Лучший педагог года

Проект «Что мы знаем о воде?» для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) с задержкой психического развития

Екатерина Якимова
Проект «Что мы знаем о воде?» для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) с задержкой психического развития

Тема: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ

Вид проекта : познавательно-исследовательский

Время проведения: среднесрочный (сентябрь – ноябрь)

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (дефектолог, музыкальный руководитель).

Образовательная область: познание

Публикация «Проект „Что мы знаем о воде?“ для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) с задержкой психического развития» размещена в разделах

Актуальность проблемы: Ознакомление дошкольников с явлениями природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс практической, исследовательской деятельности для поиска причины мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Кроме того, современная модернизация образовательной системы требует от педагогов внедрения новых, инновационных методов и технологий в работе с детьми в ДОУ. Учитывая вышесказанное, а также с целью получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР по развитию естественнонаучных представлений о неживой природе мы использовали проектную деятельность.

Цель: развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Задачи проекта :

• Образовательная область «Познание» :

- формирование и систематизация знаний о воде;

- развитие интереса к исследовательской деятельности;

• Образовательная область «Коммуникация» :

- побуждать интерес детей к участию в беседе;

- обогащать словарь детей существительными, прилагательными; упражнять в употреблении глаголов.

• Образовательная область «Социализация» :

- формирование умения работать в малых группах;

• Образовательная область «Художественное творчество» :

- создание изображения предметов по представлению (памяти);

• Образовательная область «Чтение художественной литературы» :

- стимулирование адекватного понимания и выражение ребенком смысла художественного текста;

• Образовательная область «Музыка» :

- умение ритмично двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки, менять движение в соответствии с изменением темпа.

В ходе интеграции образовательных областей нами решались коррекционно - развивающие задач :

- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, стимулирование желания делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения);

- развитие слухо-зрительно-тактильного восприятия;

- развитие эмоционально-волевой сферы (волевого усилия, самоконтроля).

Продукты проекта :

Рисунки, карточки-схемы, выставки, лабораторные или опытнические зоны в группе, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, консультации и анкеты для родителей, экологические знаки.

Предполагаемые результаты:

1. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

2. Дети будут отличать и называть характерные признаки воды.

3. Дети научатся проводить простейшие опыты, исследования.

4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Риски

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Могут быть упущены отдельные направления

проекта из-за большого объема изучаемого материала.

Предупреждение рисков

- Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Что мы знаем о воде?", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

- Распределить среди членов педагогического коллектива ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

Этапы проекта :

Проект включает три основных этапа:

I этап проекта – организационно-подготовительный

1. Подбор программно-методического обеспечения. За основу была принята Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальная программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей редакцией С. Г. Шевченко. В дополнение мы отобрали технологии: Е. С. Евдокимова «Технология проектрования в ДОУ», Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», М. И. Чистякова «Психогимнастика».

2. Пополнение и модернизация развивающей среды. Во-первых, уголок по экспериментированию превратился в уголок «Детской лаборатории», который значительно пополнился экспериментальным оборудованием и играми. Во-вторых в группе создан выставочный центр результатов творчества детей.

3. Ознакомление детей с неживой природой – вода, посредством коммуникативной деятельности (беседы «Волшебница вода», «Для чего нужна вода?» беседы по содержанию прочитанных текстов: потешки «Дождик-дождик», «Водичка-водичка», загадки о воде, знакомство с глобусом) и продуктивной деятельности (изготовление капелек воды).

II этап проекта – основной

1. Корректировка планов. Были внесены дополнения в планы коррекционно-воспитательной работы (у воспитателя, коррекционно-развивающей работы (у учителя-дефектолога, музыкального руководителя, а именно: включение развивающих игр и упражнений при использовании воды, для закрепления ее свойств и функций. Специалисты ДОУ планируют использование воды с целью коррекции высших психических функций и речи. Например: игра «Живое - неживое», «Закончи предложение», «Скажи наоборот». Музыкальный руководитель при проведении психогимнастики проводит игры : «На берегу моря», «Золотые капельки».

2. Собственно экспериментальная деятельность. Воспитатель вовлекает дошкольников в наблюдения за свойствами и состоянием воды, организовывает упражнения «Как журчит ручей», «Наблюдение за дождем», которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умение анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки. В ходе экспериментальной деятельности с водой воспитатель создает ситуации «Поможем Незнайке», которые дети разрешают посредством проведения опытов: «Вода не имеет формы», «Вода жидкая», «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», и анализируя, делают вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о воде и ее функциях.

III этап проекта – заключительный

1. Работа по обобщению и распространению опыта. Воспитателем используется игровая, коммуникативная деятельность в работе с детьми в форме беседы «Что мы знаем о воде; продуктивная деятельность «Какой бывает вода?» (рисование). Учитель-дефектолог использует игровую, познавательно-исследовательскую деятельность в форме следующих игр и упражнений: игры на развитие внимания : «Где спряталась вода?», «Кому нужна вода?»; на развитие мыслительных операций «Что сначала, что потом», «Собери целое»; игры на развитие мелкой моторики : «Проведи линию», «Обведи по точкам», «Раскрась правильно». Для закрепления навыков и знаний и воде, а также для коррекции слухового восприятия, внимания, ориентировки в пространстве музыкальный руководитель включает в музыкально-художественную деятельность такие игры как «Прогулка», «Игры в воде».

2. Итоговое мероприятие. Создание продукта. В ходе детской деятельности в группе совместно с воспитателем и детьми создан творческий альбом «Это все вода», коллаж «Волшебное облачко». Завершающим итогом проекта явилось комплексное мероприятие по разделу «Развитие естественнонаучных представлений» (образовательная область «Познание») по теме «Что мы знаем о воде, в котором приняли участие не только воспитатель, но педагоги ДОУ (учитель-дефектолог, музыкальный руководитель). К участию в реализации проекта привлекались родители, с которыми осуществлялась работа в форме: анкетирование, консультации, папка-передвижка.

Сотрудничество с семьей:

*Анкетирование родителей.

* Папка-передвижка для родителей «Игры с водой», газета для заботливых родителей «Домашняя лаборатория»

Предполагаемые результаты:

1. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

2. Дети будут отличать и называть характерные признаки воды.

3. Дети научатся проводить простейшие опыты, исследования.

4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Риски

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Могут быть упущены отдельные направления

проекта из-за большого объема изучаемого материала.

Предупреждение рисков

- Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Что мы знаем о воде?", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

- Распределить среди членов педагогического коллектива ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

Публикации по теме:

План мероприятий в детском саду, посвященный годовщине Великой Отечественной Войны План мероприятий ГБОУ «Детский сад №___» посвященный годовщине Великой Отечественной Войне. №п/п Мероприятие Месяц проведения Ответственный.

Проект «Взаимодействие семей воспитанников и сотрудников ДОУ» В декабре 2013 года муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению исполняется 40 - лет. Объект проекта: взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Что мы знаем о воде?» для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) с задержкой психического развития
Опубликовано: 17 марта 2014 в 11:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД