной «2 февраля»; беседа по содержанию 28 марта 2024 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

11 Рассказ старшего воспитателя «Маленькая Валя на большой войне» 4 апреля 2024 г. Воспитанники подготовительной группы Старший воспитатель

12 Чтение и беседа по содержанию Н. А. Внукова

«Слишком трудно писать из такой оглушительной дали…» 14 апреля

2024г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

13 НОД «Сталинградская битва глазами детей» (рисование) 11 апреля 2024 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

14 Аппликация «Георгиевская ленточка», лепка «Танк», конструирование из бумаги: лодка, самолет (оригами) 4-8 апреля

2024 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

15 Работа с макетом «Военное сражение» 25 апреля - 29 апреля 2024 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

16 Показ презентации «Дети – герои ВОв», беседа по содержанию. 6 мая 2024 г. Воспитанники подготовительной группы, родители Воспитатели

III этап – заключительный (6 мая – 7 мая 2024г.)

№ п/п Мероприятия Сроки Участники Ответственные

1 Оформление лепбука «Дети-герои Великой Отечественной войны».

5 мая Воспитанники подготовительной группы, родители Воспитатели

2 Презентация проекта воспитанникам подготовительных групп 6 мая Воспитанники – участники проекта, воспитатели, воспитанники старших и подготовительной группы Воспитатели

II этап – основной (10 января 2023 г. – 6 мая 2024 г.)

С целью узнать подробнее о роли детей на войне, о примерах детского героизма в Великой Отечественной войне, приобщить родителей к поисковой деятельности мы решили реализовать данный проект. Название проекта также придумывали вместе с детьми «Маленькие герои большой войны».

Работу над проектом «Маленькие герои большой войны» мы начали с того, что

создали условия в развивающей предметно-пространственной среде группы для познавательно-исследовательской совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей.

В этом нам помогла техника «Трех вопросов». Основная идея этого приема заключалась в совместном поиске ответов на вопросы: «Что мы знаем о роли детей в Великой Отечественной войне? Что хотим узнать? Как мы можем это узнать?»

На листе ватмана с помощью воспитателей и других взрослых записывались вопросы и ответы детей.

Решив пополнить наш патриотический и книжный уголок в группе новыми наборами открыток – фото к приближающемуся важному событию – 75-ой годовщине Сталинградской битвы, произведениями писателей и поэтов о Сталинградской битве, мы не предполагали, насколько наши дети мало знают о том, что дети наравне со взрослыми несли на себе тяготы войны (приложение 1).

Дети задали вопрос: «Где были дети, когда шла Великая Отечественная война. И мы решили показать и рассказать детям, что во время войны маленькие жители нашей страны вместе со взрослыми несли на себе все тяготы войны, а многие из них даже совершали настоящие подвиги, становились героями.

Большой отклик у ребят вызвала беседа «Битва, которая изменила мир» и просмотр презентации о героях Сталинградской битвы (приложение 2).

Мирослав сказал: «Мой дедушка тоже был на войне». Но рассказать подробнее не смог. Тогда воспитатели предложили детям расспросить родителей, родственников о том, что они знают о судьбе своих родственников в годы войны. Родители не остались равнодушными, и на следующий день бабушка Мирослава принесла нам сохранившиеся в их семье фотографии и документы, фото своего дедушки, участника Сталинградской битвы.

Дети с интересом рассматривали медали, брали в руки. Они хотели узнать, что это за медали, за что дедушка получил их?

Для того чтобы дети понимали, что герои во время войны получали награды, что они гордились заслуженной медалью, орденом мы дали детям для знакомства альбом с наградами (приложение 3).

В ходе одной из бесед о том грозном времени Полина заметила, что не только дедушки были на войне. В ее семье сохранились фронтовые фотографии бабушки.

Была организована беседа «Женщины на войне» с показом презентации (приложение 4).

Настя рассказала нам, что ее прабабушка поделилась с ней воспоминаниями о войне. Миша удивился и не поверил, что до сих пор есть живые свидетели тех грозных времен. Миша был уверен: «Все давно погибли!»

Настя пообещала, что попросит бабушку рассказать для всех ребят о ее участии в военных событиях.

Предложив родителям оказать детям помощь в поиске информации о родных, которые прошли военными дорогами, мы нашли отклик с их стороны и заинтересованность.

Чтобы показать детям, что события военных лет отражены не только в художественной литературе, но и в музыкальных произведениях, предложили вниманию ребят песни военных лет. Детям понравились некоторые из них и решили их выучить.

Слушание и разучивание текстов песен о войне «Первым делом самолеты», «Хотят ли русские войны», «Катюша»; стихотворения «Жди меня и я вернусь» помогало детям больше узнать о событиях тех лет.

Свои эмоции от прослушанного дети отразили в рисунках о Сталинградской битве (приложение 5).

Чтение художественной литературы и последующие беседы по содержанию (С. Алексеев «Пять поклонов сталинградцам», Н. Внуков «Огненное кольцо», В. Богомолов «За оборону Сталинграда» и др.) позволило еще раз познакомить дошкольников с фрагментами военных будней.

Через несколько дней после беседы по произведениям Настя с родителями представила нашему вниманию видеорассказ своей прабабушки. По состоянию здоровья прабабушки не удалось организовать непосредственную встречу, но ребята с интересом слушали рассказ Ковальчук Анисьи Федоровны, ее воспоминания.

Знакомство с живым свидетелем событий той войны и рассказ о военном детстве Анисьи Федоровны был очень ценен для формирования уважения к людям старшего поколения.

После чтения отрывков из произведения Владимира Богомолова «За оборону Сталинграда», в которой повествуется о жестоких боях за Мамаев курган, дом Павлова, железнодорожный вокзал, во время последующей беседы ребята стали говорить, что им знакомы эти места, и они там были (приложение 6).

Однажды в группу пришла Светлана Анатольевна, старший воспитатель. Она рассказала ребятам о своей маме, Валентине Сергеевне, которая была свидетелем тех сражений в битве за город, показала фотографии своей мамы. Рассказ «Маленькая Валя на большой войне» был для ребят ценен еще тем, что в нем рассказывается о тех местах, где живут они сейчас. Узнать, что школа была госпиталем, как люди спасались от бомбежек, как маленькие дети вместе со взрослыми испытывали голод, холод и лишения, было очень важно и значимо (приложение 7).

Чтобы показать детям, что имена героев не забыты, а увековечены в названии улиц, площадей, проспектов нашего города организовали ОД «Улицы города». Дети очень эмоционально отреагировали: «А на улице Быстрова наш садик!», «А я живу на улице Шумилова!», «А моя бабушка живет на улице Жукова». Таким образом, воспитанники уяснили для себя, что имена героев навечно вписаны в историю нашего города и страны (приложение 8).

А произведение С. Алексеева «Геннадий Сталинградович» было особенно интересно детям тем, что героем рассказа был 5-летний мальчик, оставшийся без родителей горящем Сталинграде и как солдаты тепло по-отцовски заботились о нем, вспоминая своих детей (приложение 9).

Просмотр презентации и беседа о «Детях – героях Великой Отечественной войны» тронуло всех до глубины души. Дети были поражены смелостью, несгибаемой волей и героизмом маленьких воинов.

Дидактические игры «Раньше и теперь», «Люби и знай свой край», «Город мой - Волгоград. Разрезные картинки»помогали детям закрепить свои знания, полученные в ходе бесед и занятий.

Изготовив макет «Военное сражение», мы дали возможность детям попробовать себя в качестве военнокомандующего, разведчика, танкиста, санитарки. После работы с этим макетом воспитанники неоднократно высказывались «На войне очень страшно. Только настоящие герои могли победить врага в бою» (приложение 10).

Расширяя знания детей о героических подвигах детей-героев ВОв, на примере Миши Романова, Сережи Алешкова, Люси Радыно во время Сталинградской битвы, надеялись на отклик среди ребят и были приятно удивлены, когда они в своей самостоятельной игровой деятельности отражали впечатления: в сюжетно-ролевых играх «Госпиталь», «Разведчики»; подвижные игры «Попади в цель», «Переправа через мост».

К концу основного этапа проекта была организована встреча с родителями воспитанников, на которой многие семьи рассказали истории военной жизни своих родных. Отрадно отметить, что мальчики и девчонки активно помогали родителям поделиться историей своей семьи (приложение 11).

Прикосновение к «живым» документам истории семьи разбудило мысль ребенка, вызвало эмоции, заставило сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням

За время проекта накопилось много информации: принесенной детьми из дома, подготовленной нами для проведения занятий. Посоветовавшись с ребятами, мы решили изготовить лепбук, который и явился итоговым продуктом нашего проекта. Дети вместе с педагогами поместили его на видное место в нашем патриотическом центре, гордились им, так как каждый внес свою лепту в его создание.

А потом мы поведали о нашем проекте и другим ребятам и взрослым в детском саду, чтобы как можно больше людей знали о наших маленьких героях.

После завершения проекта к нам в группу приходили дети из других групп, чтобы познакомиться с маленькими героями нашей Родины.

Ребята с помощью лепбука с удовольствием рассказывали о детях – героях войны и детях, у которых детство пришлось на военные годы.

Главным принципом проекта сталареальность содержания. Не менее важен принцип доступности, реализация которого проходит через различные виды детской деятельности.

Подведение итогов и оценка результатов

В проекте приняло участие 31 воспитанника, 3 педагога, семьи воспитанников.

Проведенные мероприятия основного этапа позволили полностью реализовать поставленные задачи

Участники проекта сделали вывод, что проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи способствует развитию полноценной личности.

Данный проект способствовал развитию интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Результаты проекта таковы :

Родители стали активными участниками исследовательской деятельности вместе с детьми, проявили заинтересованность и внимание к истории своей страны, своего города. У старшего поколения появилось желание поделиться с детьми информацией о судьбах своих родных в годы Великой Отечественной войны. Родители оценили значение нравственно-патриотического воспитания, и заинтересовались в сотрудничестве с детским садом по данному вопросу.

Укрепились семейные узы в ходе исследовательской деятельности родителей и детей.

Дети расширили знания о Великой Отечественной войне, о детях – героях. Не все ветераны воевали, но каждый внес свой вклад в общую победу. Воспитанники и родители стали с большим уважением относиться к историческому прошлому своей семьи, своего народа и страны. Дети смогли повысить собственную самооценку, они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам и успехам своих товарищей, ощущали свою значимость в группе.

Дети усвоили и закрепили знания о Сталинградской битве и её значении в победе в Великой Отечественной войне. У воспитанников появилось чувство гордости за подвиги своих предков, за свой город, уважение к его истории.

Прикосновение к «живым»документам истории семьи разбудило мысль ребенка, вызвало эмоции, заставило сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

Перспективы использования проекта :

-для детей: узнать об истории детей – героях Великой Отечественной войны, хранить ее в своей памяти, передавать следующим поколениям.

-для педагогов: новые формы работы с детьми и родителями.

- для родителей: приобщать детей к исследованию исторического прошлого своей семьи и народа в целом.

Ресурсное обеспечение реализации проекта :

- ноутбук, магнитофон;

- аудиозаписи А. Филиппенко «Вечный огонь», А. Пахмутова «Растет в Волгограде березка», Э. Колмановский, Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны»; «Катюша» М. В. Исаковский; В. Соловьев-Седой, Соломон Фогельсон «Первым делом самолеты»;

- альбомы с фотоматериалами «Города - герои», «Награды воинам», «Военная техника», «Юные герои»;

- открытки с фотографиями военного и мирного времени «Сталинград – Волгоград»;

- презентации «Дети – герои Великой Отечественной войны» (Мише Романове, Сереже Алешкове, Люсе Радыно)»;

- макет «Военное сражение.

Литература

1. Воспитание маленького волжанина : Программа для педагогов и родителей

по воспитанию детей от 3 до 7 лет / под ред. Е. С. Евдокимовой. – М. :

«Планета», 2012. – 154 с.

1. Дошкольникам о защитниках Отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006.

2. «Моя Родина – Волгоград» : методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников/ Л. В. Лосева, М. В. Корепанова, А. М. Яценко. – Волгоград 2003г.

3. Патриотическое воспитание дошкольников / - М., 2008. Алешина Н. В.

4. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» : опыт творческого проектирования/ Е. С. Евдокимова – Волгоград Перемена 2001г

5. М. Д. Маханёва,

6. Н. В. Алёшина,

7. Г. Н. Данилова.

8. М. Н. Алексеевизд. Москва, 1995

9. В. П. Некрасов, ЛенИздат, 1991

10. Ю. Ершов «Сталинградский кошмар - битва на Волге»

11. М. К. Агашина, Сборник стихотворений

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми «Дети герои Войны» в подготовительной группеКонспект беседы с детьми «Дети герои Войны» в подготовительной группе Беседа с детьми на тему: «Дети герои войны» Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать.

Комплексное занятие в разновозрастной группе «Города-герои Великой Отечественной войны. Солдатский треугольник»Комплексное занятие в разновозрастной группе «Города-герои Великой Отечественной войны. Солдатский треугольник» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Художественно-эстетическое развитие», "Познавательное развитие", «Физическое.

Конспект ОД по аппликации во второй младшей группе «Большой и маленькие мячи»Конспект ОД по аппликации во второй младшей группе «Большой и маленькие мячи» Основная общеобразовательная область: "Художественно- эстетическое развитие". Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в подготовительной группе «Маленькие герои большой войны»
Опубликовано: 2 мая 2024 в 10:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД