Папки-передвижки

Проект «Безопасная и комфортная образовательная среда ДОУ»

Ольга Чугунова
Проект «Безопасная и комфортная образовательная среда ДОУ»

Содержание :

1. Содержание ….….…. … 2

2. Аннотация проекта ….…. …. 3 3. Структурные компоненты психологической безопасности : …. …. 3-4

3.1. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников…. 4

3.2. Система организации межличностных отношений в ДОО… 4

3.3. Система преемственности ДОО и СОШ…. 4

4. Пояснительная записка …. …. 5

5. Содержание этапов работы по обеспечению безопасной и психологически

комфортной образовательной среды…5- 8

Публикация «Проект „Безопасная и комфортная образовательная среда ДОУ“» размещена в разделах

6. Организация безопасного, психологически комфортного пространства. 8-11

7. Результаты работы… ….. 11-12

8. Список литературы …. 12

Какой он счастливый и здоровый ребенок? Как воспитать его таковым? Как помочь ему в этом в условиях дошкольной организации? Вот ряд проблем, ответы на которые вы найдете познакомившись с проектом организации безопасной и комфортной образовательной среды детского сада. Автор проекта представляет механизм обеспечения психологической безопасности и формирования здоровой личности.

Я полагаю, что применение на практике проект формирования и сохранения безопасной и комфортной образовательной среды сократит имеющиеся проблемы современного общества в области сохранения психологически здоровой нации.

Практическая значимость проекта формирования и сохранения безопасной и комфортной образовательной среды состоит в том, что результаты практического исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в реальных условиях деятельности.

Актуальность

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации воспитательно- образовательного процесса, а также одним из показателей его качества в условиях реализации ФГОС. Работая в МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Радуга» педагогом психологом, я неоднократно убеждалась, что именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Ориентируясь на это основной задачей нашего дошкольного учреждения является: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Моя деятельность по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.

При постановке задач такого рода я выступаю механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов. Под психологической безопасностью понимаю защищенность воспитанников и педагогов от угроз психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.

Исходя из изложенного, мною выделены структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность» и непосредственно влияют на нее. В свою очередь, структурные компоненты психологической безопасности я разделила на три системы:

• система организации режима жизнедеятельности воспитанников;

• система организации межличностных отношений в ДОУ.

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников

• установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузок;

организация полноценного питания, сна и двигательного режима);

• создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д. ;

• организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).

Система организации межличностных отношений в ДОО:

• влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);

• психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).

Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОО.

Задачи:

1) создать условия, способствующие эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОО;

2) создать условия для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

3) работа по созданию условий для укрепления и сохранения здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе, всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой, создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Содержание этапов работы по обеспечению безопасной и

психологически комфортной образовательной среды.

1. Диагностический этап.

На данном этапе анализируются:

• отношение детей к ДОО, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе;

• психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;

• степень подготовки воспитанников ДОО к школе;

• специфика организации воспитательно-образовательного процесса;

• степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;

• психологический климат педагогического коллектива.

2. Организационно-практический этап.

В группах ДОО регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды через различные формы и методы:

• Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОО безопасных условий; защита от всех форм дискриминации.

• Повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их личностного роста, что подразумевает проведение методических мероприятий для педагогов: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на оптимизацию процесса организации рационального режима дня (распределение физических и интеллектуальных нагрузок, организацию питания, сна и предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям психологической безопасности; использование в работе приемов аутотренинга и релаксации).

• Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений.

.итоговый

В течение учебного года с детьми проводятся коррекционно-развивающие занятия по следующим программам:

Название программы / автор (составитель)/ целевая аудитория

Цель Задачи

Программа групповых игровых сеансов по социализации ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.

Автор-составитель – А. С. Роньжина. Целевая аудитория: воспитанники первых и вторых младших групп

Создание условий для обеспечения психологического благополучия и позитивной социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия

• Вызвать у ребенка интерес к сверстникам - партнерам по взаимодействию;

• облегчить процесс адаптации вновь набранных детей;

• сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;

• научить выполнять одновременно одинаковые игровые действия, достигая общего игрового результата, а также наблюдать за других детей;

• сформировать благоприятный климат в группе;

• стимулировать подражание взрослым в выражении эмоциональной отзывчивости;

• научить слушать взрослого и действовать по его инструкции;

• сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком;

• сформировать доверительные отношения;

• снизить психофизическую и эмоциональную напряженность;

• развивать познавательную активность и речь;

• развивать сенсомоторные навыки

Программа психолого-педагогических занятий по эмоциональному и волевому развитию дошкольников «Мир эмоций». Составитель: Ю. Е. Веприцкая

Целевая аудитория: воспитанники второй младшей и средней групп

Создание условий для естественного психологического развития ребенка

• Развить эмоциональную сферу, ввести ребенка в мирчеловеческих эмоций;

• развить коммуникативные умения, необходимые для успешного общения;

• развить волевую сферу - произвольность психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе

развить личностную сферу: сформировать адекватную самооценку, повысить уверенность в себе;

развить интеллектуальную сферу: умение мыслить, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление;

• сформировать позитивную мотивацию на обучение;

развить познавательные психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение

Программа психологической подготовки детей к школе «Психологический тренинг для будущих первоклассников». Автор: И. Л. Арцишевская.

Целевая аудитория: воспитанники старшей группы

Подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет

• Определить уровень готовности детей к обучению в школе (провести первичное и повторное психолого-педагогическое обследование);

• расширить кругозор;

• оценить и развить мотивацию на учебную деятельность, интеллектуальную активность ребенка;

• сформировать личностную, социально-психологическую, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность;

• развить высшие психические функции; графические навыки, зрительно-моторную координацию; умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи;

• развить навык произвольной регуляции поведения;

• развить навык общения со сверстниками и взрослыми, творческие способности, доверие, групповое сотрудничество;

• снять эмоциональное и мышечное напряжение

• Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т. д.

Организация безопасного, психологически комфортного пространства

Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создает у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы. Также пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора.

В группах МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Радуга» организованы специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта :

1. Зона приветствия.

Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива.

Структура:

• стенд «Доброе утро, я пришел!», на котором размещены фотографии детей. Приходя в детский сад, ребенок поворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своем присутствии в группе;

• стенд «Мое настроение», на котором дети старших групп в течение дня с помощью заготовок- пиктограмм отмечают свое настроение, а дети младших групп с родителями отмечают свое настроение в начале дня с приходом в ДОО.

2. Уголок достижений.

Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

Структура уголка:

«Карманчик успехов»средней и старшей группе на шкафчике каждого ребенка размещены индивидуальные кармашки, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются);

«Книга добрых дел» (папка раскладушка с индивидуальными файлами для каждой семьи, куда вкладываются фишки за каждый внесенный добрый и полезный вклад на благо группы и детского сада). Два раза в год семьям вручаются благодарственные письма.

3. Зона эмоций.

Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства эмоций, напряженности; развитие положительных эмоциональных чувств; обучение самообладанию и приемам саморегуляции.

Структура:

«коврик для снятия эмоционального напряжения» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);

«коробочка раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);

«ковер дружбы».

С помощью кукол бибабо и настольного театра дети выстраивают различные ситуации, используя коммуникативные навыки общения, приобретённые на занятиях, внеклассных мероприятиях, чтении художественной литературы, несущие положительные и доброжелательные отношения в детском коллективе.

4. Уголок поздравлений.

Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.

В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику. Подобные плакаты можно готовить к различным праздникам.

5. Зона воды и песка.

Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.

Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. А остаться сухим и чистым помогает накидка из целлофановой пленки длиною до пола с прорезью для головы и рук.

Зона оснащена пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».

6. Зона уединения.

Направленность: предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. С зоной уединения в группе соседствует уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.

В зоне уединения используются легкие, но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.

Самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребенка - все равно что строить самого себя.

Кроме того, в зоне уединения имеется «сухой дождь» (ленточный) в младших группах. Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному.

7. Уголок сенсорного развития

Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом.

Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия дошкольника и педагога.

Результаты работы

Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды, выстроенная в условиях реализации ФГОС ДОО, дает положительные результаты:

• соответствие предметно-развивающей среды требованиям психологической безопасности;

• направленность деятельности педагогов на личностно ориентированное взаимодействие с детьми;

• сокращение количества факторов, негативно влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт за счет построения гибкого и варьированного режима дня; включения в образовательный процесс значимых и интересных видов детской деятельности; проведения образовательной деятельности с детьми в увлекательной и эмоциональной форме; введения релаксационных пауз в режимные моменты; создания пакета методик снятия психоэмоционального напряжения;

• создание условий для естественного всестороннего развития творческого потенциала и индивидуальных способностей воспитанников;

• уменьшение количества детей с эмоциональными нарушениями;

• успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО;

• сокращение количества детей, психологически не готовых к поступлению в школу.

Анализируя результаты, можно сделать вывод об эффективности предложенной системы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной воспитательно -образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОО.

Список литературы :

1. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды : из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.

2. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство- Пресс. – 2010. – С. 5-12.

3. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.

4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева // Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.

5. Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений. -/ Сост. Башинова С. Н. ,Захарова О. К. -Казань:РИЦ «Школа»,2005.-264 с.

6. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов в помощь педагогам – психологам образовательных учреждений. - Казань: РИЦ «Школа»,2003.-188 с.

Публикации по теме:

Образовательная среда в ДОУ «Спортивный уголок»Образовательная среда в ДОУ «Спортивный уголок» Спортивный уголок в детском саду один из самых важных. Каждый из нас знает, что заниматься физкультурой очень полезно. Особенно полезно.

Образовательная среда для опытно-экспериментальной деятельности в ДОУОбразовательная среда для опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ Воспитатели Захарова У. В., Фомина Т. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино[/i] Дети.

Образовательная среда в ДОУ в рамках исследовательского проекта «Мы посадили необычный огород, посмотрите, что растет!»Образовательная среда в ДОУ в рамках исследовательского проекта «Мы посадили необычный огород, посмотрите, что растет!» Познавательно – исследовательский проект «Мы посадили необычный огород, посмотрите, что растет!» У нашей группы собрался народ Где тут.

Познавательно-исследовательский проект «Безопасная дорога»Познавательно-исследовательский проект «Безопасная дорога» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Целевые группы: дети в возрасте от 3 до 7 лет. Форма организации детей: групповая. Форма.

Проект по ПДД «Безопасная дорога» Проект «Безопасная дорога» Актуальность проекта: Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения.

Проект «Безопасная дорога — детям» Проект «Безопасная дорога - детям» Карелина Елена (старшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатель Карелина.

Проект «Безопасная дорога» в старшей группеПроект «Безопасная дорога» в старшей группе ПРОЕКТ «Безопасная дорога» в старшей группе №8 «Бельчата» Воспитатель: Штрынева Александра Александровна Москва 2017г. Тема педагогического.

Проект по ПДД «Безопасная дорога» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Целевые группы: дети в возрасте от 3 до 7 лет. Форма организации детей: групповая. Форма работы:.

Проект по ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога!» Автор проекта: Спирина Татьяна Евгеньевна. Участники проекта: Дети подготовительной группы; Тип проекта: информационно-познавательно-игровой.

Проект в старшей группе «Безопасная дорога» Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Безопасная и комфортная образовательная среда ДОУ»
Опубликовано: 8 октября 2018 в 14:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД