Татьяна Забазнова
Проект «Через русскую народную сказку к народному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
Через русскую народную сказку к народному творчеству
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 2 месяца, февраль-март 2014 года
Возраст: дети 5 лет.
Участники: педагоги старшей группы № 5 «Одуванчики», музыкальный руководитель, дети и родители старшей группы № 5 «Одуванчики» МБДОУ «Детский сад № 3 «Лучик» г. Отрадное
Актуальность:
Публикация «Проект „Через русскую народную сказку к народному творчеству“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички, считалки, потешки….
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, анкетирование родителей указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Цель проекта:
• Приобщать детей к русской народной сказке и национальному фольклору, обращая внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа.
• Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки. Освоить старинные детские игры, обогатить речь детей пословицами, поговорками, присказками из словаря наших предков, путем участия в праздниках.
Задачи проекта:
• Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
• Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
• Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.
• Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
• Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
• Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.
• Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
• Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.
• Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Физическое развитие Разучивание подвижных игр «Лапта», «Горелки», «Ручеек», «Бояре»
Социально-коммуникативное развитие Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Русские народные сказки»
Просмотр кукольных спектаклей «Петрушка на Масленице!», «Мороз Иванович»
Игры – драматизации с использованием кукол для настольного и пальчикового кукольного театра, сюжетно-ролевые игры по мотивам русских народных сказок в течение дня
Разыгрывание сценки-потешки «Медведь и Козочка», сказка-импровизация «Петушок и бобовое зернышко» с разучиванием игры-разминки «Курочки и петушки»
Театрализация спектакля «Волк и семеро козлят»
Познавательное развитие
Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Кто придумал эти сказки?»
Проведение викторины на знание русских народных сказок
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр («Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки», «Чьи это слова?», «Из какой сказки иллюстрация?» и т. д.)
Речевое развитие Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам, составление описательного рассказа по ним, пересказ сказки «У страха глаза велики» (с использованием мнемотаблиц)
Художественно-эстетическое развитие Выставка рисунков и поделок-композиций из соленого теста на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями).
Выпечка «колобка» при непосредственном участии детей от этапа замешивания теста до дегустации готовой продукции
Организация в ДОУ выставки «Русское народное творчество»
Работа с родителями и социальными партнерами Участие родителей в изготовлении костюмов и декораций для постановки спектакля.
Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам.
Участие детей и родителей в празднике «Широкая Масленица!»
Посещение библиотеки г. Отрадное. Беседа с детьми о русском народе, культуре, обычаях, утвари. Ознакомление детей с богатой коллекцией русских народных сказок.
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки, либо меняли окончание известных сказок. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Итоговый мониторинг указывает на то, что у детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной.
Родители проявили инициативу и творчество в подготовке спектакля, в особенности, в изготовлении костюмов и декораций. Активно участвовали в подготовке выставки «Наши любимые сказки» (совместно с детьми); приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Итоговое анкетирование указывает на то, что повысился уровень общей осведомленности по вопросам домашнего чтения.
Педагоги группы получили положительные отзывы об организованной в ДОУ выставке «Русское народное творчество» от детей, родителей, воспитателей из других групп и сотрудников нашего детского сада.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «В гости к русской народной сказке»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.
Список используемой литературы:
1. Авдеева Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. – М., ТЦ Сфера, 2012
2. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. Методическое пособие. - М., ТЦ Сфера, 2008
3. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. 2-е изд. Перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. – М., ТЦ Сфера, 2012
5. Королева С. Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет. Изд. Учитель, 2010
6. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет -Волгоград: Учитель, 2014.