МААМ-картинки

Проект «Игровая занимательная математика»

Токбаева Дана Муаедовна
Проект «Игровая занимательная математика»

Актуальность

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Публикация «Проект „Игровая занимательная математика“» размещена в разделах

Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивируемым процессом. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка иформирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того, чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Современный мир требует от человека мыслить абстрактными категориями. Поэтому необходимо развивать у детей логическое мышление, чтобы в будущем они смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь. Еще 20-25 лет назад ни родители, ни педагоги не задумывались над тем, зачем ребенку нужно логическое мышление. А сегодня в любом методическом пособии, детских развивающих книжках можно найти большое количество логических задач, над решением которых родители порой ломают голову. Между тем, многие дети справляются с ними легко и быстро!

На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди них является как раз навык логического мышления, способность действовать в уме. Ребенку, не овладевшему приемами логики, учеба будет даваться труднее – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.

В этом плане интересными для педагогов могут стать различные технологии, и одна из них проектный метод

Образовательная область проекта :

Познавательно – исследовательская

Игровая.

Вид проекта : долгосрочный.

Адресация: Проект реализуется в рамках раздела программы «Детство» «Познавательное развитие» в блоке ФЭМП

Время реализации проекта : сентябрь – май 2017-2О18 учебный год

Основополагающие принципы обучения математике

Сознательность и активность.

Наглядность.

Деятельностный подход.

Систематичность и последовательность.

Прочность.

Постоянная повторяемость.

Научность.

Доступность.

Связь с жизнью.

Развивающее обучение.

Индивидуальный и дифференцированный подход – индивидуализация.

Коррекционная направленность.

Цель проекта : развитие интереса к предмету математики, как к «сухой» науке, учить детей решать нестандартные задачи в командах, где развивается чувство взаимовыручки, сопереживания, ответственности за свою команду и желания дойти до конца, выполнить все задания. Развить логическое мышление.

Задачи проекта :

Образовательные задачи:

1. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

2. Закрепить навыки количественного и порядкового счёта;

3. Закрепить знания о временных представлениях (времена года, дни недели);

4. Закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур;

5. Научиться решать занимательные математические задачи и головоломки.

Развивающие задачи:

1. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование;

2. Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;

3. Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме;

4. Способствовать формированию расширенного кругозора.

Воспитательные задачи:

1. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе;

2. Доставить детям радость от проведения совместных, командных, развивающих, интеллектуальных игр, проводя в жизнь девиз «Учись – играя»;

3. Развивать у детей доброжелательную атмосферу коллективной игры;

4. Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки ;

5. Поддерживать интерес к играм с математическим содержанием;

6. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и решать её самостоятельно

Проблема: «Неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить его до конца»

Гипотеза: «Если научить детей логически мыслить, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, умение задавать вопросы, они научатся применять математические знания в нестандартных ситуациях, что позволит сформировать их социально- коммуникативную и информационную компетентность, лидерские качества, психологическую готовность к обучению в школе»

Технические средства Учебно- методическое Информационное

обучения ТСО обеспечение обеспечение

Планируемый результат:

1. Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности

2. Считает, вычисляет, измеряет, моделирует.

3. Владеет математической терминологией.

4. Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление.

5. Владеет простейшими графическими навыками и умениями.

6. Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

Этапы работы по проекту :

Этапы Время проведения Содержание деятельности с детьми и родителями Задачи на каждом этапе

1. Подготовительный

Сентябрь

1. Изучение воспитателем методической литературы по ФЭМП.

2. Проведение диагностики, анализа проблемы.

3. Введение игровой проблемной ситуации для создания мотивации детей к проектной деятельности (формулирование проблемы).

4. Разработка перспективного плана, содержания проекта.

5. Проведение анкетирования с родителями : «Какое место занимает математика в вашей семье.

6. Изготовление наглядных пособий.

Выявление потребностей детей; сбор необходимых материалов; формулирование проблемы проекта (совместно с детьми и родителями).

Определение содержания работы по проекту.

Ознакомление родителей с предполагаемой работой по реализации проекта; создание мотивации родителей для активного участия в проекте.

2. Основной

С октября по март Реализация намеченных по перспективному плану проекта видов деятельности с детьми. Мотивация детей на осуществление проекта. Формирование знаний, умений и навыков у детей, через организацию бесед, математических развлечений, интеллектуальных игр, проблемных ситуаций по ФЭМП. Беседы и консультации для родителей : «В какие математические игры можно поиграть со своими детьми дома», «Дидактическая игра своими руками». Помочь детям через освоение позиции субъекта поисковой, исследовательской и других видов деятельности, познать начальные азы математики ; развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

3. Заключительный

С апреля по май 1. Принятие решения о дальнейшем использовании и модернизации проекта.

2. Открытое мероприятие : КВН по математике.

3. Презентация проекта.

4. Родительское собрание «Путешествие по островам математики.

Дать детям возможность поделиться полученными в процессе реализации проекта знаниями и умениями по математике.

Определить возможные перспективы дальнейшей работы.

Перспективный план по реализации проекта «Игровая занимательная математика»

Срок Форма работы Содержание Цель

Октябрь 1. Беседа с детьми

2. Дидактическая игра- развлечение

3. Наблюдение – игра на прогулке

4. Игры 1.«Мое отношение к математике»

2. «Когда это бывает?»

3. «Найди и опиши предмет похожей формы»

4. «Угадай-ка», «Сколько разных игрушек» 1. Изучение эмоционального самочувствия ребенка, его отношение к математике, без оценочного вопроса со стороны взрослого.

2. Закрепление умения называть время своего рождения; развитие умений выделять характерные признаки времен года (месяца, их связь с деятельностью людей.

3. Закрепить знания о геометрических фигурах; умение находить и описывать в окружающей обстановке предметы разных форм.

4. Закрепление у детей навыков счета.

Ноябрь 1. Рассказ - беседа

2. Игровое упражнение

3. Логические задачи

4. Аппликация 1. «Цифры в загадках и пословицах»

2. «Лови, бросай, дни недели называй»

3. «Отвечай, не зевай»

4. «Геометрический ковер» 1. Знакомство с возникновением чисел и цифр; расширение знаний об окружающем мире.

2. Закрепление представлений о днях недели и событиях, связанные с ними.

3. Развивать умение расшифровывать информацию, опираясь на символы; классифицировать фигуры по 3-4 признакам.

4. Закрепление знаний о геометрических фигурах; развивать творческое воображение и моторику рук.

Декабрь 1. Дидактическая игра

2. Логические головоломки

3. Математическая сказка

4. Игровое занятие 1. «Расскажи, что видишь»

2. «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Листик»

3. «Сколько стоит глоток воды»

4. «Поход в магазин» 1. Учить овладевать пространственными представлениями.

2. Развитие логического мышления; пространственных представлений, воображения, конструктивного мышления; комбинаторных способностей.

3. Умение различать понятие и значение слов «цена» и «ценность»; беседа о ценностях в жизни.

4. Развитие у детей умения классифицировать предметы по свойствам; упражнение в сожжении и вычитании; развитие логического мышления и воображения.

Перспективный план по реализации проекта «Игровая занимательная математика»

Срок Форма работы Содержание Цель

Январь 1. Художественное творчество

2. Настольно – печатная игра

3. Эксперимент

4. Дидактическая игра 1. «На что похожи цифры»

2. Лабиринт

3. Измерение объема жидких и сыпучих веществ

4. «Встань на свое место» 1. Развитие творческого воображения, памяти, мелкой моторики рук.

2. Развитие мышления, внимания, моторики рук, фантазии и воображения контроль и оценка результатов собственной ориентированной деятельности.

3. Выработать у детей умение определять решение проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно; умение излагать результаты исследования.

4. Упражнять детей в порядковом и обратном счете по осязанию.

Февраль 1. Математический досуг

2. Математическая сказка

3. Дидактические игры

4. Настольно- печатные игры

1. «Веселая математика»

2. «Появление ноля»

3. «Где какие фигуры лежат», «Как расположены фигуры?»

4. «Математическое лото» 1. Поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя взаимопомощь и настойчивость.

2. Развитие речи, памяти; понятие «ноль» в математике и жизни.

3. Учить детей классифицировать фигуры по двум свойствам; учить располагать геометрические фигуры на плоскости.

4. Развитие памяти, внимания, логического мышления; умения считать и делать выводы.

Март 1. Проблемная игровая ситуация

2. Игра - развлечение

3. Логические головоломки

4. Дидактическая игра 1. «Дом. Квартира.

2. «В гостях у пингвинов»

3. «Волшебный круг», «Пентамино», «Головоломка Пифагора».

4. «Кто быстрее подберет коробки» 1. Учить детей пользоваться меркой для определения высоты.

2. Развитие творческого воображения, внимания, памяти, логического мышления; закрепление знаний о геометрических фигурах; развитие мелкой моторики рук.

3. Умение выкладывать силуэтные изображения животных по заданной схеме; развитие наглядно- образного и логического мышления.

4. Учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Перспективный план реализации проекта «Игровая занимательная математика»

Апрель 1. Игровое занятие

2. Математическая сказка

3. Поисково- творческие задачи А. Зака

4. Дидактическая игра 1. «В космосе»

2. «Для чего нужны камни?»

3. «Пересечение»

4. «Клумба» 1. Развитие конструктивных способностей; умения составить из частей целое; освоение способов сложения и вычитания в пределах 20; развитие воображения и мышления.

2. Развитие речи, логического мышления, воображения; умения высказывать свою точку зрения.

3. Продолжать развивать у детей способность анализировать, осваивая решение задач, с поиском одного рисунка.

4. Закрепить у детей понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

Май 1. Игровая проблемная ситуация

2. Развивающие логические игры Никитиных

3. Открытое занятие

4. Игры с математическим планшетом 1. «Поможем Золушке»

2. «Кубики для всех»

3. «Математический КВН»

4. «Нарисуй по схеме» 1. Закрепить знания детей о частях суток и времени, развивать способность анализировать; развивать память и внимание; воспитывать чувство сопереживания.

2. Развитие мышления, сообразительности, смекалки, конструктивных умений.

3. Доставить детям радость от игр развивающей направленности; поддерживать интерес к математике; воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки.

4. Развитие логического и образного мышления, воображения, памяти; конструктивных способностей; мелкой моторики рук.

Публикации по теме:

«Занимательная математика для дошкольников». Презентация .

Дидактическая игра «Занимательная математика»Дидактическая игра «Занимательная математика» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю дидактическую игру «Занимательная математика». Начиная, с младшего возраста по программе знакомят.

Фотоотчет о занятии «Пентамино — занимательная математика»Фотоотчет о занятии «Пентамино — занимательная математика» Пентамино - очень занимательная головоломка, в то же время являющаяся логической игрой. Обязательно поиграйте и сами, и с детками! Участвуя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Игровая занимательная математика»
Опубликовано: 27 апреля 2024 в 12:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД