Елена Скобкина
Проект «Игрушка — русская матрешка» для детей 4–5 лет
«Ой ты барышня- матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!»
Иванов С. В.
Актуальность темы.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.
Публикация «Проект „Игрушка — русская матрешка“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Значимая для детей проблема : как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.
Недостаток знаний о русских народных матрешках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установление координации рук и глаз, развивает у ребенка восприятие окружающего мира, его мышление.
Цели:
Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки; приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.
Задачи для детей :
- познакомить детей с историей матрешки как видом народного промысла;
- дать знания о матрешке, о ее цветовой гамме;
- научить видеть необычное в обычном;
- учить получать радость от увиденного;
- освоить некоторые художественные элементы;
- содействовать развитию творческих способностей детей.
Тип проекта. Краткосрочный (октябрь 2022)
Разделы программы:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- речевое развитие.
Предмет исследования. Русская Матрешка.
Участники проекта :
- дети средней группы;
- родители и другие члены семьи воспитанников детского сада;
- воспитатели средней группы.
Ожидаемый результат:
1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
2. Разучивание простейших элементов росписи.
3. Получить представление о цветовой гамме матрешек.
4. Научить различать особенности разных матрешек.
5. Расширение и активизация словарного запаса слов.
Для родителей:
- вызывать интерес к русской народной игрушке;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Для педагога:
- способствовать творческой активности детей;
- создать условия для формирования у детей познавательных умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Предметно – развивающая среда:
- игрушки матрешки;
- иллюстрация матрешек.
Этапы реализации проекта
1 этап- подготовительный
1. Планирование работы.
2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
2 этап- основной
Цель:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Разные матрешки», «От большой до маленькой», «Одень по цвету», «Соедини матрешки с названием сказки», «Найди одинаковых матрешек», «Обведи по контуру», «Дорисуй половинку», «Найди пять отличий», «Расскажи сказку по матрешкам», «Раскрась по цифрам», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми.
Литературный ряд:
• Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993.
• Бусеева–Давыдова И. «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,1991.
• Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 1982
• Алексахин Н. Н. Матрёшка : Методика преподавания росписи матрёшки. – М. : Народное образование, 1998.- 96с.
• Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и ремёслами. Худ. Т. Носова.
• Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.
• О. А. Соломенникова «Радость творчества»
• Иллюстрации о разновидностях матрёшки
Демонстрационный ряд:
• Картинки «Матрешки»
• Демонстрационный материал
«История матрешки», «Изготовление матрешки»
• Картинки разных видов матрешек.
Содержание работы в рамках реализации проекта
1 этап – подготовительный
№
п/п Наименование мероприятия Цель
1 Составление перспективного плана, конспектов занятий. Подготовить информацию для детей о матрешке.
2 Наглядная информация для родителей о проведении недели «Игрушка- русская матрешка». Обсуждение с родителями проект.
3 Подбор иллюстраций Подготовить информационный стенд для детей.
4 Сбор информации из разных источников (энциклопедии, художественная литература, интернет источники); Разнообразить информацию для детей.
5 Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта. Заинтересовать детей.
6 Подготовить демонстрационный материал «История матрешки» Познакомить детей с историей возникновения матрешки.
7 Подготовить демонстрационный материал «Изготовление матрешки» Познакомить детей с видами деревьев и изготовление матрешки
8 Подбор, приобретение и изготовление игр и пособий Расширение, уточнение и закрепление знаний детей
9 Подбор стихов, загадок, игр Закрепление знаний детей о матрешке, активизация речи детей.
10 Создание презентации «Матрешка» Облегчение усвоения и
осознания материала.
2 этап – основной
№
п/п Наименование мероприятия Цель
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Дидактические игры:
- «Разные матрешки»,
- «От большой до маленькой»,
- «Одень по цвету»,
- «Соедини матрешки с названием сказки»,
- «Найди одинаковых матрешек»,
- «Найди пять отличий»,
- «Расскажи сказку по матрешкам»,
-Развитие речи.
- Расширять математические знания.
- Формировать представление о больших и маленьких объектах.
- Закрепить знания цвета.
- Ориентировка в пространстве.
- Развиваются интеллектуальные и творческие способности,
- Память,
- Умение концентрировать внимание,
- Анализировать, логически мыслить
Образовательная область «Познавательное развитие»
2. Беседы:
- «История матрешки»
- «Изготовление матрешки»
- Познакомить детей с историей возникновения матрешки.
- Познакомить детей с видами деревьев из которых изготовление матрешки.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Лепка
- «Угощение фруктами» Учить детей выразительно передавать образы фруктов.
Аппликация
- «Платочек для матрешки» Учить составлять изображение
Рисование
- «Фартучек в цветах»
- «Раскрась по цифрам»,
- «Обведи по контуру»,
- «Дорисуй половинку». - Знакомить детей с орнаментом.
- Учить детей аккуратно обводить и держать правильно карандаш.
- Радоваться своему исполнению.
- Доводить работу до конца.
Образовательная область «Речевое развитие»
Пальчиковые игры:
- «Мы красавицы матрешки» - Повысить речевую активность
- Тренировать память ребенка
Рассматривание иллюстраций
-Матрешки Обогащение представлений о матрешке.
Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки. Познакомить детей с народным фольклором
Речевые игры:
- «Матрешка- где ты?»
- Развитие речи у детей.
- Формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу.
Образовательная область «Физическая культура»
6 Утр. гимнастика
- «Игрушки» - Развитие двигательных навыков и умений
7 Физминутки:
- «Тара- рушки, тара-ра!» -Активизация внимания детей
- Улучшение кровообращения, снятие утомления мышц, нервной системы, активизирование мышления детей, создание положительных эмоций и повышение интереса к занятиям.
Подвижные игры:
- «Бегите к матрешке.»
- Развитие общей моторики, координации движений.
- Закрепление навыков выполнения основных видов движений, повышение двигательной активности.
Пальчиковая гимнастика
- «Матрешку гулять позвали» Развитие мелкой моторики руки
Артикуляционная гимнастика
-«Пришла игрушка, русская матрешка» Развитие подвижности артикуляционного аппарата
3 этап – итоговый
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. В этой игрушке отразились народный представления о семье, мире, добре, красоте.
Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых и березовых чурок. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делают по – своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому что она несет в себе любовь и дружбу