Получи документы

Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ (1 фото)

Светлана Молочкова
Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ

Визитная карточка проекта

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». М. Е. Салтыков-Щедрин

Название проекта :

«Берегиня» (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)

Участники проекта :

Дети подготовительных групп, родители воспитанников, педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп, сотрудники Лысковского государственного краеведческого музея.

Длительность:

Публикация «Проект „Берегиня“, Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ» размещена в разделах

Реализация проекта рассчитана на 2013 – 2014, 2014-2015 учебный год.

Возрастная группа:

Подготовительные к школе группы (6-7) лет.

Актуальность:

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры-убийцы, страшилища. А бывает и такое, что родители просматривают фильмы-ужасы, боевики вместе со своими детьми, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены- всё это носит разрушительный характер для детской психики. Анализ анкетирования родителей нашего ДОУ показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о народной кукле. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

Дети стали меньше играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери» и др., их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессивность, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Несомненно, настоящий помощник при этих проблемах – народная кукла. Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

- она является близким другом для ребенка,

- в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,

- главное в этих играх – эмоциональный контакт,

- дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную.

Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки, способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т. п. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. А воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.

Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, народная кукла несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.

Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Цель и задачи проекта :

Цель проекта : Реализация положений ФГОС дошкольного образования по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям, воспитание любви к народной культуре через образ традиционной народной куклы.

Задачи проекта :

Воспитание у дошкольников основ музейной культуры посредством создания экспозиции мини-музея «Берегиня».

Организация совместной с родителями и воспитанниками разработки мини-музея, его содержания, определение экспозиции, ее эстетической ценности.

Организация сотрудничества с социумом (Лысковский государственный краеведческий музей).

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО.

Индивидуализация образования, реализация личностно-ориентированного подхода в образовании.

Поддержка инициативы ребёнка, создание условий для развития свободной и творческой личности осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.

Изучение национальных традиций, традиций устного народного творчества, предметов материальной культуры русского народа.

Воспитание интереса к народной кукле.

Развитие и обогащение знаний детей о разнообразии, истории их возникновения, видах и назначении народных кукол.

Ознакомление детей со способами изготовления некоторых видов кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

Расширение кругозора дошкольника, развитие его познавательных способностей.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Развитие творческого, логического, ассоциативного мышления, воображения.

Социализация ребёнка, облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.

Повышение личностной ценности дошкольников, содействие формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе.

Планируемые результаты:

повышение интереса детей к народной кукле и народным традициям;

расширение знаний детей о народной кукле;

формирование интереса к изготовлению простых кукол;

создание апробированной системы мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле;

улучшение взаимодействия с семьями воспитанников в ходе реализации проекта;

формирование у детей навыков бережного отношения к результатам своего и чужого труда;

облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей;

создание мини-музея народной куклы «Берегиня»;

разработка эскизов изготовления кукол;

оформление паспорта мини-музея «Берегиня»;

выставка кукол, сделанных руками детей и родителей воспитанников;

презентация мини-музея «Берегиня»;

создание Интернет - экскурсии по мини-музею «Берегиня», размещение материалов на сайте МБДОУ детского сада № 17 комбинированного вида.

Критерии оценки результативности проекта :

опрос-беседа с детьми группы;

анкетирование родителей;

фото-, видеоматериалы;

анализ проведенных мероприятий;

обобщение опыта.

Описание проекта

Этапы реализации проекта :

I этап: организационно-подготовительный: (сентябрь-декабрь 2013-2014 учебный год)

Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.

Изучение теоретических основ и опыта педагогов.

Экскурсия в краеведческий музей с целью ознакомления со старинными предметами быта нашей местности.

Экскурсия в библиотеку с целью поиска материала по созданию народной куклы.

Выбор места для мини-музея.

Работа с родителями: анкетирование с целью уточнения знаний родителей по теме проекта, подготовка материалов и изготовление кукол, информация в родительском уголке.

Подборка художественной литературы (рассказов, стихов, загадок).

2 этап практический (этап реализации проекта) (декабрь-август 2013-2014 учебный год)

Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей».

Привлечение родителей к изготовлению народных кукол. Мастер -класс по созданию тряпичной куклы.

Семинар-практикум для воспитателей по созданию традиционной народной тряпичной куклы.

Оформление пространства холла для создания мини-музея «Берегиня».

Создание экспонатов мини-музея «Берегиня».

Разработка эскизов изготовления кукол.

Оформление уголка совместной деятельности для детей.

Занятия, беседы, исследовательская, продуктивная деятельность, развлечения с детьми.

Составление паспорта мини-музея народной куклы «Берегиня».

Презентация мини-музея «Берегиня» для педагогов и родителей

3 этап (заключительный, обобщающий) (2014-2015 учебный год)

Пополнение экспозиции мини-музея.

Торжественное «официальное» открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп, сотрудников музея.

Разработка и проведение экскурсий, занятий, развлечений.

Выставка детских творческих работ, в которых отразились впечатления от посещения мини-музея «Берегиня».

Анкетирование детей и родителей, с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.

Дальнейшее развитие проекта :

Разработка программы кружка по изготовлению традиционной народной куклы.

Использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей.

Участие в конкурсах, выставках, акциях.

Публикации.

Создание совместно с краеведческим музеем г. Лыскова Нижегородской области программы взаимодействия «Я вхожу в мир искусств».

Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ
Публикации по теме:

Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея «Русские традиции» в кабинете рукоделия.Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея «Русские традиции» в кабинете рукоделия. Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея "Русские традиции" в кабинете рукоделия кружка "Светёлка" Изучая в кружке.

Моя кукла Ведучка. Мастер-класс изготовления традиционной народной куклыМоя кукла Ведучка. Мастер-класс изготовления традиционной народной куклы Путешествуя по интернету, много читала и просматривала записей и мастер-классов по народной кукле "Ведучка". Казалось, самой сложно будет.

Проект мини-музея «Лента времени»Проект мини-музея «Лента времени» Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели. Продолжительность: долгосрочный Вид проекта:.

Проект мини-музея «Новогодняя игрушка»Проект мини-музея «Новогодняя игрушка» Проект мини-музея «Новогодняя игрушка» История новогодней игрушки В коллекции присутствуют игрушки дореволюционных времен, которые изготавливались.

Проект мини-музея «Сказка в гости к нам спешит» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Воротынский детский сад №2 «Светлячок» Проект мини-музея «Сказка.

Проект «Журиничская роспись». Создание мини-музея «Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА! Ты строга, нетороплива, величава и игрива. Ты любовью рождена, мастерством одарена. Душу русскую неси.

Создание мини-музея «Капитошки»Создание мини-музея «Капитошки» Создание мини-музея "Капитошки" 1 сентября в старшую группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи пришли.

Создание мини-музея в детском садуСоздание мини-музея в детском саду нашей группе мы с помощью детей и родителей создали самый настоящий музей предметов старины. Каждый принес из дома старинный предмет быта,.

Создание в МБДОУ мини-музея «Весёлый клоун»Создание в МБДОУ мини-музея «Весёлый клоун» Ходите с нами в музеи, пусть и музеи приходят к вам!» Экспонаты, находящиеся в мини-музее «ВЕСЁЛЫЙ КЛОУН», собраны в различных городах.

Создание мини-музея «Русские народные промыслы» Тема –“Создание мини-музея “Русские народные промыслы ” Участники проекта: Воспитатель Элизбарашвили К. Р. Дети средней группы, родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 22:14
+162Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 118.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД