МААМ-картинки

Проект «Евгений Чарушин — писатель и художник» в старшей группе

ОЛЬГА МАРКИНА
Проект «Евгений Чарушин — писатель и художник» в старшей группе

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад"

ПРОЕКТ «ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН – ПИСАТЕЛЬ И ХУДОЖНИК»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Выполнили:

Публикация «Проект „Евгений Чарушин — писатель и художник“ в старшей группе» размещена в разделах

дети старшей группы «Пчелка»

Руководитель проекта :

О. Н. Маркина, воспитатель

Матрица проекта

Название проекта

«Евгений Чарушин – писатель и художник».

Тематическое поле

Знакомство с литературным и художественным творчеством Евгения Чарушина.

Проблема

Необходимость развития устойчивого интереса к книге как источнику познания окружающего мира и его художественного отражения.

Интеграция образовательных областей

«Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».

Цель

Формирование навыков устойчивого интереса к чтению книг, рассматриванию иллюстраций.

Задачи по интегрируемым областям

Чтение художественной литературы

Формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг природоведческой тематики.

Закреплять представление о жанровых особенностях художественных произведений, развивать умение анализировать тексты.

Познание

Познакомить с краткой биографией, литературным и художественным творчеством Е. Чарушина.

Формировать проектно-исследовательские умения и навыки при создании книжной выставки: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.

Художественное творчество

Формировать интерес к оформлению книги, учить подробно рассматривать иллюстраций.

Совершенствовать умение раскрывать тему литературного произведения, передавая в рисунке характер и настроение героев.

Коммуникация

Формировать умение воспроизводить текст произведения с опорой на иллюстраций, графические схемы.

Социализация

Развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности (игровой, продуктивной, общении со взрослыми) в соответствии с эмоциональными запросами.

Закреплять правила культурного общения с книгой, коллективного чтения (восприятия) книг, поведения в библиотеке и книжном уголке.

Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к книге, укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.

Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская, чтение (восприятие, коммуникативная, продуктивная, игровая.

Сценарий деятельности

Этапы проекта

Содержание деятельности Практические материалы

I. Погружение в проект : обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 1. Предложить принести в группу любимые книги Е. Чарушина из дома, провести беседу «Моя любимая книга».

2. Чтение (восприятие) рассказов «Томка», «Томка испугался», «Как Томка не показался глупым», «Как Томка научился плавать».

3. Рассмотреть с воспитан-никами иллюстрации в книге «Про Томку», в книгах, принесенных из дома.

4. Познакомить с биографией и литературным наследием Евгения Чару-шина

1. Беседа «Моя любимая книга».

2. Чтение глав из книги «Про Томку».

3. Рассматривание иллюстраций в книге «Про Томку» и принесенных из дома.

4. НОД «Наш друг Томка».

II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы 5. Обсудить оформление книжного уголка, возможные варианты устройства книжной выставки.

6. Посетить городскую детско-юношескую библиотеку.

5. Примерный план устройства книжного уголка, размещение начала коллекции книг, эстампов Е. Чарушина

6. Экскурсия в библиотеку им. С. Я. Маршака

III. Реализация идеи 7. Литературная гостиная «Эти забавные зверята» : чтение произведений Е. Чарушина «Никита-доктор», «Томкины сны», «На нашем дворе» «Волчишко», «Воробей», «Медвежонок», «Еж», «Лиса», «Про зайчат».

8. Рассмотреть с воспитан-никами иллюстрации в книгах «На нашем дворе», «Волчишко», «Зверята», «Про Никиту», «Болтливая сорока», «Вот они какие», «Васька, Бобка и Кроль-чиха», в книгах, принесенных из дома.

9. Цикл индивидуальных занятий по обучению пересказу.

10. Провести беседу «Кого можно встретить в лесу осенью».

11. Художественно-продуктивная деятельность :

- оформление выставки детских работ «Пушистая страна».

12. Провести в книжном уголке словесные, дидактические игры, упражнения и задания.

13. Подготовиться к празднику открытия книжной выставки «Мир Евгения Чарушина».

7. Чтение (восприятие) произведений Е. Чарушина в литературной гостиной.

8. Рассматривание иллюстраций в книгах Е. Чарушина, эстампов.

9. План-конспект по обучению пересказу.

10. НОД «Кого можно встретить в лесу осенью».

11. Аппликация «Пушистые комочки».

Рисование «Зайчики – трусишка и храбришка», «Кошка с котенком».

12. Игры, упражнения и задания в книжном уголке.

13. Праздник открытия книжной выставки.

IV. Презентация проекта 14. Провести литературную викторину «Ребята о зверятах».

14. Литературная викторина «Ребята о зверятах».

Описание продукта, полученного в результате реализации проекта

Выставка детских работ «Пушистая страна»

Праздник открытия книжной выставки «Мир Евгения Чарушина»

Литературная викторина «Ребята о зверятах»

Тип проекта

Исследовательско-творческий

Количество детей – участников проекта

25 детей старшего возраста

Продолжительность проекта

3 недели

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта

Подборка книг Е. Чарушина с иллюстрациями

Эстампы Е. Чарушина

Наглядно-методическое пособие Т. Дороновой «Изобразительное искусство»

Изобразительные материалы

Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://deti74.ru/forum/index.php?topic

https://www.lib.mn

https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-tvorchestvo-echarushina

Форма проведения презентации

Литературная викторина «Ребята о зверятах»

Критерии оценки качества выполнения проекта

Уровень проявления устойчивого интереса к тематически многообразным произведениям, биографии автора, рассматриванию иллюстраций, процессу чтения.

Умение описывать состояние героев, передавать свое отношение к содержанию произведения.

Способность творчески использовать прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности.

Умение пользоваться прямой и косвенной речью, средствами художественной выразительности при пересказе литературных текстов.

Литература

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Старшая группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду : Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.

Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., - 2012.

Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 20003.

План реализации проекта «Евгений Чарушин – писатель и художник»

Дата проведения: I_неделя_

Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт

Понедельник Беседа «Моя любимая книга»

Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;

- заложить начало создания коллекции книг писателя и художника Евгения Чарушина.

О. Д. Смирнова с. 66

Рассматривание книг в книжном уголке. Предложить родителям найти книги Е. Чаруши-на, прочитать дома и принести любимую книгу ребенка в группу Начало создания коллекции книг писателя и худож-ника Евгения Чарушина

Вторник Чтение «Томка» Е. Чарушина

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Н. А. Карпухина с. 51

Предложить в настольной игре «Кто моя мама» соотнести и составить парами пазлы с изображениями малы-шей и их мам.

Среда Пересказ рассказа «Корова» (по Е. Чарушину)

Цель: Формировать навыки связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы;

- совершенствовать умение подбирать антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

- составлять предложения из 2-3 слов;

- продолжать учить детей внимательно слушать произведение и пересказывать его с помощью опорных схем;

- совершенствовать умение сравнивать объекты на панно «Корова с теленком» по величине.

Л. В. Лебедева с. 54 Рассматривание иллюстраций

Е. Чарушина «Томка»

Цель: Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании иллюстраций.

Чтение «Томка испугался»

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Н. А. Карпухина с. 51

Д/и «Угадай –ка»

Цель: Формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного, обозначающего животного, и прилагательного в роде, числе.

О. С. Рудик с. 33 Обмен принесенными книгами, рассматривание иллюстраций. Предложить родителям составить электронную версию произведений Е. Чарушина. Электронная версия произведений Е. Чарушина.

Четверг Рассматривание иллюстраций

Е. Чарушина «Томка»

Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.

Чтение «Как Томка не показался глупым», «Как Томка научился плавать»

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Н. А. Карпухина с. 52

Д/и «Кого не стало?»

Цель: Формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного, обозначающего животного, и прилагательного в роде, числе.

О. С. Рудик с. 34 Выстраивание графи-ческой мнемодорожки к рассказу «Корова» Е. Чарушина

Пятница

«Наш друг Томка» художественная литература

Цель: Познакомить детей с биографией и литературным наследием Евгения Чарушина;

- формировать у дошколь-ников навык внимательного прослушивания прозаических текстов, осмысленно воспри-нимать литературный текст и его содержание;

- формировать нравственные качества: доброту, заботу о братьях наших меньших;

- воспитывать на поэтических примерах любовь к животным.

Н. А. Карпухина с. 53 Беседа «Моя любимая книга»

Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;

- обсудить оформление книжного уголка, возможные варианты устройства книжной выставки.

О. Д. Смирнова с. 66

Составление плана «Как устроить книжный уголок»

Цель: разработать оформление книжного уголка.

О. Д. Смирнова с. 74

Д/и «Кто кем становится?»

Цель: Совершенствовать умение подбирать по смыслу слова, обозначающие названия животных и их детенышей.

О. С. Рудик с. 144 Размещение принесенных из дома книг в книжном уголке. Предложить для обсуждения и внесения новых идей примерный план устройства книжного уголка и размещения коллекции книг, эстампов Е. Чару-шина.

План «Как устроить книжный уголок»

Дата проведения: II_неделя_

Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт

Понедельник Литературная гостиная. Чтение и рассматривание иллюстраций «На нашем дворе»

Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание детей;

- продолжать формировать навыки диалогической речи.

Д/и «Что изменилось?»

Цель: Активизировать в речи употребление предлогов с пространственным значением (на, между, около). Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей.

О. С. Рудик с. 40

Чистоговорки «Сердитый гусь», «Коза», «Овца», «Петушок»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе и их дифференциация.

А. Ф. Рыбина с. 15, 17, 19, 27 Рисование в раскрасках «Домашние животные» Сообщить родителям о предстоящей экскурсии, получить их согласие.

Вторник «Экскурсия в городскую библиотеку им. С. Я. Маршака»

Цель: Сформировать представление о библиотеке, научить общаться с работ-никами этого учреждения;

- познакомить с внутренним оформлением здания, назначе нием помещения;

- познакомиться с формой использования фондов библиотеки.

О. Д. Смирнова с. 71 Литературная гостиная. Чтение (в сокращении) и рассматривание иллюстраций «Волчишко»

Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

- продолжать работу по формированию интереса к книге.

Д/и «Страшный зверь»

Цель: Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей.

О. С. Рудик с. 40

Д/и «Скажи, что не так»

Цель: Учить замечать неточности в тексте; поддерживать интерес к литературному наследию пиателя.

О. Д. Смирнова с. 88

Предложить родителям записать ребенка в библиотеку, выбрать книги Е. Чарушина для чтения. Фотовыставка «Наша экскурсия в библиотеку»

Среда Составление описательного рассказа по сюжетным картинкам «Волчонок»

Цель: Формировать навыки описательного рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.

Н. А. Карпухина с. 58

Д/и «Не зевай, быстро отвечай»

Цель: Поддерживать интерес к литературному наследию пиателя.

О. Д. Смирнова с. 88

Чистоговорки «Стоит на полке книжка»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.

А. Ф. Рыбина с. 43 Обогатить развивающую среду настольной игрой «Чей домик» и предложить из пазлов составить пары: животное и его жилище Акция «Подарите книгу детскому саду». Коллекциониро-вание книг писателя и худож-ника Евгения Чарушина

Четверг «Зайчики – трусишка и храбришка» рисование

Цель: Совершенствовать умение раскрывать тему литературного произведения, передавая в рисунке характер и настроение героев;

- вызвать интерес к иллюст-рированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами;

- познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане;

- развивать композиционные умения.

И. А. Лыкова с. 72 Д/и «Догадайтесь, как писатель назвал свой рассказ

Цель: Формировать умение по фрагментам литературного текста догадываться, как писатель назвал свой рассказ.

Н. А. Карпухина с. 56

Литературная гостиная. Чтение (в сокращении) и рассматривание иллюстраций «Про зайчат»

Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

- продолжать работу по формированию интереса к книге.

Обсуждение литературного и художественного творчества Е. Чарушина «Что мне нравится?»

Цель: Выявить проявления заинтересованности проектом, появившиеся предпочтения, степень погружения в разрабатываемую тему.

Д/и «Зайка, сделай»

Цель: Формировать умение грамотно образовывать формы глагола в повелительном наклонении (спой, станцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).

О. С. Рудик с. 37 Предложить подобрать любимые книги и эстампы, разместить выставочную экспозицию в книжном уголке Выставка детских рисунков «Зайчики – трусишка и храбришка» в книжном уголке; экспозиция книг и эстампов Е. Чарушина.

Пятница

«Кого можно встретить в лесу осенью?» развитие речи

Цель: Развивать зрительное восприятие, наблюдатель-ность, способность самостоя-тельно по восприятию составлять повествовательный рассказ;

- побуждать детей составлять повествовательный рассказ по эстампу животного;

- придумывать к рассказу соответствующее название.

Н. А. Карпухина с. 61 Составление повествовательного рассказа по сюжетным картинкам «Про зайчат»

Цель: Формировать навыки повествовательного рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.

Н. А. Карпухина с. 59

Д/и «У кого какой зверь?»

Цель: Развивать умение фразами описывать картинку (иллюстрацию).

О. С. Рудик с. 83

Чистоговорки «Сорока», «Ворона», «Осенний лес»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.

А. Ф. Рыбина с. 66,13 Предложить родителям в Интернете найти и посмотреть с детьми мультипликационные фильмы по сценарию или произведению Е. Чарушина.

Дата проведения: III_неделя_

Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт

Понедельник Составление повествовательного творческого рассказа по сюжетным картинкам «Лисята»

Цель: Формировать навыки повествовательного творческого рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.

Н. А. Карпухина с. 59

Д/и «Найди лишнее»

Цель: Развивать наблюдательность, умение находить предметы определенной направленности среди предложенных для рассматривания. Совершенствовать умение выстраивать и произносить речь-доказательство.

О. С. Рудик с. 52

Чистоговорки «Лиса в лесу»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.

А. Ф. Рыбина с. 11 Предложить играющим сюжетные картинки «Разложи по порядку» для восстановления последовательности событий. Сообщить родителям о предстоящей презентации книжной выставки «Мир Евгения Чарушина».

Вторник Литературная гостиная. Чтение (в сокращении) и рассматривание иллюстраций «Лисята»

Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

- продолжать работу по формированию интереса к книге.

Изготовление приглашений для родителей на праздник открытия книжной выставки «Мир Евгения Чарушина»

Цель: Помочь создать приглашения для родителей, используя доступные материалы и приемы аппликации.

Д/и «Отгадай рассказ»

Цель: Формировать умение по предложенным картинкам называть произведение.

О. Д. Смирнова с. 87

Д/и «Кто что умеет делать?»

Цель: Развивать умение подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Совершенствовать культуру речевого общения.

О. С. Рудик с. 80 Обогатить развивающую среду настольной игрой «Кто где живет», предложить выбрать ведущего и поиграть. Приглашения для родителей на книжную выставку «Мир Евгения Чарушина».

Среда «Кошка с котенком» рисование

Цель: Формировать умение детей составлять сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине – кошка с котенком;

- познакомить со способом лепки из валика, согнутого дугой и надрезанного с двух концов;

- учить анализировать особенности строения живот-ных, соотносить части по пропорциям;

- воспитывать самостоятель-ность, аккуратность.

И. А. Лыкова с. 28 Рассматривание иллюстраций

Е. Чарушина «Тюпа»

Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.

Чтение «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький»

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Д/и «Отгадай рассказ по предметам»

Цель: Помочь детям по предметам или отдельным деталям определять принадлежность к литературному приозведению.

О. Д. Смирнова с. 87

Предложить родителям совместно с детьми выбрать любимого животного и нарисовать его в «пушистой» технике Е. Чарушина. Выставка рисунков «Кошка с котенком».

Четверг «Пушистые комочки» аппликация

Цель: Учить детей делать аппликативное изображение животных из мятой бумаги, передавая характерные особенности строения;

- развивать умение выбирать и применять доступные способы передачи «пушистой» фактуры;

- развивать творчество, фанта-зию, учить бережно относиться к используемым материалам

Рассматривание иллюстраций

Е. Чарушина «Тюпа»

Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.

Чтение «Почему Тюпа не ловит птиц»

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Д/и «Художественный салон»

Цель: Развивать умения детей описывать выбранную картину, иллюстрацию, сосредотачиваться на чем-либо. Обогащать словарный запас, используя речь-описание.

О. С. Рудик с. 51 Предложить играющим сюжетные картинки «Разложи по порядку» для восстановления последовательности событий. Выставка работ «Пушистые комочки».

Пятница

Литературная викторина «Ребята о зверятах»

Цель: Формировать эмоционально положительное отношение к коллективным мероприятиям, привлечь к активному участию в литературной викторине;

- обобщить и систематизировать знания о произведениях Е. Чарушина;

- создать условия для активного использования литературного опыта в речевой практике;

- продолжать учить чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью;

- поддерживать интерес к книжной графике;

- развивать творческое воображение, выразительность речи.

О. Д. Смирнова с. 81 Праздник открытия книжной выставки «Мир Евгения Чарушина»

Цель: Помочь создать атмосферу праздника для детей и родителей.

Посещение родителями книжной выставки «Мир Евгения Чарушина».

Призентация литературной викторины «Ребята о зверятах».

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе «Зимние забавы» (театрализация) Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Евгений Чарушин — писатель и художник» в старшей группе
Опубликовано: 15 августа 2013 в 17:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД