МААМ-картинки

Проект «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори»

Федаева Наталья
Проект «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори»

Проект «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов системы М. Монтессори».

Актуальность. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Публикация «Проект „Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М, Монтессори“» размещена в разделах

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори. Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.

Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори».

Объект исследования – процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – механизмы формирования элементарных математических представлений, посредством включения элементов педагогической системы М. Монтессори.

Цель исследования – обосновать эффективность применения элементов системы М. Монтессори в формировании математических представлений.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).

2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

3. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация); способов познания дей-ствительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

4. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; развитие активности и инициативности детей;

5. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, умений самоконтроля и самооценки.

6. Налаживание связи с родителями в области формирования математических представлений у детей, учитывая интересы родителей. П

Гипотеза исследования. Мы предположили, что включение в процесс формирования математических представлений элементов педагогической системы М. Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования математических понятий детей, повышают уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Разработаны конспекты занятий по формированию математических представлений для детей дошкольного возраста с использованием элементов предложенной системы. Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ:

• Антропологический принцип

• Принцип условий свободы развития ребенка

• Принцип концентрации внимания

• Принцип специально подготовленной обучающей среды

• Принцип сензитивности

• Принцип ограничения и порядка

• Принцип актуального и ближайшего развития

Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности

• формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;

• максимальная эффективность освоения задач, заложенных в Монтессори – материалах;

• развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

• развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

• развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

• развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;

• развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;

• развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

Длительность работы над опытом осуществляется в четыре этапа:

1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

1. Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня математического развития детей 3-6 лет.

4. Разработка диагностического инструментария к материалу.

5. Разработка перспективного плана работы.

6. Проведение диагностики математического развития детей

7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – рабочий (внедренческий):

1. Использование дидактических материалов и упражнений системы М. Монтессори в процессе формирования элементарных математических представлений;

2. Развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, воображения, смекалки, самостоятельности.

1 блок – работа с детьми

• «Сенсорное развитие». Средства реализации: «Розовая башня»; «Коричневая лестница»; «Красные штанги»; «Цветные таблички»; «Цилиндры – вкладыши»; «Шершавые таблички»; «Шумовые коробочки»; «Рамки-застежки» и др.

• «Количественные представления». Средства реализации: «Числовые (красно-синие) штанги»; «Цифры из шершавой бумаги»; «Числовые штанги и цифры»; «Ящики с веретенами»; «Числа и чипсы»; «Игры на запоминание» и др.

• «Формирование представлений о величине предметов и измерении величин». Средства реализации: «Розовая башня»; «Коричневая лестница»; «Блоки-цилиндры»; «Красные штанги»; «Цветные таблички»; «Цветные цилиндры».

• «Геометрические представления» Средства реализации: «Геометрический камод»; «Цветные цилиндры»; «Конструктивные треугольники; «Накладывающиеся геометрические фигуры»; «Геометрические тела»; «Игра «Волшебный мешочек»

• «Пространственные представления». Средства реализации: «Игры в кругу»; «Лабиринты – упражнения», «Математические игры».

• «Временные представления». Средства реализации: «математичес-

кие игры».

2 блок – работа с родителями

1. Предварительная работа

2. Повышение педагогической культуры родителей

3. «Успехи детей»

4. «Наши игры»

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2. Выступления на РМО

3 этап – коррекционный:

1. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – обобщающий:

1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;

2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

3. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати;

4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений проводится итог полученных знаний в предварительной работе. В качестве основного метода проверки сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста рекомендуется использовать диагностику Тихомировой Ларисы Федоровны.

Список использованной литературы

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. /А. В. Белошистая. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. : ил.

2. Брыжинская Г. В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: Лекции / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2000.- 50 с.

3. Ерофеева, Т. И. и др. Математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада. / Т. И. Ерофеева, А. Н. Павлова, В. Н. Новикова. – М. : Просвещение. 1992.

4. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста., - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с, илл.

5. Монтессори - материал: школа для малышей. Ч. 1. - М. : Мастер, 1992. - 80 с.

6. Монтессори М. Арифметика в детском саду: Пер. с итал. Ю. Фаусек. – Пг: Начатки знаний, 1922. – 48с.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Развитие системы дошкольного образования ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПОДПРОГРАММЫ: • Обеспечение государственных гарантий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори»
Опубликовано: 18 мая 2014 в 20:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД